2. Выявить особенности советского и современного этапа развития АМСТ, показать дальнейшие пути развития.
3. Доказать, что КСП является движущей силой развития АМСТ.
4. Показать основные формы существования АМСТ в современной России (фестивали и конкурсы, КСП).
5. Рассмотреть деятельность КСП и авторов-исполнителей в Тюменской области.
Объект исследования – авторское музыкальное самодеятельное творчество как общемировое культурное явление и его специфические формы в России.
Предмет исследования – особенности организации творческой деятельности участников АМСТ в историческом и современном аспектах.
Основу научной гипотезы составили следующие предположения:
АМСТ в России существует и развивается исходя из реалий сегодняшнего дня и оказывает сильнейшее воздействие в целом на отечественную культуру:
- история АМСТ насчитывает многие сотни лет;
- в развитии АМСТ сейчас наблюдается ряд тенденций, одна из основных - сращивание его с профессиональной эстрадой, две противоположенные: с одной стороны, массовость, с другой - элитарность; - современные формы организации АМСТ приобрели массовый характер: в связи с этим возникает ряд проблем, которые, если их во время не решить, могут пагубно сказаться на дальнейшем ходе развития явления.
Научная новизна дипломного проекта заключается в научном осмыслении феномена АМСТ в современной социокультурной ситуации в России.
В качестве методологической основы исследования выступили труды представителей различных отраслей научного знания по следующей проблематике:
- становление и развитие АМСТ – В. И. Новикова, Ю. А. Андреева, А. М. Городницкого, К. А. Иванова;
- Организация проведения фестивалей и конкурсов АМСТ – А. М. Городницкий, С. С. Ломакин, Ю. Лорес, Ф. Х. Попова;
- Роль КСП в систематизации и пропаганде АМСТ – В. Ф. Чеснокова, Ю. А. Андреев.
Практическая значимость исследования проявляется в анализе общероссийского и регионального опыта организации форм АМСТ; в осмыслении понятия АМСТ в современной отечественной социокультурной ситуации.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами исследования. Ведущим является описательный метод, под которым мы понимаем систему научно-исследовательских приемов, применяемых для характеристики явления АМСТ на данном этапе развития. В рамках этого метода мы использовали прием количественного подсчета, производили наблюдение, устанавливали признаки изучаемого явления. Нами использовался метод сравнительного анализа. Одним из важных методов нашего исследования является метод интервьюирования.
В дипломной работе используются следующие исходные понятия и термины.
Авторское музыкальное самодеятельное творчество (АМСТ) - общемировое культурное явление, создание и исполнение музыкальных произведений авторами.
Авторская песня - часть АМСТ – социокультурное явление, возникшее в 50-х гг. ХХ века, как альтернативный официальному вид отечественной поэзии, произведения которого исполнялись под аккомпанемент; в настоящее время – вид песни с глубоким содержанием текста.
Бард – в настоящее время то же, что и автор-исполнитель.
Клуб Самодеятельной Песни (КСП) - общность людей, занимающихся АМСТ, изучением его истории, архивированием образцов АМСТ, организацией мероприятий в области АМСТ и коммуникацией членов клуба.
Конкурс – соревнование, проводящееся, как правило, на заранее известных условиях.
Любительство – самодеятельное движение в сфере свободного времени, проявление социально-культурной активности людей.
Музыкальное творчество - свободная деятельность людей, направленная на создание новых, никогда ранее не бывших образцов музыкальной культуры общества.
Самодеятельное творчество - свободная деятельность людей, направленная на создание образцов культуры на непрофессиональной основе.
Фестиваль – массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства, творчества.
Структура дипломной работы отражает основные этапы исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении дается обоснование актуальности темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, научная гипотеза; приведены научная новизна и практическая значимость; определены теоретическая и методологическая основы, даны необходимые понятия и термины.
В первой главе «Авторское музыкальное самодеятельное творчество как феномен культуры» приводится исторический анализ АМСТ в мировом и российском масштабах, а конкретно «советский» и современный этапы ее развития, даны предположения о будущем АМСТ в нашей стране.
Во второй главе «Современные формы организации АМСТ» анализируются современные формы организации АМСТ: фестивали и конкурсы, КСП; это наглядно демонстрируется на примерах проведения фестивалей и конкурсов авторской песни за рубежом, в России и Тюмени; анализируется сам КСП; показывается ситуация с развитием АМСТ в Тюмени.
В заключении содержатся основные выводы исследования и намечаются перспективы для дальнейшей работы, выносятся положения на защиту.
Глава 1. Авторское музыкальное самодеятельное творчество как феномен культуры
1.1. История возникновения и развития АМСТ
Авторское музыкальное самодеятельное творчество - это создание и исполнение музыкальных произведений автором на самодеятельных началах. По традиции, сложившейся в нашей стране, АМСТ чаще всего понимается как сочинение, прежде всего песен (т. е. стихотворного текста, положенного на музыку), и исполнение их под гитару (6 или 7-струнную). Конечно, существуют музыкальные произведения самодеятельных авторов без текста, исполняемые на различных инструментах, но это скорее исключение, чем правило.
АМСТ - явление общемировое, и зародилось оно несколько тысячелетий тому назад. Точной даты и точного места его появления ни сегодня, ни, по-видимому, в дальнейшем, никто не сможет назвать. Для истории явно известный факт – большая редкость. И было бы неверным пытаться приписать создание первых образцов АМСТ конкретному человеку, и очевидно, что это явление именно общемировое, а не исключительно отечественное. В разных странах у разных народов АМСТ возникло в разное время и приобрело многообразные формы. Но для изучения нам более интересно, понятно и близко прежде всего отечественное АМСТ в связи с его повсеместно широким распространением в нашей стране во второй половине ХХ века (так называемая авторская или бардовская песня), огромным влиянием, которое оно оказало на отечественную культуру.
Многим представляется, что на Руси авторское музыкальное творчество не существовало, а бытовал лишь фольклор (т. е. безличное коллективное творчество, передававшееся устно), но это не так. Далее мы приводим некоторые даты, сохранившиеся в народной памяти, как вехи развития АМСТ, но признаем, что это лишь малая часть того, что было: в 1157 г. в Киеве был создан песенник, где под строками кириллицы располагались нотные знаки; 1187 г. - дата создания «Слова о полку Игореве», которое проговаривалось тоже в ритмически-напевном стиле.
Очень часто у произведений, созданных в древней Руси, автор неизвестен. Это объясняется следующим. Во-первых, возможно, что информация об авторстве утрачена, во-вторых, произведения АМСТ почти всегда предавались изустно, а значит, имело место коллективное творчество, и, в-третьих, не было принято подписывать произведения в силу практической бесполезности, а иногда даже и вреда (подобные действия преследовались церковью). Неверным является предположение: если мы не можем назвать имя автора, значит, его нет. Несомненно, многие авторы нам не известны. Но есть и такие, имена которых дошли до нас. Это самодеятельный автор XVI века (прославившийся, правда, в иных видах деятельности) Иван Васильевич Грозный (IV). На стихираре его написано: «Творения Царя Иоанна, деспота Московского». Его вокальные произведения в свое время исполнялись в Успенском соборе Кремля при большом стечении народа. Позднее, в XVIII веке, знаменитый философ Григорий Сковорода сочинил много замечательных песен (стихи и музыку). Его произведения имели еще при жизни автора (что, заметим, для того времени редкость) большую популярность, а после еще долго исполнялись в народе. В течение XIX века они включались в песенники различного рода, как народные. Но вот при жизни Григорий не увидел ни одной напечатанной строки своих произведений. Сравнивая безличностные конструкции фольклора и индивидуальное самодеятельное творчество прошлого, мы не можем провести их четкое разделение. И стиль, и темы произведений, и их подача были столь похожи, что особого значения авторство в те времена не имело.
Рост городов, появление большого числа рабочих и служащих, повышение общего уровня образования повлияли на изменение структуры населения, а значит, потребовали создания новой народной культуры, отличной от деревенской. Одной из форм этой культуры стало возникновение в XIX веке жанра городского романса - непосредственного предшественника современной авторской песни.
АМСТ на современном этапе ее развития представляет собой массовое движение. Можно даже говорить о возрождении в последние годы и бурном развитии этой составляющей культуры России. По сути своей авторская песня - современное народное музыкально-поэтическое искусство России. Основоположники современных форм АМСТ, наиболее известные в прошлом авторы-исполнители, к сожалению, уходят из жизни (Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцкий и др.), но их песни остаются классикой АМСТ и не забываются, а более того перепеваются, их сочинения тиражируются. Появляются новые исполнители, затрагиваются наряду с традиционными новые темы, актуальные на сегодняшний день. АМСТ - динамичное явление (в отличие, скажем, от фольклора, где с течением времени происходит лишь искажение его сущностного смысла, непонятного представителю современного урбанизированного общества). Большинство населения России живет в городах (с каждым годом соотношение сельского и городского населения увеличивается в сторону последнего), и ему чужды песнопения, в большинстве своем обрядовые, связанные с сельским образом жизни. Произведения фольклора исполняются на устаревшем бытовом языке. Редко встретишь человека, корни которого в культурном отношении принадлежат какой-либо одной национальности. Это значит, что, идентифицируя себя с представителем русской нации, человек отождествляет себя с носителем, прежде всего, современной городской отечественной культуры, синтезируемой из культур множества народов, а не с крестьянской культурой. Исходя из этого, мы считаем, что АМСТ на современном этапе своего развития является истинно народным творчеством, а не стилизованным под него. Человек с гитарой на сцене не кажется нам смешным, потому что он – это мы. Он одет так же, как мы, говорит, поет, затрагивает те же темы, о которых думаем мы, приводит аргументы, кажущиеся нам убедительными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15