Бюджетный процесс

В состав норм, регулирующих отчетную стадию, включены также по­ложения, относящиеся к составлению отчетности об исполнении консолиди­рованных бюджетов. Для бюджетной отчетности государственных внебюд-жетных фондов изменениями в Кодекс установлены требования, аналогичные требованиям для бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета и по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации.

Подводя итог сказанному, следует признать, что объектом интереса со стороны законодательной (представительной) ветви власти является не только и не столько показатели отчета об исполнении бюджета, сколько то, насколько были эффективны исполнительные органы в аккумулировании и использовании государственных (муниципальных) средств. На примере отчетной стадии видна суть изменений, внесенных в Бюджетный кодекс РФ — смещение акцента с цифр доходов и расходов на то, что стоит за этими цифрами.

Отчет об исполнении бюджета в значительной степени выступает как повод для того, чтобы в ходе его обсуждения всесторонне рассмотреть соб­ственно деятельность исполнительных органов, вплоть до конкретных результатов деятельности министерств и соответствующих должностных лиц. Поэтому на новом этапе развития отчетной стадии бюджетного процесса основная роль в большей степени отводится не финансовым органам, а соответствующим главным администраторам бюджетных средств.

Следует отметить, что участникам бюджетного процесса еще предстоит пройти определенный путь по обеспечению полной адекватности самой бюджетной отчетности установленным требованиям. Период пе­рехода на бухгалтерский учет в сфере государственных финансов на метод начисления занял у развитых стран не одно десятилетие, и в настоящее время еще во многих из них не завершен В связи с первоначальной ступенью развития новой системы бюджетной отчетности в Российской Федерации, является обоснованным установление Бюджетным кодексом РФ различных по своему содержанию требований по отношению к бюджетной отчетности и отчету об исполнении бюджета. Так, если этап составления отчетности об исполнении бюджета, и в какой-то мере, подготовка заключения органом внешнегоконтроля, должны иметь в качестве объекта все указанные формы бюджетной отчетности, то на этапе рассмотрения и утверждения законода­тельным (представительным) органом Кодекс обоснованно ограничился требованием об утверждении только отчета об исполнении бюджета, составленного на кассовой основе, с представлением законодателю, разумеется, всего массива имеющейся отчетной документации.

Таблица 3


Вид бюджета



Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета

Представление отчета об испол­нении бюджета законодательно­му (представи­тельному) органу



Представление годовой бюджетной отчетности для внеш­ней проверки главны­ми администраторами бюджетных средств

Подготовка заклю­чения органом внешнего финансо­вого контроля по каждому главному администратору бюджетных средств

Представление отчета в орган внешнего финансо­вого контроля для подготовки заключения на него

Подготовка заключения органом внешне­го финансового контроля на годовой отчет об исполнении бюджета

местный бюджет

X

X

1 апреля

1 мая

1 мая

бюджет субъекта РФ

X

X

15 апреля

1 июня

1 июня

федеральный бюджет

1 апреля

1 июня

15 июня

15 сентября

26 августа


Из представленного анализа этапов развития отчетной стадии бюджетного процесса видно ее изменение от создания и утверждения эле­ментарной отчетности об исполнении бюджета на кассовой основе, от­вечающей на вопрос, сколько денежных средств поступило в бюджет и как они были израсходованы, до полновесной отчетности публично-правового образования, характеризующей результаты их деятельности и создающей аналитическую основу для принятии законодателем ответственных решений в сфере бюджетных и налоговых отношений.

Заключение


В результате изучения литературы по интересующей нас проблеме и проведенного анализа темы на фактических цифровых материалах, можно сделать следующие выводы:

- Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов;

- Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

- Под казначейским исполнением бюджета субъекта Федерации подразумеваются регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, произведение платежей от имени получателей средств бюджета субъекта Федерации.


Список литературы

1.                                    Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.

2.                                    Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

3.                                    Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

4.                                    Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета, 3 июня 2001г., с.3.

5.                                    Кучеренко В. Бюджет 2002: двулик, но бездефицитен.// Российская газета, 2 июня 2001г., с.2.

6.                                    Кучеренко В. Сразу не разбогатеем, но и с бедностью сладим//Российская газета, 3 июня 2001 г., с .3.

7.                                    Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 2007. - №3. – с.18-38.

8.                                    Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2007. - №3. – с.4-23.

9.                                    Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год (анализ концепции) // Экономист, 2006. - №11. – с.59-67.

10.                               Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики, 2001. - №1.- с.56-71.

11.                               Сколько теневиков на свете? // Аргументы и факты, 2001. - №17. – с.6.

12.                               Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г.

13.                               Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать