7. Индексный анализ рентабельности или окупаемости затрат
Проведем сравнительный анализ рентабельности по группам районов, используя индекс рентабельности производства зерна.
Рентабельность продаж в первой группе выше чем во второй на 45%.
Рассмотрим влияние факторов:
Рентабельность продаж меньше в первой группе в сравнении со второй за счет уменьшения прибыли на 91,9%. Обратная зависимость между полной себестоимостью реализованной продукции и рентабельностью (снижение затрат на 94,4%).
Аналогично проведем анализ третьей группы в сравнении с типичной:
Рентабельность продаж в третьей группе районов ниже, чем во второй, типичной, группе на 31%.
Рентабельность продаж меньше в третьей группе в сравнении со второй за счет уменьшения прибыли на 80%. Обратная зависимость между полной себестоимостью реализованной продукции и рентабельностью (снижение затрат на 71%).
8. Корреляционно-регресионный анализ показателей эффективности интенсификации производства
Корреляционный метод имеет своей задачей количественное определение тесноты связи между двумя признаками (при парной связи) и между результативным и множеством факторных признаков (при многофакторной связи).
Корреляция - это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой.
В статистике различаются следующие варианты зависимостей:
• парная корреляция - связь между двумя признаками (результативным и факторным или двумя факторными);
• частная корреляция - зависимость между результативным и одним факторным признаками при фиксированном значении других факторных признаков;
• множественная корреляция - зависимость результативного и двух или более факторных признаков, включенных в исследование.
Корреляционный и регрессионный анализ как общее понятие включает в себя измерение тесноты, направления связи и установление аналитического выражения (формы) связи (регрессионный анализ).
Регрессионный метод заключается в определении аналитического выражения связи, в котором изменение одной величины (называемой зависимой или результативным признаком) обусловлено влиянием одной или нескольких независимых величин (факторов), а множество всех прочих факторов, также оказывающих влияние на зависимую величину, принимается за постоянные и средние значения. (Регрессия может быть однофакторной (парной) и многофакторной (множественной).
Таблица 12
Исходные и расчетные данные для проведения корреляционно-регрессионного анализа
№ п/п |
Районы |
Урожайность, ц/га Y |
Внесено удобр. на 1 га посева, ц.д.в. Х1 |
Затраты чел-ч на 1 га, Х2 |
Y*X1 |
Y*X2 |
X12 |
X22 |
Y2 |
X1*X2 |
1 |
Черемховский |
2,85 |
13,31 |
10,9 |
37,93 |
31,065 |
177,156 |
118,81 |
8,1225 |
145,079 |
2 |
Чунский |
9,74 |
38,35 |
10,18 |
373,53 |
99,1532 |
1470,72 |
103,632 |
94,8676 |
390,403 |
3 |
Куйтунский |
15,71 |
111,59 |
9,61 |
1753,08 |
150,9731 |
12452,3 |
92,3521 |
246,804 |
1072,38 |
4 |
Балаганский |
10,13 |
72,74 |
36,82 |
736,86 |
372,9866 |
5291,11 |
1355,71 |
102,617 |
2678,29 |
5 |
Зиминский |
19,47 |
199,03 |
10,15 |
3875,11 |
197,6205 |
39612,9 |
103,023 |
379,081 |
2020,15 |
6 |
Усть-Илимский |
11,83 |
65,42 |
9,3 |
773,92 |
110,019 |
4279,78 |
86,49 |
139,949 |
608,406 |
7 |
Усольский |
26,11 |
278,43 |
13,6 |
7269,81 |
355,096 |
77523,3 |
184,96 |
681,732 |
3786,65 |
8 |
Качугский |
8,48 |
9,79 |
20,72 |
83,02 |
175,7056 |
95,8441 |
429,318 |
71,9104 |
202,849 |
9 |
Киренский |
12,83 |
8,16 |
34,98 |
104,69 |
448,7934 |
66,5856 |
1223,6 |
164,609 |
285,437 |
10 |
Иркутский |
14,56 |
177,72 |
14,44 |
2587,60 |
210,2464 |
31584,4 |
208,514 |
211,994 |
2566,28 |
11 |
Усть-Кутский |
6,59 |
- |
17,92 |
- |
118,0928 |
- |
321,126 |
43,4281 |
- |
|
Итог |
18,13 |
177,83 |
14,06 |
3224,06 |
254,9078 |
31623,5 |
197,684 |
328,697 |
2500,29 |
Проанализируем полученные данные в приложении:
Уравнение связи имеет вид:
Yx=5,240+0,065*X1+0,091*X2
Это означает, что с увеличением затрат и количества внесенных удобрений урожайность увеличивается на 0,091 и 0,065 соответственно.
· Множественный коэффициент корреляции показывает сильную связь между результатом и факторами, включенными в анализ (Ryx1x2= 0,9128). Чтобы определить степень тесноты связи воспользуемся шкалой Чеддока, т.к. коэффициент корреляции выше 0,7 это значит, что связь сильная, линейная, прямая.
83,3% вариации урожайности обусловлено изменением затратами чел-ч на 1 га и количеством внесенных удобрений на 1 га посева (R2 =0,8332)
Анализ следует завершить «Выводом остатка» (приложение табл. 4)
Выводы и предложения
Проанализировав курсовую можно сделать следующие выводы:
Максимальный удельный вес площади зерновых в площади посевов в Зиминском районе – 85,02 %, а минимальный в Усть-Кутском – 31,81 %. Средне значение по 11 районам – 65,59 %.
По удельному весу денежной выручки от реализации зерна в стоимости продукции можно сказать, что больше всех развито производство зерна в Чунском районе, также хорошо развито в Куйтунском, Балаганском, Зиминском и Качугском районах.
При построении аналитической группировки с неравными интервалами по урожайности зерновых можно выделить типичную группу, в нашем случае типичной группой является вторая группа, так как она имеет среднюю урожайность ближе к урожайности всей совокупности. Данные группировки оформляются в виде таблицы 8.
Наблюдается следующая закономерность: с увеличением материально денежных затрат на гектар посева урожайность зерновых культур увеличивается.
Аналитическая группировка по себестоимости. Типичной группой является вторая. В первой и третьей группах районов вложенные затраты не окупились выходом продукции поэтому себестоимость зерна увеличилась.
Индексный анализ показал, что прибыль в первой и третьей группах снизилась, по сравнению с типичной, соответственно произошло снижение рентабельности.
Для более эффективного производства зерна можно сделать следующие предложения: эффективно использовать земельные, трудовые и материальные ресурсы районов; увеличить объемы производства, улучшить качество продукции; снизить материально-денежные затраты на производство сельскохозяйственной продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8