Названные издания подводят своеобразный итог разработки библиографического обеспечения религиоведения конца ХХ - начала ХХI века.
1.3. Церковное краеведение
Понятие «Церковное Краеведение» возникло совсем недавно. Оно было сформулировано в статьях и выступлениях архимандрита Иннокентия (А.И.Просвирина), в документе «Основные направления и темы для формирования «Российской краеведческой программы», принятом на Учредительной Конференции Краеведов России (Челябинск, 1990 г.), на некоторых региональных конференциях. На основании этих определений это понятие рассматривается с двух точек зрения: во-первых, это деятельность церкви как социального института, ведущего краеведческие исследования (организационно-канальный аспект); во-вторых, краеведческие исследования, направленные на изучение церковно-религиозной жизни определенной территории вне зависимости от субъекта их исполнения (содержательный аспект).
Объектом церковного краеведения является конкретная территория, все стороны ее жизни и истории, связанные с церковью. К 1917 г. в состав Российской империи входило 64 епархии: именно они, а также более мелкие церковно-административные деления (благочиния, приходы) и выступают основными объектами церковного краеведения.
Интерес церкви к изучению своего отечества начал складываться еще в первые годы возникновения христианства на Руси. Важным этапом для формирования церковного краеведения стал конец XVIII века. Появление сети церковно-краеведческих организаций, складывание системы краеведческих изданий церкви позволяет говорить о формировании церковного краеведения именно во второй половине XIX века.
В 60-70-е годы XIX века возникли первые церковно-краеведческие общества: в 1865 году – Подольский епархиальный историко-статистический комитет, в 1873 году – Церковно-археологическое общество при Киевской духовной семинарии. К 1917 году церковно-археологические и исторические общества и комитеты были в 56 епархиях. В большинстве этих учреждений существовали древлехранилища (музеи). Они создавались также при семинариях, ученых архивных комиссиях.
Основной целью церковно-археологических и исторических учреждений было изучение истории епархии: охрана и собирание церковных памятников, рукописных и старопечатных книг, разбор и описание архивов духовного ведомства на своей территории, подготовка печатных трудов. Их краеведческое содержание и ведомственная принадлежность определили единство тематики и приверженность определенным жанрам. Это прежде всего описания монастырей, церквей, приходов, сел, предметов культа и церковного искусства, биографии выдающихся представителей местного духовенства; очерки истории местных духовно-учебных заведений; публикации архивных документов, церковно-приходских летописей, описаний архивов духовного ведомства, а также коллекций старопечатных и рукописных книг. Немало публиковалось этнографических материалов – сказок, песен, записей народных обычаев и обрядов.
Условно библиографические материалы церковного краеведения можно разделить на несколько групп. Первая включает набор отдельных изданий или изданий и статей из епархиальных ведомостей (Тобольск). Во второй – издания и статьи из епархиальных ведомостей описаны раздельно. Эти архивные материалы не только позволяют определить, как полно разработана церковная история той или иной епархии, по ним можно судить и об отношении церковных краеведов к библиографии.
Создание обобщающей библиографии по истории епархии неоднократно формулировалось как одна из основных задач церковно-краеведческой деятельности.
Можно выделить два основных направления церковно-краеведческой библиографии: выявление, обобщение исторических, этнографических, археологических и других материалов, касающихся церкви; создание полного указателя по церковной истории края, воссоздание биографий выдающихся местных представителей духовенства, выявление печатных материалов о них и их трудов.
Путем длительных поисков удалось выявить 145 библиографических пособий различных жанров, в которых представлена литература о 48 епархиях. В основном это указатели содержания епархиальных ведомостей, других периодических и продолжающихся изданий, персональные и библиографические указатели лиц духовного звания, тематические указатели по отдельным вопросам церковного краеведения. Эти библиографические труды выходили отдельными изданиями, публиковались в епархиальных ведомостях, справочных книжках для духовенства, сборниках церковно-краеведческих организаций, светских изданиях.
Наиболее распространенными (72,4 %) среди церковно-краеведческих библиографических изданий оказываются указатели содержания, прежде всего местных епархиальных ведомостей. Это неудивительно. Епархиальные ведомости издавались практически во всех епархиях. По идее их создателей, они должны были стать летописями местной церковной жизни.
Отношение к епархиальным ведомостям как к ценному краеведческому источнику стимулировало создание указателей содержания официальной и неофициальной части ведомостей. Поэтому такие предметные справочники, как указатель к «Новгородским епархиальным ведомостям», хотя и создавались для удовлетворения практических потребностей духовенства, активно использовались церковными краеведами. Епархиальные ведомости часто выступали организациями краеведческих исследований, публиковали на своих страницах программы краеведческого изучения епархий в различных отношениях, исследования членов церковно-краеведческих организаций. Любая работа по местной церковной истории начиналась с выявления материалов этого направления, опубликованных в епархиальных ведомостях. В результате на страницах епархиальных ведомостей появился ряд указателей «исторических, археологических и этнографических статей». Некоторые из них были подготовительным этапом в создании универсального краеведческого указателя, например «Материалов для библиографии Тамбовской губернии» (Вып. 1, Тамбов, 1990) А.Щеголева.
Значительная доля персональных и библиографических указателей (24,1%). В рамках церковного краеведения персональные пособия сформировались под влиянием некрологов и юбилейных статей лиц духовного звания. Эти материалы содержат библиографическую информацию о трудах умершего или юбиляра и литературу о нем. Образцом может служить «Перечень сочинений покойного протоирея А.И.Сулоцкого», составленный им самим и приложенный к «Авторской исповеди», опубликованной в качестве его некролога. Понимая, что его труды по церковной истории Сибири могут послужить источником будущему исследователю, А.И.Сулоцкий представил в списке около 100 названий книг и статей из журналов и газет 1852-1881 гг., расположенных тематически.
Персональные указатели, как правило, посвящались местным святым и архиереям. Воссоздание их биографий церковные краеведы считали важным направлением изучения истории епархий. В предисловии к «Указателю о преподобном Трифоне и основных им монастырях» мотивировались принципы отбора материалов для подобных указателей. Все источники о жизни Святого Трифона разделены на пять групп: 1) жития; 2) архивные документы, связанные с жизнью и деятельностью святого; 3) современные литературные обработки житий; 4) исследования жизни и деятельности преподобного Трифона и отдельных ее эпизодов; 5) краткие отрывочные замечания, которые можно встретить попутно в литературе о других предметах, литературе по истории монастырей, основанных Трифоном.
Наиболее полно вопросы методики составления персональных указателей местных архиереев нашли отражение в работе, посвященной саратовскому архипастырю Иакову (Вечеркову). Этот обширный библиографический труд, составленный А.А.Лебедевым, был опубликован сначала в «Саратовском духовном вестнике» в 1907 году, а затем отдельным изданием под названием «Материалы для истории Саратовской епархии». Работа содержит несколько библиографических списков, в предисловиях к каждому из которых описываются методические приемы их составления. Так, в «Библиографический указатель изданных трудов преосвященного Иакова» составитель включает не только труды самого Иакова, но и приписываемые ему, оговаривая это в аннотациях. «Библиографический указатель литературы о преосвященном Иакове» - самая объемная часть работы. В нем 213 записей расположенных в хронологическом порядке. Отражены статьи, полностью посвящённые Иакову и содержащие отдельные упоминания о нём.
Кроме персональных указателей, источниками по церковному краеведению выступают сборники биографий архиереев. Кроме исторических сведений о жизни и деятельности преосвященных эти издания, как правило, сообщали и библиографические сведения о печатных или рукописных трудах архиереев, литературе о них. Наличие библиографии увеличило ценность сборников.
Ещё одним источником для церковно – краеведческой библиографии выступают истории духовных учебных заведений. В этих изданиях имеются списки преподавателей и воспитанников. Количество библиографических сведений в них может быть различным: от случайных упоминаний только в некоторых персональных рубриках до достаточно полных списков печатных трудов преподавателей или выпускников.
Значений персональных библиографических пособий церковно- краеведческого направления в том, что они выступают как справочно- библиографический источник, дающий информацию по истории епархии, не учтённую в других изданиях.
Эти библиографические источники остаются актуальными и в наше время. Перед местными исследователями стоит задача изучения и выявления церковно- краеведческого наследия. Создание репертуара местной книги позволит заполнить лакуны в местной истории и культуре отдельных регионов.
§ 2. Новые технологии в библиографии религиоведения
Вторую половину ХХ века часто называют веком информатики, имея в виду повышение значения информации в жизни общества и объемов подлежащих переработке данных — в науке, производстве, бизнесе.
Компьютерные технологии не обошли стороной и информацию, связанную с проблемами религии и церкви. Мы вправе говорить о том, что новые технологии находят применении в библиографии религиоведения. Ранее мы сказали о традиционной текущей информации по религиоведению, которую создает ИНИОН. Но в настоящее время появилось новое текущее издание, основанное на БД по религии и церкви. Это издание связано с деятельностью ВГБИЛ.
Отдел религиозной литературы ВГБИЛ им. М.И.Рудомино был создан в 1990 г. для более квалифицированного обслуживания читателей, интересующихся религиозными проблемами. В 1997 году этот отдел был переименован в центр религиозной литературы. В настоящее время в открытом доступе и в служебных помещениях отдела собрана литература по различным религиям и конфессиям на русском и иностранных языках.
В конце 1994 года родилась идея готовить ежемесячно информационно-библиографический бюллетень «Новая религиозная литература в России». Необходимость подобного бюллетеня была обусловлена рядом некоторых причин. При подготовке бюллетеня учитывался опыт работы над российской религиозной библиографией, которая проводилась другими организациями. Особенностями бюллетеня является стремление к полноте отбора и конфессиальный характер описываемых изделий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15