Прибыль от реализации продукции, работ и услуг - разница между выручкой от реализации (без налога на добавленную стоимость) и затратами, которые обусловили ее создание. Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов.
К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др.
К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.
Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле
Пр = ( Цi – Сi ) * Vi , где
Цi - отпускная цена единицы i-ой продукции,
Сi - себестоимость единицы i-ой продукции,
Vi - объем реализации i-ой продукции.
Это - главная цель деятельности предприятия. Но предприятие, как и любой другой хозяйственный субъект, обладает свободой выбора и может получать прибыль и из других источников.
Прибыль от прочей реализации - выделают здесь прибыль от реализации:
ü основных фондов и другого имущества (по причине убыточности или неэффективности содержания). Это дополнительная доходная часть - цена реализации может быть выше остаточной стоимости, в этом случае и возникает дополнительных доход;
ü отходов основного производства;
ü нематериальных активов;
ü других материальных и нематериальных активов, которые могут быть реализованы предприятием.
Доходы от внереализационных операций – сумма доходов, получаемая от внереализационных операций и увеличивающая прибыль, должна рассматриваться с двух сторон:
¨ доходы по внереализационным операциям;
¨ доходы от прочей реализации.
Доходы по внереализационным операциям:
· доходы, получаемые предприятием от долевого участия в деятельности других предприятий;
· дивиденды по акциям, доходы по ценным бумагам (государственным краткосрочным облигациям, векселям и так далее);
· доходы от сдачи имущества в аренду;
· доходы от дооценки производственных запасов и изготовленной продукции;
· полученные суммы штрафов, пени, неустоек;
· доходы от возмещения причиненных убытков;
· прибыль прошлых лет;
· положительные курсовые разницы по операциям с валютой;
· безвозмездно получаемые средства, спонсорская помощь;
· прочие доходы и поступления, не связанные с производством и реализацией продукции.
Расходы по внереализационным операциям:
· "бросовые затраты" (к ним относятся начатые, но не реализованные заказы и продукция);
· содержание законсервированных мощностей на предприятии (при отсутствии этих расходов оборудование перестает существовать, например это характерно для машиностроительного, химического оборудования: поддержание соответствующей температуры, влажности);
· потери от простоев по вышеизложенным причинам (не компенсируются виновниками);
· потери от уценки запасов;
· убытки по операциям с тарой (предприятие работает с тарой, которая является оборотной и имеет высокую залоговую стоимость, но потребитель может вам ее запросто не вернуть - предприятие несет убытки);
· судебные и арбитражные издержки;
· суммы сомнительных долгов, которые подлежат резервированию в соответствии с действующим законодательством;
· убытки от долгов, нереальных к взысканию;
· убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
· некомпенсируемые убытки и потери от стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств;
· убытки от хищений, виновники по которым не найдены;
· отрицательные курсовые разницы по операциям с валютой.
Балансовая прибыль - совокупность прибыли от реализации продукции, работ и услуг, прибыли от прочей реализации и доходов от внереализационных операций. Это валовая прибыль, которая и отражается в балансе.
Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле
Пб = + Пр + Пи + Пв.о. , где
Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,
Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,
Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.
Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Налогооблагаемая прибыль - Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.
Чистая прибыль - это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты соответствующих налогов, источником уплаты которых и является прибыль. Этот остаток позволяет решать задачи предприятия и используется им без каких-либо регламентаций.
По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.
Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.
Исходя из целесообразности, предприятия могут создавать или не создавать фонды и резервы, используемые как дополнительные источники финансирования затрат, не включаемых в себестоимость продукции.
Если предприятие не создает фонды, то эти затраты будут отражаться как использование прибыли по мере их возникновения.
Хотя и не существует жесткой регламентации использования прибыли, выделяет три основные направления ее использования:
1. Создание специальных фондов и резервов
· фонд накопления;
· фонд потребления;
· резервные или страховые фонды.
Фонд накопления - главным источником его формирования является прибыль, но могут использоваться и другие источники:
ü безвозмездно полученные средства;
ü средства бюджета (любого уровня);
ü централизованные фонды вышестоящих организаций и добровольных объединений (первое характерно для государственных предприятий; причина объединений предприятий - защита собственного сегмента рынка).
Основные направления использования фонда накопления:
¨ приобретение и строительство основных фондов (как производственного, так и непроизводственного назначения);
¨ финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
¨ подготовка и переподготовка кадров;
¨ уплата процентов по ссудам сверх установленных законом размеров.
Фонд потребления - источник средств предприятия для социального развития, материального стимулирования работающих. Учитываются выплаты в денежной и материальной форме, дивиденды, проценты, выплаченные по акциям трудового коллектива, различные социальные льготы, материальная помощь, выплачиваемая на предприятии.
Резервный фонд, как правило, формируется предприятием в размерах 10-50% (при соответствующих формах собственности создание резерва обязательно, пример - акционерные общества). Необходимость создания резерва заключается в том, что в рыночной экономике предприятия являются субъектами рисковой деятельности, поэтому создается резерв на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия возможной кредиторской задолженности. Помимо прибыли предприятие может зачислять в фонд эмиссионных доход - разницу между номинальной и продажной ценой акций.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли (положительного финансового результата).
Первый – это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.
Величина прибыли в данном случае зависит:
во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);