Экономический анализ деятельности и его роль в управлении медицинским учреждением

 

4.1 Проблемы в системе управления здравоохранением

       Одной из проблем отрасли является несовершенство системы управления здравоохранением.  В значительной степени был утрачен комплексный подход к охране здоровья. Функционирование здравоохранения как единой системы осложняется разобщением как на областном, так и на муниципальном уровне. Процесс децентрализации управленческих функций затронул и стратегические вопросы деятельности отрасли как системы: основополагающие принципы организации здравоохранения, стратегию развития ресурсов, финансирование, стандартизацию, защиту от неблагоприятного влияния факторов внешней среды на здоровье населения, мониторинг и оценку деятельности отрасли. В значительной степени были утрачены функции стратегического и текущего планирования.

      В системе здравоохранения имеются нерешенные организационные проблемы и структурные диспропорции. Наблюдается несбалансированность структуры оказания медицинской помощи: в условиях дефицита средств в отрасли отмечается смещение медицинской помощи в сторону дорогостоящих и специализированных видов, тогда как первичное звено оказания медицинской помощи развито крайне слабо. Недостаточной остается эффективность использования имеющихся ресурсов. Система здравоохранения финансируется по остаточному принципу, но функционирует - по затратному.

     Предпринятые меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансирования и управления здравоохранением , по структурной перестройке отрасли позволили достичь определенных позитивных изменений.

     В Свердловской области за последний год отмечено некоторое улучшение медико-демографической ситуации: значительно снизилась младенческая смертность, несколько уменьшилась материнская и общая смертность, смертность среди трудоспособного населения, стабилизировалась рождаемость, отмечено снижение общей и первичной заболеваемости населения, в том числе социально значимыми болезнями, такими как туберкулез, злокачественные новообразования,

венерические болезни. В большинстве муниципальных образований проведен анализ заболеваемости и расчет потребности в медицинской помощи в соответствии с нормативами, что позволило определить оптимальную структуру коечной сети и схему оказания медицинской помощи.

      В результате проводимой реформы стационарного звена уменьшился коечный фонд. Обеспеченность койками достигла среднего уровня по Российской Федерации. Снизился уровень госпитализации, увеличилось количество больных, пролеченных в дневных стационарах, проводится реформа амбулаторно-поликлинического звена.

      Достигнута определенная стабилизация финансовой ситуации. Закреплена тенденция полного и своевременного финансирования областного бюджета здравоохранения денежными средствами. За последний год увеличение объемов финансирования происходило практически по всем направлениям деятельности финансирование медицинских учреждений, государственных функций, платежей за неработающее население в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, областных целевых программ.



       4.2 Пути развития отрасли

      В совершенствовании системы управления здравоохранением области определяющую роль приобретает развитие нормативно-правовой базы здравоохранения. Принятие Закона Свердловской области от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" обеспечило утверждение основ организации и деятельности системы здравоохранения и ее субъектов, принципов организации лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи населению, финансово-экономическую основу деятельности системы здравоохранения и ее функционирования.

     Основным принципом управления отраслью является единство стратегических целей деятельности на областном и муниципальном уровнях управления.

Управление здравоохранением должно обеспечивать эффективность деятельности системы для получения гражданами качественной медицинской и лекарственной

помощи, проведение профилактической работы с реальными конечными результатами, действенный санитарно-эпидемиологический надзор.

В современных условиях требуется расширение прав и повышение ответственности областного органа управления здравоохранением.


     Важнейшим условием проведения государственной политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, обеспечивающая рациональное построение системы организации здравоохранения в современных социально-экономических условиях.

Планирование строится на определении четких целей и финансово обеспеченных обязательств государства по предоставлению медицинской помощи и развитию системы здравоохранения.

      Основой системы планирования может стать программа развития здравоохранения Свердловской области на долгосрочную перспективу. Программа развития здравоохранения формируется с учетом целей социально-экономического развития Свердловской области, федеральных планов и программ, анализа состояния здоровья населения, имеющихся ресурсов и оценки эффективности их использования. Важным компонентом планирования здравоохранения является система нормативов и стандартов, устанавливающая единые требования к качеству и доступности медицинской помощи, эффективности использования ресурсов.


     Основным направлением реформирования стационарной помощи является оптимизация объемов и сроков госпитализации в сочетании со структурной реорганизацией стационаров.

      Как и в Российской Федерации, в Свердловской области наблюдаются диспропорции в объеме финансирования основных видов медицинской помощи (65-70 процентов всех ресурсов приходится на стационарное звено при оптимальной доле 35-45 процентов); высокий уровень госпитализации; длительные сроки госпитализации.

        Отправной точкой реорганизации больничных учреждений является система нормативов и стандартов стационарной помощи, которая носит рекомендательный

характер и может использоваться для расчетов при формировании оптимальной структуры.

     Спецификой областной системы здравоохранения является традиционная концентрация большинства специализированных видов стационарной медицинской помощи на базе крупных муниципальных и областных больниц с формированием центров специализированной медицинской помощи, привлекающих население соседних территорий.

        Поэтому реорганизация системы оказания специализированной стационарной медицинской помощи является предметом совместного ведения областного и муниципального здравоохранения с регулированием на областном уровне. Она основывается на рациональном планировании объемов специализированных видов помощи в сочетании с управлением потоками больных.

        Планирование объемов и управление потоками специализированной медицинской помощи населению предполагают:

1) разработку модели оптимизации потоков экстерриториальной специализированной медицинской помощи;

2) определение зон "притяжения" населения к центрам медицинской помощи, уточнение объемов, потребностей и маршрутов направления межрегиональной помощи;

3) формирование и реализация предложений по оптимизации структуры и дальнейшему развитию межрайонных центров медицинской помощи;

4) обеспечение мониторинга видов медицинской помощи, динамики объемных показателей деятельности медицинских учреждений и потоков обращаемости населения за медицинской помощью;

5) обеспечение управления качеством медицинской помощи через систему стандартизации и аккредитации.


     Система финансирования здравоохранения должна обеспечить использование ресурсов в качестве экономического инструмента повышения эффективности и качества медицинской помощи. В этих целях необходимо:

1) обеспечить сбалансированность объемов медицинской помощи, утвержденных Территориальной программой государственных гарантий, и ресурсов на их выполнение путем:

- увеличения объемов финансирования здравоохранения из средств областного и местных бюджетов, постепенного приведения в соответствие с федеральными рекомендациями платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- оптимизации объемов бесплатной медицинской помощи, предусмотренных медико-экономическими стандартами.

2) разработать и внедрить современные методы планирования финансовых ресурсов и оплаты медицинской помощи, соответствующие целям и задачам реализации Территориальной программы государственных гарантий с учетом показателей качества лечебно-профилактической деятельности;

3) продолжить целевое финансирование приоритетных направлений деятельности, определяемых ежегодно на основе программно-целевого метода планирования.

4) обеспечить выполнение мероприятий по эффективному и рациональному использованию средств бюджетов и обязательного медицинского страхования:

реализация конкурсной системы закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

обеспечение строгого учета товарно-материальных ценностей и контроля их сохранности в медицинских учреждениях;

соблюдение штатной и финансово-хозяйственной дисциплины;

5) повысить эффективность работы медицинского персонала путем разработки и использования методов оплаты труда за конечные результаты;

6) обеспечить развитие страхового принципа охраны здоровья населения, усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Как видно из проделанной работы, использование методов экономического анализа зачастую приводит к выводам, существенно отличающимся от тех, что получены путем простого сопоставления цифр. Это требует самого серьезного отношения к экономическому анализу. Упрощенный подход, недооценка значимости научных методов анализа приводят к искаженному представлению о реальном финансовом положении медицинского учреждения со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

    Полученные в работе данные позволяют сделать вывод, что в целом наблюдается увеличение объемов оказанных услуг, объемов финансирования, т.е. динамика положительная. Но нужно учесть, например, что при снижении показателей работы койки в стационаре, уменьшается соответственно и доход. Следовательно, необходимо обратить внимание на более эффективное использование коечного фонда и на сроки лечения больных. Тем более, что  анализ финансового состояния учреждения  показывает наличие кредиторской задолженности, т.е. полученное  отрицательное сальдо характеризует превышение задолженности учреждения над имеющимися у него средствами. 

      Следует обратить внимание на то, что анализ финансовой деятельности медицинского учреждения – это не просто анализ показателей работы, а анализ сквозь призму экономических отношений, в которых находится медицинское учреждение. Показатели работы медицинского учреждения должно соответствовать существующему хозяйственному механизму – только в этом случае можно добиться наилучших экономических результатов

     Целью работы ставилось анализ экономической деятельности Камышловской ЦРБ для принятия управленческого решения. Выводы, сделанные в работе,  могут служить базой для такого решения и использоваться в дальнейшей работе как экономической службы учреждения так и в целом для ЛПУ.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.          Гун.Г.Е., Дорофеев В.М. Актуальные вопросы статистического исследования и анализа в деятельности лечебно-профилактических учреждений. М., 1994.

2.           Генкин А.Г. Совершенствование системы оплаты труда работников здравоохранения// Сов.здравоохранение. 1998.№2.

3.           Гата А.С. Пантелеева Е.В. Основные направления реализации государственной политики в области здравоохранения// Здравоохранение . 2003, №10.

4.           Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактических учреждений. М.: ГРАНТЪ, 2000. 800 с.

5.           Клименко Г.Я. Система оценки качества медицинской помощи населению // Здравоохранение. 1997. №7.

6.           Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М.: Издательство БЕК,1995.

7.           Пронина Л.И. Сравнительный анализ обязательного и добровольного медицинского страхования // Экономика здравоохранения. 1996. №12.

8.           Справочник главного врача: В 2-х т. М.: Изд-во ГРАНТЪ, 2000.

9.           ТихомировА.В. Медицинская услуга. Правовые аспекты. М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ»,1996.


 




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать