Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического...

Каждую субботу в «Благовесте» проходят встречи со священником Свято-Серафимовской церкви отцом Павлом, который по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисаифа шефствует над «Благовес­том». Тематические беседы, православные видеофильмы вызывают живой интерес.

Человеку, едва почувствовавшему тягу к вере, сложно иногда сразу прийти в храм, обратиться к священнику. Прийти в библиотеку, которая внешне является светским учреждением, а по существу православным, психологически проще. И в том смысле значение такого учреждения трудно переоценить.

Много работает библиотека со школьниками. Проводятся беседы, встречи: «Пушкин и православие», «По православным мотивам в «Преступлении и наказании» Достоевского» и др.

Катастрофически увеличивается число детей с отклонениями в умственном развитии. А им особенно необходимо слово Божье. Поэтому из важнейших дел «Благовеста» стало сотрудничество с коррекционной школой. Биб­лиотека планирует провести цикл встреч читателей с православными медиками.

Самая насущная из проблем — недостаточный объем книжного фонда: большинство пользующихся спросом книг имеется лишь в одном экземпляре. С периодикой положение лучше, оформлена подписка на два десятка православных журналов и газет.

Первая в Кирове православная библиотека «Благовест» не одинока — в городе открыты православные детсад и гимназия, проводит набор первых слушателей     вятский     филиал     Московского     Православного     Свято-Тихоновского богословского института. (     стр. 90 - 91;      стр. 25).

Этот процесс продолжался в частности на Ставрополье. Новая, непохожая на другие категория читателей появилась в библиотеке города-райцентра Изобильного. С открытием в ее стенах специального отдела православной литературы сюда обращаются прихожане и клир местных церквей. Не имеющий пока аналогов ни в одной из библиотек края отдел открыт при ак­тивном участии благочиния Изобильненского округа Ставропольской епар­хии. И рассчитан на всех, кто интересуется историей христианства, православной культурой, духовным наследием отцов церкви. Тем более, что значительную часть собрания из 400 томов составляют богословские и философ­ские труды, а также публицистика. Но для верующих новшество представля­ет особую ценность: если Библия у многих из них есть дома, то другие церковные книги, включая богослужебные, в большом дефиците. (     стр. 4)

Очевидно, что названные нами примеры к настоящему времени не единичны, поскольку процесс возникновения таких библиотек или отделов при библиотеках продолжается.

3.3 Опыт работы государственных библиотек по проблемам религии и церкви


В предыдущих параграфах было сказано, как изменилось отношение и религии и рассмотрена роль библиотек в духовно-нравственном обновлении общества.

Была дана краткая характеристика деятельности библиотек религиозных организаций и учебных заведений. Здесь следует сказать о том месте, которое занимают государственные, т.е. светские библиотеки в непростом процессе преображения общества, возрождения религиозной жизни России.

Перед большинством библиотек с начала 90-х годов встала задача определить свои позиции в обслуживании книгами религиозного характера. Вопрос стоял не в том, чтобы сделать это направление приоритетным, а в том, чтобы предоставить возможность удовлетворять все духовные интересы, в том числе и религиозные. Но в этот момент решить эту задачу было очень сложно, поскольку литературы по соответствующей тематике в библиотеках не было.

Между тем, поток религиозной литературы, издаваемой и светскими, и религиозными организациями, постепенно увеличился. И, конечно, в на­стоящее время многие массовые библиотеки уже нашли пути решения этого вопроса.

Многие библиотеки активно используют издания зарубежных миссио­нерских обществ, установив с ними как прямые контакты, так и через анало­гичные отечественные организации. В каждом регионе существуют религиозные общества, организации, объединения, которые готовы оказать помощь. (    , с. 64)

Одной из форм сотрудничества библиотек и церковных организаций является проведение научных конференций и семинаров.

Библиотеки разных типов и разного уровня значительное внимание уделяют различным видам массовой работы с читателями, используя установившиеся связи с религиозными деятелями и организациями.

При библиотеках действует уже немало курсов, кружков, связанных с религиозной тематикой. Одно из новшеств — открытие специальных залов религиозной литературы, о которых будет сказано далее. Подобные инициативы наблюдаются как в регионах, так и в Москве и Санкт-Петербурге. Такие залы посещаются духовными особами и окропляются святой водой.

На страницах специальной печати освещается опыт целого ряда библиотек. Разумеется, какие-то формы работы во всех библиотеках повторяются, но в то же время, каждая библиотека может привнести что-то свое.

С этой точки зрения заслуживает внимание исследование «Библиотека и формирование духовных интересов молодежи» (    ), предпринятое коллективом библиотечного факультета Тамбовского государственного института культуры (ныне факультет университета) с помощью студентов старших курсов заочного и дневного отделений в начале 90-х годов. Оно было проведено на базе городской ЦБС, ОУНБ им. А.С. Пушкина, ОДБ и ОЮБ им. С.Н. Сергеева-Ценского.

При проведении этого исследования изучался процесс комплектования библиотек литературой по проблемам религии и церкви, анализировалось влияние различных форм и методов работы на восприятие читателями литературы и произведений искусства религиозной тематики.

B условиях переоценки фактов и явлений истории нашего общества и общественных отношений с одной стороны и разрушающего влияния средств массовой информации на развивающуюся личность ребенка, подростка с другой, важной социальной задачей становится утверждение общечеловече­ских ценностей в сознании будущего гражданина России. Возрождение брат­ской любви и милосердия друг к другу, которые бы врачевали смятенную душу, утверждали бы подлинный смысл и цель жизни, является тем самым главным для педагога, что необходимо донести до ребенка, подростка. (     , с. 49)

Тысячелетние христианские устои, разрушенные в стране более 80 лет назад, возрождаются вновь. Немало в этом направлении делают сотрудники Курской областной детской библиотеки. Они устраивают обзоры религиозной литературы, библейские чтения, праздники славянской культуры и письменности и другие мероприятия. Чтобы понять литературу о религии, Библию, церковную архитектуру, духовную музыку, нужны специальные знания. Работники библиотеки обратились за помощью в Духовную семинарию г.Курска. Ректор Владыка Иоанн оказал помощь в установлении сотрудничества и всестороннюю поддержку. С его благословения с читателями библиотеки сегодня общаются лучшие семинаристы. Они воспитывают детей в атмосфере терпимости, любви к ближнему.

В библиотеке создан читательский клуб общения «Диалоги о духовности и нравственности». Уже состоялись первые встречи с семинаристами, которые были посвящены великому празднику Рождества Христова. Были встречи, которые проходили в необычной обстановке, например в стенах Воскресенско-Ильинского храма. Подобные встречи — это только начало совместной деятельности, замечает автор, но отрадно, что уже есть нравствен­ное и духовное взаимопонимание. (     , с. 62 - 64)

В этом направлении работают и другие детские библиотеки, в том числе и школьные. Интересный опыт накопила ЦБС города Долгопрудного Московской области. (   , с. 49) Ориентируясь на православную традицию, там уже несколько лет в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями города занимаются духовно-нравственным воспитанием детей. В одной из школ города Долгопрудного есть опыт преподавания основ религии, ее истории, христианской этики и  морали, библиотека же помогает закрепить новые знания своими средствами. В ней дети могут дополнить полученные на уроках сведения, читая амографическую литературу (Жития Святых), повесть Л.Чарской о Сергии Радонежском «Один за всех», ознакомиться с Библейскими историями, «Молитвословом для самых маленьких» и др.

Библиографическая игра знатоков Библии. Совсем недавно такое восприняли как неуместный каламбур, ныне это реальность, что подтверждает опыт Центральной городской библиотеки им. А.П. Гайдара (г. Москва).

С помощью игры библиотекари учили ребят ориентироваться в главных событиях и персонажах книги книг, понимать, какую трактовку получает библейский сюжет в картинах западноевропейских мастеров, к каким библейским мотивам восходит то или иное известное выражение. Разговор о Библии строился в виде вопросов, на которые ребята при помощи словарей, справочников, энциклопедий находили ответы.

«С любовью, милосердием и литературой». Под таким названием весной 2000 года прошел семинар для сотрудников школьных библиотек «Библиотека и нравственное воспитание в контексте православных традиций», подготовленный ОДБ г. Волгограда. (     , с.15) Посвящен он был 2000-летию Христианства, а также переоценке роли религии в истории России, которая оказывает все большее влияние на нравственное и духовное развитие человека.

Тон семинару задало выступление преподавателя Пастырско-педагогического училища С.Попова. Библиографом был подготовлен обзор выставки «Православие и нравственное воспитание детей». Прошедший семинар поможет библиотекарям в работе с читателями-детьми.

О детской библиотеке № 72 им. Ухтомского г. Москвы рассказывает статья З.Дутовой. (   , с.63 – 64) В своей работе библиотека использует различные формы подачи информации. Постоянно действует книжно-иллюстрированная выставка «Народные праздники Руси», разделы которой меняются в зависимости от времени года («Рождество», «Святки», «Крещение»). Привлекают внимание также и фотовыставки «Лики святой Руси» (по церковным календарям); «Снежная летопись новогодних традиций»; «Золотые купола России»; «Легенда о Христе»; «Библия — вечная книга»; «Старинные рождественские сказки». Большое количество читателей собирают мероприятия «Народные приметы и календарь», «О книге книг», «Масленица семь дней гуляет», «Новый год идет по свету...» и др. Все эти мероприятия направлены на формирование у посетителей потребности в художественном чтении. Это еще раз подтверждает, что библиотеки сегодня могут стать центром культурного и духовного общения детей и родителей.

Юношеские библиотеки тоже не остались равнодушными. Об этом го­ворит статья Герштейна И. (   ). Автор рассказывает, что республиканская юношеская библиотека Коми провела семинар с работниками библиотек профессионально-технических училищ и школьными библиотекарями. На этом семинаре говорили об основных направлениях работы с религиозной и атеистической литературой, показали развернутую выставку-диалог «Библия — слово Божье или слово человеческое» и провели слайд-спектакль «Рус­ская иконопись».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать