Авторское музыкальное самодеятельное творчество: история и современность

Авторское музыкальное самодеятельное творчество: история и современность

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

 

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 


 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

АВТОРСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Специальность 053100 «Социально-культурная деятельность»

                                                                        

                                                                Исполнитель:

                                                              Плахин Григорий Валерьевич,

                                                                  студент    5     курса    отделения

                                                                      очного   обучения   специализации

                                                                       «Менеджер социально-культурной                     

                                                                 деятельности»




     Научный руководитель:

 

                                                 Попова Флорида Хасановна,  

                                                         старший преподаватель кафедры

                                                                        социально-культурной деятельности

                               

Тюмень

2002

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение___________________________________________________________3

 

Глава 1.   Авторское музыкальное самодеятельное творчество как феномен культуры

1.1           .    История возникновения и  развития АМСТ______________________11

1.2           .     АМСТ в «советский» и современный периоды развития__________21

 

Глава 2.  Анализ современных форм организации АМСТ 




2.1.   Конкурсы и фестивали как основная форма развития  АМСТ_______________________________________________________44

2.2.   Клубы самодеятельной песни (КСП) как движущая сила развития движения авторской песни_____________________________________60

2.3.         Организация фестивальных и конкурсных форм АМСТ                        в г. Тюмени __________________________________________________68

Заключение_______________________________________________________76

Библиографический список_________________________________________78

Приложения_______________________________________________________82

 
ВВЕДЕНИЕ

Культура любого народа складывается из множества составляющих. Она столь велика, что любой индивидуум, принадлежащий к какой-то определенной культуре, может быть отождествлен не с ней, а лишь с ее частью. Культура динамична, но вместе с тем в ней существуют некие традиции, которые, в свою очередь, тоже не вечны. Следует понимать, что изменение какой-либо части почти всегда ведет к изменению целого, но так как изменения происходят постоянно, то стремление к гармонии, идеалу бесконечно. Антагонизм старого и нового особенно заметен в современной социокультурной ситуации в России. Кардинальные изменения в обществе в начале 1990-х гг. явились сильнейшим толчком, повлекшим за собой множественные изменения в области культуры.

 В культуре всегда действовало правило: востребовано только то, что современно. Но если раньше что-то неизменно могло считаться современным многие десятилетия, то сейчас этот срок гораздо меньше: измеряется годами и даже месяцами. В настоящее время мы можем говорить о конкуренции культуры: меж- и внутрижанровой; межвременной; межкультурной (даже межцивилизационной).

Житель средневековой Руси довольствовался местечковым  фольклором (смесь жанров). Современный житель уже выбирает для себя приоритеты: в массовом плане это означает ослабление одних жанров искусства и усиление других в жизни общества. Современность в культуре не зависит от времени изготовления культурного продукта, так как он почти всегда носит нематериальный характер, а значит, не подлежит физическому износу. Но даже материальные носители культуры (произведения архитектуры, живописи и т. п.) со временем не исчезают бесследно: в любом произведении культуры важна его идея, а не только внешние формы. Так, читая «Слово о полку Игореве», книгу, изданную, может быть, всего месяц назад, мы знакомимся с древним фолиантом, а, играя произведения Баха, мы не просто воспроизводим нотные знаки в звук, а передаем слушателям идею. Письменность, а в дальнейшем звуко- и видеозапись помогают нам сохранять идеи культуры, созданные в прошлом, и делать их конкурентными вновь создаваемым.

Глобализация породила межкультурную, межцивилизационную конкуренцию. В долговременной перспективе этой конкуренции нами видится следующий результат: исчезновение культурного многообразия, но вместе с тем создание еще не веданной нам полицивилизации (так как национальные культуры не будут попросту уничтожаться, как это зачастую имело место в прошлом, а будут поглощаться мировой). В полицивилизации будет происходить многократное усиление внутренней конкуренции, что в свою очередь повлечет за собой создание неких внутрикультурных общностей, объединенных на основе социального статуса, а не национальной или государственной принадлежности. Разумеется,  это не может произойти в одночасье, но уже происходит. Поклонник рока может слушать рок, но не пойдет на классический концерт. А ведь рок и классика являются составляющими общемировой культуры. Современному горожанину сложно воспринять фольклор – чуждую ему составляющую культуры, но авторское музыкальное самодеятельное творчество будет им осмыслено и понято,  подвергнется определенному воздействию для изменения.

Авторское музыкальное самодеятельное творчество (далее АМСТ)  традиционно является составной частью культуры российского общества, формой  самоорганизации, возродившейся в годы «оттепели» как неофициальная музыкально-поэтическая составляющая культуры, завладевшая на многие десятилетия умами передовой части общества – интеллигенцией, студенчеством. Отмена в нашей стране цензуры в начале 1990-х гг. XX века, появление гражданских прав и свобод в обществе, формализация движения во многом изменили его сущность и формы. Богатейшее культурное наследие может быть утрачено, поглощено массовой культурой. Многие корифеи движения считают, что оно изжило само себя. Несомненно, «авторской песни» в советском понимании этого слова уже нет, но так как явлению не десятки, а сотни и тысячи лет, то оно не может исчезнуть в одночасье. На наш взгляд, современная авторская песня должна вобрать в себя все то лучшее, что было создано в советское время, и  приспособиться  к существованию в свободном обществе и к экономическим реалиям сегодняшнего дня.  Современная социокультурная ситуация в России способствует трансформации явления на новом витке развития цивилизации и востребованности в будущем.

 На данный момент недостаточно научных работ, посвященных авторской песне. Издаются преимущественно в основном только сборники произведений отдельных авторов   или журналистские эссе на уровне вопросов - ответов. Очень мало работ, рассказывающих об истории авторской песни, еще меньше - изучающих ее как явление отечественной культуры, во многом предопределившей ее современное состояние, и фактически нет работ, повествующих о современном состоянии АМСТ, о путях его развития, о влиянии его на общую социокультурную ситуацию в стране. Стихийно развивающиеся клубы самодеятельной песни, фестивали, превращающиеся в сугубо коммерческие шоу, ограничения законодательства в области применения авторских прав - все это может привести к утрате огромного пласта отечественной культуры, весьма самобытного, получившего свое развитее в годы тоталитаризма.

Заметна тенденция возрастания интереса к непреходящим ценностям культуры. Грамотное руководство и организация АМСТ должны привести к повышению культурного уровня соотечественников, а значит, благотворно сказаться на развитии всего общества.

 В настоящее время существует множество клубов самодеятельной песни, в городах нашей страны проводится большое количество фестивалей и конкурсов, посвященных этому виду творчества. Возможны различные пути развития, по которым пойдет авторская песня. Наша задача - выбрать наиболее оптимальный вариант ее эволюции, обеспечить организацию АМСТ в дальнейшем и обеспечить преемственность творчества различных поколений «поющих поэтов».  Изменения в области АМСТ происходят ежедневно. Появляются новые авторы, применяются новые средства музыкальной выразительности.

Музыка строится по четким гармоническим правилам, она подобна математике, и самодеятельность в области музыки говорит о частичном незнании ее законов в полном объеме. Но так как их  очень много и очень мало людей, которые ими бы владели  досконально, то переход от любителя к профессионалу очень расплывчат, трудноопределим. Самодеятельность - это как нижняя ступень на лестнице к мастерству,  профессионализму, и те, кто не может или не хочет «подниматься» вверх, должны уступить место другим, не мешать им и заняться другим видом деятельности. К сожалению, не многие осознают самодеятельность как этап на пути развития, поэтому сейчас очень много посредственностей, которые в течение многих лет «варятся в соку» АМСТ, создавая никому не нужные произведения, и отвращают тем самым потенциальных участников АМСТ от этого вида деятельности. Хуже, если они становятся у власти: попадают в жюри конкурсов, решают, кто будет выступать на концертах и т. п.   Но эти негативные тенденции в большой степени умаляются действительно талантливыми поэтами и музыкантами. В этом и заключается актуальность данного исследования.

Цель дипломного проекта - изучение истории возникновения, процесса развития, современного состояния, в том числе и инноватики, АМСТ.

Цель предопределила решение следующих исследовательских задач:

1.          Проследить историю возникновения и развития АМСТ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать