Типичной группой будет первая, которая по определяющему признаку занимает почти 99,5%, она самая многочисленная. Во второй группе районов вложенные затраты не окупились выходом продукции, поэтому себестоимость зерна увеличилась в 0,2 раза. Группировка относится к аналитической и результативной.
5. Производство зерна по группам и показатели эффективности интенсификации производства зерна
Группировку по урожайности зерновых культур охарактеризуем показателями эффективности интенсификации (табл. 10).
Таблица 10
Эффективность производства зерна по группам районов Иркутской области
Группы районов по урожайности 1 ц зерна, р. |
Кол-во районов |
Произведено зерна на 100 га пашни, ц |
Урожайность зерновых, ц/га |
Доля зерновых в общей площади пашни |
Себестоимость 1 ц зерна, р. |
Произведено зерновых на 1 чел.ц |
Окупаемость затрат, р. |
Прибыль (+) 1 га посева |
2,85 - 8,48 |
3 |
2,77 |
6,5 |
0,42 |
1817,68 |
0,47 |
1416,2 |
160,6 |
9,74 - 19,47 |
7 |
8,52 |
15,7 |
0,54 |
1807,27 |
1,09 |
1290,4 |
292,9 |
26,11 |
1 |
13,8 |
26,11 |
0,53 |
180,15 |
1,92 |
1204,5 |
114,6 |
Итого |
11 |
9,51 |
18,13 |
0,52 |
216,89 |
1,29 |
1277,4 |
226 |
Максимальная прибыль получена во второй группе районов, окупаемость затрат выше в первой группе.
Чтобы обеспечить различия между группами в производстве зерна применим индексный метод.
В статистике под индексом понимается относительный показатель, который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, в пространстве или дает сравнение фактических данных с любым эталоном (план, прогноз, норматив и т.д.).
В экономическом анализе индексы используются для выявления влияния факторов на результат (общие индексы). Рассмотрим, как повлияли урожайность и доля посевных площадей зерновых культур в общей площади пашни на выход продукции с гектара пашни.
Проведем сравнение первой группы со второй (типичной) группой.
J =
Выход зерна в первой группе в сравнении с типичной на 67 % меньше.
Проведем сравнение третьей группы с первой:
J=
Выход зерна в третей группе в сравнении с типичной на 174% больше.
6. Комбинационная группировка по урожайности зерновых и себестоимости центнера зерна
В отличие от простых группировок, образованных по одному признаку, группировки по двум и более признакам называются сложными, или комбинационными.
Комбинационные группировки позволяют более глубоко анализировать развитие явлений, взаимосвязи и зависимости между ними, чем простые. Однако это достигается лишь при условии, если признаки, по которым производится сложная группировка, дополняют друг друга.
Например, предприятия розничной торговли распределяются на группы по различным признакам: по типам (магазины, палатки), по местоположению (городские, сельские) и др.
Комбинационными являются также группировки населения по полу и возрасту; группировка основных фондов по отраслям (промышленные, сельскохозяйственные и т. д.) с подразделением каждой группы по натурально-вещественному составу (здания, оборудование и т. п.), Комбинационные группировки можно производить одновременно не только по двум, но и по трем и более признакам. Но применением комбинационных группировок по нескольким признакам нельзя злоупотреблять, так как с увеличением числа признаков группировки резко возрастает количество образуемых групп, причем может оказаться, что некоторые из них в действительности между собой существенно не различаются. Чрезмерное дробление групп может затруднить анализ материала.
При правильном, научном применении комбинационных группировок они являются очень важным и эффективным средством обобщения и анализа статистических данных. [8]
Для проведения комбинационной группировки воспользуемся интервальными рядами распределения районов по урожайности зерновых культур (табл. 6) и себестоимости центнера зерна (табл. 9), данные комбинационной группировки сведем в табл. 11.
Таблица 11
Комбинационная группировка районов Иркутской области по урожайности и себестоимости зерна
Группы по урожайности зерновых, ц/га |
Подгруппы по себестоимости 1 ц зерна, р. |
Количество районов |
Выручка от реализации зерна, тыс.р. |
Полная себестоимость реализован. продукции, тыс.р. |
Прибыль + тыс.р. |
Убыток - тыс.р. |
Рентабельность производства, % |
Окупаемость затрат |
2,85 - 8,48 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
159,4 - 348,9 |
1 |
4812 |
2448 |
2364 |
|
96,57 |
1,97 |
|
538 - 1000,1 |
2 |
3222 |
3225 |
|
-3 |
0,09 |
0,99 |
9,74 - 19,47 |
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
159,4 - 348,9 |
7 |
129732 |
100534 |
29198 |
|
29,04 |
1,29 |
|
538 - 1000,1 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
26,11 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
159,4 - 348,9 |
1 |
34595 |
28722 |
5873 |
|
20,45 |
1,2 |
|
538 - 1000,1 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
Итого |
|
11 |
172361 |
134929 |
37432 |
|
27,74 |
1,28 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8