Авторское музыкальное самодеятельное творчество: история и современность

 Но не только в нашей стране, но и за границей существует и развивается АМСТ. С 24 по 26 мая 2002 года на территории Berliner Schoenholzer Heide (Hermann-Hesse-Strasse 82, Berlin-Pankow), где созданы все необходимые условия для палаточного городка и большого количества зрителей, под открытым небом пройдет фестиваль "Русский Акцент".

В течение всех трех дней на различных сценах будут выступать барды и музыканты из Германии, России, Украины, Франции, Швейцарии и других стран, а также почетные гости фестиваля.

Два предыдущих фестиваля (в 2000 и 2001 гг.) вызвали большой интерес у русскоязычного населения Германии, а также у многочисленной немецкой аудитории. Уникальная дружеская, доверительная атмосфера фестиваля привлекла не только поклонников бардовской песни, но и людей мало знакомых с этим жанром.

С каждым годом программа фестиваля становится все более разнообразной. В этом году к уже ставшим традиционными концертам (выступления германских клубов, детский концерт, «свободный микрофон», гала-концерт с участием звезд) добавятся новые. «Дом Культуры Берлин» представит известных рок-музыкантов, кроме того, слушателей ожидают сольные концерты любимых авторов, а в специальном клубном шатре пройдут творческие встречи с бардами.

С 25 по 27 мая 2001 г. в Берлине проходил Второй Международный Фестиваль АП «Русский Акцент».

Почётные гости фестиваля:  братья Мищуки,  Леонид Сергеев, Андрей Козловский, Раиса Нурмухаметова, Дмитрий Бикчентаев, Владимир Туриянский. 
         По многим пунктам «Русский акцент» 2001 г. удался лучше предыдущего: организационные вопросы решались более чётко - практически отсутствовали заминки; расширилась программа фестиваля - появилась вторая сцена с концертами «Свободный микрофон» и «Около жанра», а программа выступлений на главной сцене была дополнена концертом немецких исполнителей. Таким образом, у одних появилась дополнительная возможность быть услышанными, а у других - познакомиться с чем-то нетрадиционным в рамках бардовского фестиваля. И погода проявила себя с привлекательной стороны: днём радуя всех солнечной и безветренной погодой, а ночью - удивительно ярким звёздным небом. «Звёздным» был и гала-концерт в субботу вечером, создавая незабываемое ощущение праздника. «Изюминкой» концерта стало попурри Мищуков и Сергеева под названием «Уплывает пароход» и рок-н-рольно-бардовский марафон Козловского.

Мнение Александра Моисеевича Городницкого (геолога, океанолога, поэта) нам важно. Он является Доктором геолого-минералогических наук, академиком РАЕН, заведует лабораторией в Институте океанологии им. Ширшова РАН. Песни пишет с 1953 года. Член Союза писателей СССР с 1972 года. Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в           1965 - 1966 годах и др. Лауреат премии им. Булата Окуджавы (1999). Член и председатель жюри многих фестивалей, в том числе Грушинского. Он выпустил большое количество пластинок, магнитальбомов, компакт-дисков, книг. Многие его песни всенародно известны: «На материк», «Перекаты», «У Геркулесовых столпов», «Деревянные города», «Снег над палаткой кружится» и др. Вот что он говорит о развитии АМСТ на Западе: «…Там жанр развивается немного по другому. Там поют о том, что их волнует. Очень много песен, связанных с жизнью в эмиграции. Вот, например, в Канаде есть целая «школа» авторской песни, есть автор Овсищер Михаил. Автор, который мне наиболее интересен - это Марк Мерман , живет он в Арканзасе. Он когда-то был лауреатом фестиваля в Эстонии, по-моему, в 87 году, я его запомнил, и с тех пор много лет не слышал. Но когда я приехал в США, я послушал диски с записями песен, которые он пишет сейчас. Это, действительно, серьёзный интересный поэт. Пожалуй, он входит в тройку-четвёрку самых для меня «сильных» авторов. Когда меня спрашивают об авторах нового поколения, я в первую очередь вспоминаю это имя. У него очень серьезная тематика песен…» [49].






2.3.      Клубы самодеятельной песни (КСП) как движущая сила развития движения авторской песни

Общественное сознание  постоянно движется, что-то утверждает, что-то отрицает, переживает свои кризисы и периоды застоев. Его динамика - в его дифференциации. В нём есть важные «представительные» структуры и подсистемы, претендующие на истинность, на то, что они отражают мнение общества, защищают его интересы. Там  есть свои неформальные образования,  что нам представляется менее  устойчивым и серьезным, и относительно подвижные и смелые в выдвижении инновационных идей и позиций. Есть и реформаторы и консерваторы.   «Представительные» подсистемы обычно черпают свою силу извне, от поддержки сильных социальных образований: материально, организационно и прочими способами. Сильные социальные структуры – это, прежде всего, структуры государственные, обладающие властью, а потому эти подсистемы общественного сознания, опирающиеся на вышеуказанные силы, часто называют официальным общественным сознанием. Прочие же структуры – неофициальные, но, естественно, не значит, что неформальные. Разумеется, силы, пропагандирующие официальное общественное сознание, стремятся сократить, подавить, свести на нет всё, противоречащее ему. В полной мере это никогда не удаётся. Неофициальное сознание может существовать нелегально, в неформальных социальных образованиях либо даже в подсознании (как во времена Сталина),  продолжая вырабатывать свои идеи и поддерживать их. Но в этой позиции оно бывает лишено обратной связи с большим общественным сознанием. Идеи его не расходятся широко, не обсуждаются, а потому и процесс их развития замедляется, много сил уходит на конспирацию. Это - тяжёлые периоды в жизни общества.   

Общество в первые годы после XX съезда представляло собой нечто, невиданное ранее. Люди говорили о политике, об идеологии, о морали везде. Это было время, когда общественное сознание, долгие годы находившееся в состоянии искусственно поддерживаемой летаргии, вдруг очнулось, получило информацию, ужаснулось тому, что происходило, и пришло в состояние сильного возбуждения. Оно задавалось вопросами о прошлом, настоящем и будущем нашего общества, которые все, собственно, сводились к двум основным вопросам: как было возможно предыдущее существование, и что нужно делать обществу сейчас и на уровне каждого отдельного человека, чтобы прошлое не повторилось. Общественное сознание того времени при всей своей активности и возбуждённости было страшно разрозненным. Еще сильны были в обществе пережитки прошлого. Даже сейчас, после более чем десятка лет свободы, в нашей стране находятся люди, искренне считающие  коммунистический гнет лучшей формой развития общества. Что же говорить о том времени. И вот в этот-то период и возникла впервые авторская песня. (Конечно, появилась не только авторская песня, появился «Один день Ивана Денисовича», «Самиздат», «Хроника» и многое другое). Эти были песни несанкционированные, не прошедшие цензуры, рассмотрения, утверждения.  Официальные структуры пришли в движение, но магнитофон системы «Яуза» оказался «сильнее». В сотнях, тысячах, а потом и десятках тысяч плёнок бардовская песня расходилась по всей стране, достигая самых отдалённых районов. Хотя это было не так уж безопасно. Правда, в тюрьму за это не сажали, но могли быть крупные неприятности у человека, иногда и до потери работы. Но тем не менее переписывали, хранили и слушали.   

«Постулат, который,  по Канту, лежит в основании морали: к человеку нельзя, никогда нельзя, относиться как к средству для достижения каких бы то ни было целей, только - как к цели самой по себе. Сказать, что здесь было сделано какое-то открытие непознанного, конечно, нельзя. Это и для Канта уже не было чем-то новым: он дал такую философскую формулировку древней как мир системе моральных заповедей» [14, 87].         Эффективность воздействия бардовской песни на общество в сильной степени было обусловлено именно возникновением этой социальной структуры - КСП. Ведь  «…общественное движение - это не просто, как говорил М. Вебер, «массовидная реакция», т. е. одинаковая реакция многих людей, сформированная общими условиями жизни, представлениями и т. д. Каждый реагирует сам по себе, но поскольку условия одинаковые, люди реагируют одинаково и получается «массовидная реакция». Здесь мы имеем ситуацию, когда и условия разные и представления весьма разнообразны, а частично и вовсе не сформировались» [14, 92].Реакция не возникает стихийно, но формируется именно подструктурой общественного сознания, в какой-то степени и целенаправленно. «Всё это взаимодействует внутри себя, общается, обменивается мыслями и эмоциями» [14, 93].

 Клуб  - это весьма своеобразная социальная структура. По своим признакам она способна варьироваться в огромных пределах: от узкого замкнутого круга людей  вплоть до КСП с его миллионным членством, совершенно открытыми   границами и колоссальной аудиторией, находящейся за их пределами и не только. Главное своеобразие и огромное значение КСП  заключается не в его структурных особенностях, а в тех приоритетных функциях, которые он  осуществляет  в обществе. При тоталитарном строе клуб был в основном интегрирующим началом, объединял людей в своеобразном андеграунде, создавал ауру культурной сплоченности, общности; вместе с тем он выполнял и выполняет сейчас функцию индивидуализации, творческого саморазвития личности. Еще одна из важнейших функций клуба - это создание архивов АМСТ. И еще одна из основных - организация проведения концертов и фестивалей авторской песни. Свою объединяющую функцию на настоящий момент, как основную, КСП выполнил. Несомненно, клубы и сейчас объединяют людей, но вокруг других приоритетов, и былой сплоченности уже нет, да это и не надо, ведь общество в основной своей массе потеряло врага в лице государства. Клуб свои функции выполняет постоянно. Естественно, что в разном объеме, в зависимости от своей величины, диапазона интересов, их содержания и значения, их соотношения с данной социальной и культурной ситуацией и с прочими, менее важными, условиями и обстоятельствами.

         Возникновение КСП обусловливается «хрущевской оттепелью», позволившей человеку существовать в какой-то мере автономно от государства, давшей некоторые свободы, общение без страха попасть в концлагеря коммунистического режима. «Оттепель» дала возможность, правда, ограниченную,     путешествовать по стране, общаться с новыми людьми, обсуждать жизненные вопросы.

 Можно поставить вопрос: что нового внёс КСП в культуру, искусство и т. д.? КСП в советский период был подсистемой общественного сознания, его неформальной сферой, сыгравшей большую роль в преобразовании всего общественного сознания в целом. А все  его другие функции выполнялись  как «побочные» по отношению к ней. КСП прежде всего - идея и позиция, ценностная и моральная. И только затем   искусство и человеческие отношения.         Тип человеческих отношений, которые в нём культивировались и которые вытекали непосредственно из его генеральной позиции, - суперценности человеческой личности. В них было трепетное уважение к человеку, они были как бы освещены и окрашены высокими ценностями, которые защищал и отстаивал КСП как целое, как подсистема общественного сознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать