По указанным причинам данный проект осуществляется пока на общественных началах, с использованием компьютерной техники по месту основной работы участвующих в нем энтузиастов. Тем не менее за те два года, что прошли с момента его выдвижения, изучена ситуация с компьютерным обеспечением информацией, относящейся к дисциплинам, входящим в круг православного образования; выработана концепция первоочередных направлений деятельности центра; определены необходимые технические и программные средства; проведен поиск доступных информационных материалов на машинных носителях — текстов Священного Писания на различных языках и вспомогательного программного обеспечения, заполняются базы данных по следующим направлениям: неканонические книги Ветхого завета на русском языке, библиография православной периодики (Журнал «Московской Патриархии», «Богословские труды» и др.), месяцеслов, именной указатель «Православная персоналия»; начата разработка программного обеспечения для Православного информационного центра; создана первая версия компьютерной библиографической системы и компьютерного словаря святых.( )
После воплощения в жизнь этого проекта библиотеки получат более широкие возможности ведения той работы, о которой говорится в дипломном проекте.
§ 3 Опыт работы библиотек региона по библиотечно-
библиографическому обслуживанию пользователей библиотек
Выше мы уже говорили об опыте работы библиотек в целом по России. В §3 мы расскажем, что делают библиотеки нашего региона в работе с литературой по религии.
При разработке дипломного проекта автором было произведено два мини-анкетирования среди различных библиотек региона и среди читателей г. Липецка. Автором данной работы было составлено две анкеты. Прежде чем описывать опыт работы библиотек, представим здесь результаты анкетирования библиотекарей.
Анкета № 1 включала девять вопросов, ответы на которые содержали сведения о наличии в библиотеке литературы данной тематики, периодики, дали представления о запросах читателей и источниках их выполнения. Всего было распространено 10 анкет, получено 5 анкет. Из них 3 анкеты из ЦБС; 1 анкета ОДБ; 1 анкета Земская библиотека. В анкетировании участвовали следующие библиотеки: Орловская областная детская библиотек им. М.М. Пришвина и Залегощенская ЦРБ (Орловская область); Старооскольская ЦРБ и Скороднянская земская библиотека (Белгородская область); детская библиотека-филиал № 24 Липецкой городской ЦБС.
Респонденты ответили на все вопросы анкеты, а некоторые даже давали по два ответа на вопрос. На вопросах, на которые было дано по два ответа, мы будем останавливаться подробнее, давая некоторые из этих ответов.
На первый вопрос анкеты: «Имеется ли в вашей библиотеке литература по вопросам религии и церкви?» Из пяти опрошенных 4 сказали, что имеется такая литература, но мало новых изданий, 1 человек дал свой вариант ответа, где подчеркнул, что в их библиотеке есть много новых изданий по религии.
На второй вопрос: «Имеет ли библиотек издания «Библии»?» Анкетируемые ответили:
а) имеет достаточно экземпляров — 1 человек
б) имеет в читальном зале — 4 человека
А один респондент еще добавил сведения о том, что библиотека имеет еще несколько экземпляров Детской «Библии» на детском абонементе.
На третий вопрос: «Получает ли ваша библиотека журнал «Наука и религия»?» Ответы распределились следующим образом:
а) получает — 2 человека
б) не получает — 2 человека
в) имеет только старые комплекты — 1 человек
На вопрос: «Как Вы считаете, пользуется ли литература по вопросам религии спросом в вашей библиотеке?» Ответили:
а) да — 3 человека
б) нет — 1 человек
А один респондент сказал, что в их библиотеке такая литература не очень пользуется спросом.
На пятый вопрос анкеты: «Как Вы считаете, каковы мотивы обращения к чтению этой литературы?» были получены такие ответы:
а) учебные задания — 5 человек
б) личный интерес — 2 человека
Таким образом, мы видим, что все опрошенные главным мотивом считают учебу, но при этом двое из них отметили и личный интерес.
На шестой вопрос: «Кто чаще всего спрашивает в библиотеке такую литературу?» ответы были такие:
а) школьники — 3 человека
б) студенты — 1 человек
в) преподаватели — 1 человек
Один из опрошенных дал еще один ответ: пенсионеры.
На седьмой вопрос: «Что является источником выполнения вопросов по религиозной тематике?» ответы звучали так:
а) систематический каталог — 1 человек
б) систематическая картотека статей — 4 человека
Это на наш взгляд вполне оправданно, т.к. именно в СКС содержится новая информация.
На восьмой вопрос анкеты: «Считаете ли Вы необходимым наличие в фонде библиографических пособий по религиозной тематике? » ответы распределились таким образом:
а) да — 4 человека
б) нет — 1 человек
На девятый вопрос анкеты: «На Ваш взгляд, каким требованиям должен отвечать современный рекомендательный указатель по религиозной тематике?» ответы распределились примерно поровну:
а) хорошее полиграфическое оформление — 2 человека
б) сочетание в тексте фактографической и библиографической информации — 2 человека
в) четкое читательское назначение — 2 человека
Также один из респондентов дал свой вариант, сказав, что указатель должен отвечать требованию свободного вероисповедания.
Таким образом, анкетирование показало, что библиотеки с тематикой, которой посвящена дипломная работа, связаны и проводят определенную работу. Остановимся более подробно на работе отдельных библиотек региона.
Библиотеки Липецкой области
При изучении опыта работы библиотек Липецкой области автором было проведено еще одно мини-анкетирование, но уже читателей различных библиотек г. Липецка.
Данная анкета включала в себя 8 вопросов, которые позволили выяснить отношение читателей к чтению литературы религиозного содержания и источники поиска данной литературы. Эта анкета была распространена среди учащихся 10-х классов среднеобразовательной школы № 72 им. И.Ф. Гануса . г. Липецка, учащихся 1-ого курса Всероссийского заочного финансово-экономического института (филиал в г. Липецке) специализации бухгалтерский учет, аудит и анализ, а также среди учащихся библиотечного отделения Областного училища искусств и культуры им. К.Н. Игумнова.
Было роздано 10 анкет, получено 9 анкет. Сделав анализ данной анкеты, мы выяснили, что на первый вопрос: «Как Вы считаете, нужна ли религия нашему народу и государству?»
«Да» ответило 6 человек
«Ваш вариант ответа» — 3 человека. Их точка зрения заключалась в том, что тема религии, веры и все связанное с этой тематикой должно быть сугубо личным делом каждого человека.
На второй вопрос: «Считаете ли Вы, что современный человек знать определенный круг вопросов, связанных с религией?»
«Да» ответило 5 человек
«Ваш вариант ответа» — 4 человека. Тут прозвучали разные мнения. Кто-то счел, что нужно знать о религии и читать «закон» всех законов «Библию», а кто-то считает, что о религии нужно знать только на бытовом уровне. Если, конечно, это тебе не нужно по роду деятельности, чуть больше бытового уровня.
На третий вопрос: «Приходится ли Вам обращаться к чтению литературы по вопросам религии и если да, то с какой целью?» были получены следующие ответы:
а) выполнение учебных заданий — 3 человека
б) личный интерес — 3 человека
в) ваш вариант ответа — 3 человека. Точка зрения людей давших свой вариант состоит в том, что кто-то обращается к чтению духовной литературы, кто-то читает литературу, в которой затронуты вопросы религии, а кто-то изучал религию с целью сравнения различных религий и изучения потребностей в них.
На четвертый вопрос: «Знакомы ли Вы с журналом «Наука и религия»?» респонденты ответили:
а) «да» — 1 человек
б) «нет 5 человек
в) «знаю, но никогда не читал — 3 человека
Практически половина опрошенных не знакома с журналом, хотя не так давно он был в каждой библиотеке, но видимо не привлекает внимания.
На пятый вопрос анкеты: «Какие вопросы Вас больше привлекают?» ответы распределились так:
а) история религии — 2 человека
б) православная культура — 1 человек
в) религиозные праздники и обряды — 4 человека
г) ваш вариант ответа — 2 человека. Ответы людей на данный вопрос были таковыми: в основном противоречия религии и науки, различные недостатки религиозных догм. А также: переплетение православия с язычеством, «темные пятна» и неразгаданные вопросы в нашей религии.
Из этих ответов видно, что большая часть респондентов интересуется праздниками и обрядами.
На шестой вопрос: «Если можете, назовите известных Вам святых русской православной церкви(РПЦ), церковных деятелей» отвечали все респонденты и некоторые даже давали несколько ответов на данный вопрос. И так ответы распределились следующим образом:
1) Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II — 6 человек
2) Святые Борис и Глеб — 1 человек
3) Тихон Задонский — 2человека
4) Никон — 3 человека
5) Сергий Радонежский — 6 человек
6) Серафим Саровский — 1 человек
Затруднились ответить 2 человека.
Из ответов на данный вопрос мы можем сделать вывод, что самыми известными являются: Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и Сергий Радонежский. И странно, что липецкие жители так мало знают «своего» святого — Тихона Задонского.
На седьмой вопрос анкеты: «Приходилось ли Вам участвовать в мероприятиях, проводимых в библиотеке, связанных с вопросами религии?» все респонденты ответили отрицательно. Это еще один повод для того чтобы задуматься о том, всегда ли эффективны мероприятия, проводимые в библиотеках, если все девять человек из девяти опрошенных никогда их не посещали.
На восьмой и последний вопрос анкеты: «Какие источники Вы используете для поиска литературы по вопросам религии?» ответы были такие:
а) советы библиотекаря — 2 человека
б) систематический каталог (СК) — 4 человека
в) Систематическую картотеку статей — 1 человек
г) указатели — 3 человека
Ответ на этот вопрос показывает, что источники поиска, которые используют читатели разнообразны, начиная от советов библиотекаря и кончая указателями.
Получив хотя бы приблизительную картину читательских интересов и познаний в области религии, расскажем об опыте работы нескольких библиотек.
Выше уже говорилось о том, что библиотеки всех типов и регионов России достаточно успешно работают в данном направлении. Исключением не стала и Липецкая областная универсальная научная библиотека г. Липецка, которая также ведет достаточно активную и обширную работу по тематике, освещенной в дипломном проекте.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15