Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического...

Информационно-библиографический  бюллетень «Новая религиозная литература в России» издается ежемесячно. Каждый месячный выпуск бюллетеня включает в себя в среднем около 60 наименований религиозных изданий. Основным источником формирования бюллетеня является исследование и мониторинг рынка новой религиозной литературы.

Многолетний опыт подготовки информационно-библиографического бюллетеня позволяет кратко проанализировать особенности рынка религиозной литературы, издаваемой за последние годы. Если проанализировать перечни специальных экземпляров, которые публикуются в «Книжном обозрении», то можно видеть, что, как правило, примерно половину наименований издаваемых книг можно отнести к православной литературе, около 15 % (в сумме) составляют католические, протестантские и религиоведческие издания, а также издания по нехристианским традиционным религиям (ислам, буддизм, иудаизм и т.д.), а остальное составляют книги, издаваемые новыми религиозными движениями (сектами) различной направленности.

Интересно отметить, что большинство (около 70-80 %) от числа указанных выше книг составляют брошюры, издания апологического, рекламного или негативного (то есть содержащие критику других религий, конфессий и духовных направлений) характера, различные богослужебные сборники. После исключения выше указанной литературы структура бюллетеней приобретает следующий вид.

Православная литература — 65 %

Литература по старообрядчеству — 2 %

Католическая литература — 7 %

Протестантская литература — 1,5 %

Литература по исламу — 3 %

Литература по иудаизму — 3 %

Литература по буддизму — 1 %

Литература по новым религиозным движениям (сектам), аккультизму, мистицизму и пр. — 3 %

Литература по религиоведению и научная литература — 14 %

Таким образом, несмотря на конфессиальный характер обзоров, оказывается, что большую часть книг, приводимых в информационно-библиографическом бюллетене, составляет православная литература. Рассматривая отдельно православную литературу, можно наблюдать следующие примерные соотношения:

— Различные издания книг XIX века — 30 %

— Богословская литература  ХХ века — 50 %

— Православные брошюры (в основном, апологического и негативного характера) — 20 %

— Издания жизнеописаний и творений святых отцов и классических православных текстов на русском языке — 30 %

— Творения религиозных писателей Русского Зарубежья — 15 %

— Религиозные произведения ныне живущих авторов — 40 %

— Творения священнослужителей — 45 %

— Творения мирян — 35 %

— Переводы иностранных православных авторов — 10 %.

На данный момент отделом религиозной литературы ВГБИЛ им. М.И. Рудошенко осваиваются следующие перспективные направления в развитии бюллетеня:

— возможность его использования в процессе книгообмена, публикация данных в Интернете (с бюллетенями за 1997-1998 гг. можно ознакомиться по адресу: www.libfl.ru/eng/relig.html) ;

— составление списков религиозной литературы по темам, консультации о возможности приобретения тех или иных изданий.

За годы существования бюллетеня «Новая религиозная литература в России» была создана соответствующая база данных (БД), включающая в данное время более 3000 наименований книг.

База данных переведена на CD-ром и вместе с текущим указателем ИНИОН, характеристика которого была дана ранее, является наиболее полной информацией по проблемам христианства.

Большой интерес для религиозных деятелей и всех интересующихся вопросами христианства представляет получивший в печати освещение проект «Христианская информатика». Возникновение этого проекта не было случайным.

На христианской традиции основана вся европейская и, в частности, русская культура, и поэтому необходимость в христианской и церковной информации возникает не только в богословских и церковно-прикладных науках, но и в самых различных разделах наук светских — исторических, филологических, философских, юридических, искусствоведческих, педагогических. Особенно остро потребность в информации такого рода ощущается тогда, когда от простой перепечатки наиболее необходимых книг, имеющей целью оказание «экстренной помощи» духовно изголодавшимся людям, мы переходим к научному освоению христианской литературы посредством критических изданий, снабженных примечаниями и комментариями.

Следует подчеркнуть, что старые книги были рассчитаны на читателей с совершенно иной культурой и воспитанием, чем нынешнее, поэтому в них часто без каких бы то ни было пояснений включались различные цитаты из Писания, из молитв богослужебного круга — типа «восхищение недарованного», «окамененное несчувствие», «церковь лукавнующих» и т.п. Конечно, современному читателю все это следует объяснить.

Объем этой информации настолько велик, что без современных технологий тут невозможно обойтись.Аналогично тому, как в других областях знания, задача их информационного обеспечения выделилась в самостоятельные дисциплины, в силу чего существует информатика биологическая, геологическая, химическая, юридическая и др., — точно так же должна существовать и информатика христианская. Задачу сбора, хранения, поиска и обработки информации, накопленной веками существования христианства и жизни Церкви, можно успешно решить, сделав ее предметом специальной сферы деятельности. При этом мы не только отдадим должное усилиям наших предков, не только перебросим мост из современности к трудам и дням наших отцов, но и обеспечим преемственность в развитии христианской традиции, богословских и гуманитарных наук в целом.

Актуальность этой задачи особенно ясна в контексте происходящего ныне в нашей стране христианского возрождения. Лишь систематизировав и упорядочив информацию о том церковном организме, который функционировал до переворота 1917 г., мы ясно осознаем размеры понесенного ущерба и лучше поймем, что именно следует восстановить в первую очередь. Само накопление и собирание такой информации уже представляет собой род восстановления — сначала только информационного. И, конечно, оно требует значительно меньших средств в плане материальном: составить каталог разрушенных храмов и уничтоженных книг несравненно легче, чем заново отстроить храмы и переиздать утраченные книги.

Для внедрения современных технологий и перехода на новый уровень в справочно-информационном обслуживании Церкви целесообразно создать Православный информационный центр.

Основными направлениями деятельности такого центра могут быть следующие:

1. Священное писание: ввод в компьютер текст русской и славянской Библии, приобретение за рубежом магнитных носителей с текстами Библии на других языках (в первую очередь на иврите, греческом и латинском); создание Симфоний и указателей по всем этим текстам (как в печатной, так и в компьютерной форме); создание компьютерной информационно-поисковой системы, позволяющей осуществлять поиск необходимых текстов Писания (в том числе по сложным комбинированным запросам, по неточной цитате и т.д.).

2. Богослужебная литература: ввод в компьютер всех богослужебных книг (в том числе Часослова, Служебникова, Триодей, Требника, Акафистников и др.), а также богослужебных указаний, содержащихся в Типиконе; создание Симфоний и указателей к ним (как в печатной, так и в компьютерной формах); создание системы «Компьютерный псаломщик», позволяющей на основе хранящихся в машинной памяти богослужебных текстов и сведений из Типикона автоматически строить точные и канонически безупречные службы на каждый день (с учетом совмещения переходящих и непереходящих праздников, престольных праздников соответствующего храма и т.д.); для более активного и осмысленного их участия в этих службах; организация компьютерных изданий церковных календарей, значительно более доступных для верующих по сравнению с нынешними.

3. Агиография: ввод в компьютер кратких житий святых и основных сведений о них (годы жизни, страна, биографические данные); создание агиографических указателей и справочников; организация компьютерных изданий для прихожан текстов кратких житий отдельных святых, чтобы каждый верующий мог иметь у себя текст жития своего небесного покровителя.

4. Экзегетика: ввод в компьютер экзегетических отрывков из святоотеческих творений; создание компьютерной информационно-поисковой системы по экзегетике, позволяющей подбирать толкования одних и тех же священных текстов Отцами Церкви.

5. Другая христианская литература: составление указателей различного типа, посвященных творениям Отцов Церкви, русской богословской и религиозно-философской литературе — дореволюционной и эмигрантской.

6. Каноника: ввод в компьютер текстов канонов — правил апостольских, вселенских и поместных соборов, а также Св.Отцов; ввод иных нормативных актов, регулирующих жизнь различных церквей; создание Симфоний и указателей по всем этим текстам.

7. История: ввод в компьютер кратких сведений о жизни и трудах различных церковных деятелей — как русских, так и зарубежных православных церквей; ввод информации о значительных церковных событиях (распространение христианства, возникновение ересей и сект, сборы, явление чудотворных икон и иные чудесные события, основание монастырей и храмов, духовных учебных заведений и др.); создание соответствующих указателей, являющихся отправной точкой (словником) для работы над Православной энциклопедией.

8. Нетекстовая информация. Современные технические возможности компьютеров, помимо обработки текстов, позволяют хранить и обрабатывать также и нетекстовую информацию. Это позволяет создавать информационно-поисковые системы различных типов, в частности, по христианской иконографии, по церковному пению, по церковному зодчеству и многим другим смежным дисциплинам.

В деятельности Православного информационного центра заинтересованы все православные юрисдикции: распространение информации друг о друге безусловно будет способствовать их сближению. Создание такого центра есть дело, полезное не только для Русской Православной Церкви на нынешнем этапе ее истории, но и для всей христианской культуры в целом.

Другие трудности связаны с наличием у значительной части современных деятелей на ниве христианства — как у клириков, так и у мирян — устойчивых предрассудков относительно компьютеров, допустимости и «православности» их использования для работы в таких бесценных для каждого христианина областях, как Священное Писание и Православное Предание. Понять такое предубеждение нетрудно, имея в виду как сходство экрана компьютера с экраном телевизора с характерным для нашего времени засильем на нем рока, секса, политики, культа наживы и прочих малоприятных вещей, так и его соотнесение с атрибутами западной культуры. Определенную роль тут играет и некритическое восприятие информации о так называемом «искусственном интеллекте».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать