Бюджетный процесс
Содержание
3. Исполнение федерального бюджета и утверждение отчета о его исполнении 21
Объектом курсовой работы является бюджетная система и проблемы исполнения бюджетов разных уровней в РФ.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП.
Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его финансирования;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию с погашением в России.
Цели и задачи работы определили её композицию. Курсовая работа со- стоит из следующих частей:
В первом вопросе раскрыты основные задачи бюджетного процесса в РФ и его этапы.
Во втором вопросе рассмотрены порядки обсуждения и утверждения проекта федерального бюджета в Государственной Думе и Совете Федерации и подписания его Президентом России.
В третьем вопросе изложена казначейская систему кассового исполнения федерального бюджета в РФ и приведена сравнительная характеристика с кассовым исполнением государственных бюджетов в развитых западных странах.
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне, региональном и местном).
1. Составление проекта федерального бюджета министерством финансов РФ и одобрение его правительством
Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК).
Возникающие в процессе данной деятельности общественные отношения регулируются нормами бюджетного права и являются бюджетными правоотношениями.
Субъектами данных правоотношений выступают органы государствемной власти, органы местного самоуправления и иные субъекты.
Бюджетный кодекс к участникам бюджетного процесса относит:
Президента Российской Федерации;
органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти;
органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля;
государственные внебюджетные фонды;
главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
бюджетные учреждения;
государственные и муниципальные унитарные предприятия, других получателей бюджетных средств;
кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Участники бюджетного процесса схематически изображены на рис. 1.
УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Президент РФ |
|
Органы законодательной власти |
|
|
Органы исполнительной власти |
|
|
Органы денежно- кредитного регулирования |
|
|
Органы государственного и муниципального финансового контроля |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Государственные внебюджетные фонды |
|
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств |
|
Иные органы |
|
а) бюджетные учреждения б) государственные и муниципальные унитарные предприятия в) другие получатели бюджетных средств г) кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами |
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
:» |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Участники бюджетного процесса в Российской Федерации
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: Президент Российской Федерации; Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное казначейство; органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; Банк России; Счетная палата Российской Федерации; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
финансовые органы, определяемые указом Президента Российской Федерации;
органы денежно-кредитного регулирования, т. е. Банк России;
органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся: Счетная палата Российской Федерации; контрольные и финансовые органы исполнительной власти; контрольные органы законодательных органов субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Бюджетные полномочия законодательных органов включают:
рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении; последующий контроль за исполнением бюджетов;
формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы, и иные полномочия.