Бюджетный процесс

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны с:

составлением проекта бюджета;

внесением его с необходимыми документами и материалами на утвер­ждение законодательного органа;

исполнением бюджета;

управлением государственным, муниципальным долгом;

ведомственным контролем за исполнением бюджета;

представлением отчета об исполнении бюджета и с другими полномо­чиями.

Бюджетные полномочия Банка России направлены на:

совместную с правительством страны разработку и представление на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно-кредитной политики;

обслуживание счетов бюджетов; осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Большая роль по исполнению бюджета возлагается на главных распоряди­телей и распорядителей бюджетных средств.

Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган го­сударственной власти Российской Федерации, имеющий право распреде­лять средства федерального бюджета по подведомственным распорядите­лям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной клас­сификацией расходов федерального бюджета.

Главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Феде­рации, средств местного бюджета выступают орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Распорядитель бюджетных средств, к которым относится орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств в бюджетном процессе выступает бюд­жетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответст­вующий год.

Первой стадией бюджетного процесса является разработка проекта бюджета, чему предшествуют составление прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти разрабатывают проекты бюджетов.

Бюджетная политика государства на очередной финансовый год содержится в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, которое направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Прави­тельства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправле­ния. Непосредственно составление проектов бюджетов возложено на Мини­стерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Первая стадия состоит из нескольких этапов.

Первый этап формирования федерального бюджета — разработка феде­ральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Рос­сийской Федерации плана-прогноза функционирования экономики на оче­редной финансовый год.

Второй этап формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов страны и по получателям бюджетных средств, а также ряд иных полномочий. Завершается данная стадия тем, что с 15 июля по 15 августа года, предшест­вующего очередному финансовому году, Правительство Российской Феде­рации рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, представленные Министерством финансов Российской Фе­дерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утвержде­ние бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в зако­нодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

Проект федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заклю­чение.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

В первом чтении — в течение 30 дней со дня внесения в Думу Правительством Российской Федерации. В случае отклонения в первом чтении проекта этого закона Государственная Дума может: передать его в согласительную комиссию, включающую представителей Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации; вернуть в Правительство Российской Федерации на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Во втором чтении Государственная Дума рассматривает законопроект в те­чение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении ут­верждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональ­ной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам.

В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 25 дней со дня принятия его во втором чтении.

В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает законопроект в течение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него попра­вок не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государствен­ной Думой до 1 декабря текущего года.

Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней передается в Совет Федерации на обязательное рассмотрение, которое длится до 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета.

В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средст­вами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и полу

Предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.

Текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в процессе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны представлять всю запрашиваемую у них информацию по бюджетным вопросам и вправе сами осуществлять контроль — это Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

1 Министерство финансов Российской Федерации осуществляет контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распоря­дителями и получателями бюджетных средств. Министерство организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц, получающих гарантии Правительства Российской Федерации, а также бюджетных кредиторов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата этих средств, а также представления отчетности и внесения платы за их пользование.

Финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средст­вами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса при самостоятельном исполнении бюджетов.

2. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета РФ Федеральным Собранием и Президентом России


Эффективность бюджетного процесса упоминается в нормативных документах последних лет настолько часто, что само это понятие многими воспринимается как вполне очевидное, не требующее каких-либо дополнительных разъяснений. В федеральном законодательстве до недавнего времени не содержалось четкого определения терминов, относящихся к эффективности в бюджетной сфере. Во мно­гих документах практически не делается различий между «эффектом» и «эффективностью». Следствием этого является неоднозначное понимание таких документов и возникновение трудностей их практического применения.

Если «эффект» является абсолютным показателем и характеризует результат, то «эффективность» является относительным показателем и характеризует процесс, в результате которого был получен результат. Разницу между «эффектом» и «эффективностью» наглядно иллюстрирует отличие «работы» от «мощности» или «прибыли» от. «рентабельности».

Эффективность связана с эффектом через затраты ресурсов, необходимых для осуществления процесса, в результате которого был получен эффект (результат). Эффективность, фактически, является первой производной эффекта по затратам, т.е. это — разные понятия. Поэтому так важно не смешивать в бюджетном процессе понятия — «эффект» и «эффективность».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать