Формирование финансовых результатов деятельности промышленного предприятия

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг - разница меж­ду выручкой от реализации (без налога на добавленную стоимость) и затра­тами, которые обусловили ее создание. Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др.

К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.

 Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле


Пр =     ( Цi – Сi ) * Vi  ,  где


Цi  -  отпускная цена единицы i-ой продукции,

Сi  -  себестоимость единицы i-ой продукции,

Vi  -  объем реализации i-ой продукции.


Это - главная цель дея­тельности предприятия. Но предприятие, как и любой другой хозяй­ственный субъект, обладает свободой выбора и может получать при­быль и из других источни­ков.

Прибыль от прочей реализации - выделают здесь прибыль от реа­лиза­ции:

ü     основных фондов и другого имущества (по причине убыточ­ности или не­эффективности содержания). Это дополнитель­ная доходная часть - цена реализации может быть выше остаточной стоимос­ти, в этом случае и возникает дополни­тельных доход;

ü     отходов основного производства;

ü     нематериальных активов;

ü     других материальных и нематериальных активов, которые могут быть реализованы предприятием.

Доходы от внереализационных операций – сумма доходов, получа­емая от внере­ализационных операций и увеличивающая прибыль, должна рассмат­риваться с двух сторон:

¨     доходы по внереализационным операциям;

¨     доходы от прочей реализации.

Доходы по внереализационным операциям:

·        доходы, получаемые предприятием от долевого участия в дея­тельности других предприятий;

·        дивиденды по акциям, доходы по ценным бумагам (государ­ствен­ным крат­косрочным облигациям, векселям и так да­лее);

·        доходы от сдачи имущества в аренду;

·        доходы от дооценки производственных запасов и изготов­ленной продук­ции;

·        полученные суммы штрафов, пени, неустоек;

·        доходы от возмещения причиненных убытков;

·        прибыль прошлых лет;

·        положительные курсовые разницы по операциям с валютой;

·        безвозмездно получаемые средства, спонсорская помощь;

·        прочие доходы и поступления, не связанные с производ­ством и реализа­цией продукции.

Расходы по внереализационным операциям:

·        "бросовые затраты" (к ним относятся начатые, но не реа­лизо­ванные заказы и продукция);

·        содержание законсервированных мощностей на предприятии (при отсут­ствии этих расходов оборудование перестает существо­вать, например это характерно для машинострои­тельного, хими­ческого оборудования: поддержание соответ­ствующей температу­ры, влажности);

·        потери от простоев по вышеизложенным причинам (не ком­пенси­руются виновниками);

·        потери от уценки запасов;

·        убытки по операциям с тарой (предприятие работает с та­рой, которая является оборотной и имеет высокую залого­вую стои­мость, но потреби­тель может вам ее запросто не вернуть - предприятие несет убытки);

·        судебные и арбитражные издержки;

·        суммы сомнительных долгов, которые подлежат резервирова­нию в соот­ветствии с действующим законодательством;

·        убытки от долгов, нереальных к взысканию;

·        убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

·        некомпенсируемые убытки и потери от стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств;

·        убытки от хищений, виновники по которым не найдены;

·        отрицательные курсовые разницы по операциям с валютой.

Балансовая прибыль - совокупность прибыли от реализации про­дук­ции, работ и услуг, прибыли от прочей реализации и доходов от внереа­лизационных операций. Это валовая прибыль, которая и отража­ется в ба­лансе.

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле

Пб = + Пр + Пи + Пв.о. ,   где


Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,

Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,

Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.

Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Налогооблагаемая прибыль - Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

Чистая прибыль - это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты соответствующих налогов, источником упла­ты которых и является при­быль. Этот остаток позволяет решать зада­чи предприятия и используется им без каких-либо регламентаций.

По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

Исходя из целесообразности, предприятия могут создавать или не создавать фонды и резервы, используемые как дополнительные ис­точники финансирования за­трат, не включаемых в себестоимость про­дукции.

Если предприятие не создает фонды, то эти затраты будут отра­жать­ся как использование прибыли по мере их возникновения.

Хотя и не существует жесткой регламентации использования при­были, выделяет три основные направления ее использования:

1.                Создание специальных фондов и резервов

·        фонд накопления;

·        фонд потребления;

·        резервные или страховые фонды.

Фонд накопления - главным источником его формирования являет­ся прибыль, но могут использоваться и другие источники:

ü     безвозмездно полученные средства;

ü     средства бюджета (любого уровня);

ü     централизованные фонды вышестоящих организаций и добро­воль­ных объе­динений (первое характерно для государствен­ных пред­прия­тий; причина объединений предприятий - защи­та собствен­ного сегмента рынка).

Основные направления использования фонда накопления:

¨     приобретение и строительство основных фондов (как произ­вод­ственного, так и непроизводственного назначения);

¨     финансирование научно-исследовательских и опытно-кон­струк­торских работ;

¨     подготовка и переподготовка кадров;

¨     уплата процентов по ссудам сверх установленных законом раз­меров.

Фонд потребления - источник средств предприятия для социаль­ного развития, материального стимулирования работающих. Учитывают­ся выплаты в денежной и мате­риальной форме, дивиденды, проценты, выплаченные по акциям трудового коллектива, различные социальные льготы, материальная помощь, выплачиваемая на предприятии.

Резервный фонд, как правило, формируется предприятием в раз­мерах 10-50% (при соответствующих формах собственности создание резерва обя­зательно, пример - акционерные общества). Необходимость создания ре­зерва заключается в том, что в рыночной экономике пред­приятия являются субъектами рисковой деятельности, поэто­му созда­ется резерв на случай прекращения дея­тельности предприятия для покрытия возможной кредитор­ской задолженнос­ти. Помимо прибыли предприятие может зачислять в фонд эмисси­онных доход - разницу между номинальной и продажной ценой акций.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли (положительного финансового результата).

Первый – это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.

Величина прибыли в данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать