Формирование и развитие сельскохозяйственной пропаганды

[1] Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Москва, 2001. С. 69.

[2] Сапонов В.И. Печать и проблемы сельскохозяйственной пропаганды (формы и методы). Москва, 1977. С.28.


издания в трудные финансовые условия: возросла себестоимость  печати, а поэтому розничная и подписная цена газет тоже подскочила. Затем, как следствие, упали тиражи, а благодаря некоторой либерализации вновь начала развиваться оппозиционная пресса. «Кризис печати, имевший многообразные формы проявления, - пишет Р.П. Овсепян - требовал комплексных мер для его преодоления. Среди них главное место заняла материальная помощь. Видя, что подписка на периодическую печать не дает желаемых результатов, 13 съезд РКП(б) принял директиву, согласно которой местным партийным органам и редакциям газет вменялось в обязанность принять меры к тому, чтобы каждый коммунист стал подписчиком партийной газеты, а на каждые 10 крестьянских дворов была выписана одна массовая крестьянская газета.

 Имелась ввиду не только «Беднота», но и увидевшая свет в конце ноября 1923г. «Крестьянская газета», на которую возлагались особые надежды. В условиях, когда НЭП набирал обороты, а кризис печати шел на убыль, возникала необходимость в массовом издании, которое бы в доступной форме помогало малограмотному деревенскому населению правильно ориентироваться в новых условиях хозяйствования. Газету волновали буквально все вопросы крестьянской жизни: проблемы землеустройства, землепользования, агротехники; она помогала крестьянину советами, вела с ним активную переписку. При редакции имелся свой юрист, свой агроном, которые консультировали читателей, отвечали на их вопросы.»[1]

Для завоевания читателя вся печать была ориенти-


[1] Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Москва, 2001. С. 90-91.


рована на массовость, но вместе с тем, понимая, что влиять на людей, в основном безграмотных, живущих на огромной территории, очень тяжело, новая власть повсеместно открывает «ликбезы», призванные «правильно» учить грамоте население. Вместе с этим начала формироваться и региональная печать. Особенно ярко это можно проследить в период и после создания Советского союза, что предопределило рождение республиканской прессы.

 Республиканские издания строились по образу и подобию центральных печатных органов: аналоги «Бедноты» и «Крестьянской газеты» появляются на национальных языках («Колхозница Украины», «Социалистическое сельское хозяйство Узбекистана», «Колхозы и совхозы Казахстана»).

 Примерно таким же, «клонированным» образом строилась и региональная печать: «Смоленская деревня», «Ярославская деревня», «Красный пахарь»…

Наряду с общеполитическими, а также некоторыми специализированными изданиями, рассчитанными на массового читателя, в стране появляются отраслевые журналы, рассчитанные на специалистов.

Так по линии издательства «Колос» выходит 37 подобных изданий: всесоюзные журналы «Земледелие, «Животноводство», «Хлопководство», «Картофель и овощи», «Механизация и электрификация».

 В.И. Сапонов разделяет все отраслевые издания послереволюционного периода на 4 группы:

общего содержания («Вестник с/х науки»);

по растениеводству («Корма», «Земледелие», «Селекция и семеноводство»);

по животноводству («Ветеринария»);

по механизации и электрификации («Гидротехника и мелиорация»).[1]

Также можно добавить сюда и пятую группу изданий -  экономические аграрные журналы («Экономика сельского хозяйства»).

К особому отряду можно отнести такие издания, как «Крестьянка», «Сельская молодежь», «Сельская новь», для которых характерны общеполитические, культурно-художественные и научно-популярные тексты.

Сначала сельскохозяйственная пропаганда в печати носила преимущественно производственный и политический характер, вытекавший из генеральной задачи первых лет Советской власти – «создать и укрепить союз рабочего класса и трудового крестьянства, заложить социалистические основы сельскохозяйственного производства и деревенского быта». К 1926 году была сформирована широкая сеть крестьянской печати, основу которой составляли три типа  массовых крестьянских газет:  центральная, губернская и уездная.

К концу 30-х годов, когда коллективизация в деревне была завершена, газеты по своей направленности и содержанию становятся в целом рабоче-крестьянскими в системе общеполитической прессы. Был выработан новый тип общеполитической газеты: районная и республиканская. Одновременно и в соответствии с общей тенденцией (усиление специализации советских газет и журналов по отраслям народного хозяйства) усиливалась специали-


[1] Сапонов В.И. Печать и проблемы сельскохозяйственной пропаганды (формы и методы). Москва, 1977. С. 42–46.


зация сельскохозяйственной печати по отраслям сельско-хозяйственного производства.

 В дальнейшем, после формирования так называемого «социалистического типа крестьянина», советская сельскохозяйственная пропаганда расширяет сферу своего воздействия, приобретая все больше социальных черт, тем самым, обуславливая новую тенденцию прессы середины 20 века – универсализация.

 Задача пропаганды при любом строе сводится к тому, чтобы приводить интересы реципиента в соответствие с интересами государства и общества.

 Задача газет и не только аграрных - преодоление психологического барьера у аудитории, дифференцированный подходит к ней, осуществление общественного контроля за работой того же сельского хозяйства. Надо сказать, что эти задачи выполнялись очень лихо.

По утверждению И.И. Засурского, «Успехи СССР в сфере пропаганды нельзя недооценивать. Имиджмейкерами новой государственно-экономической структуры выступало огромное количество талантливых людей, начиная с Эйзенштейна и Маяковского. Основой советской пропагандистской системы были печать и кинематограф, однако позже значительную роль стало играть радио. Основными характеристиками советской пропаганды была четкая адресная направленность сообщений, структурирование системы СМИ в расчете на гомогенные группы потребителей (впрочем, гомогенизация общества была одной из важнейших задач всего социалистического проекта). Советское государство было главным заказчиком политической рекламы, но его требования к изданиям не слишком отличались от современного рекламодателя - скорее можно сказать, что государство было единственным рекламодателем и могло настаивать на безоговорочном выполнении своих требований.

Решающим достоинством, с точки зрения эффективности, советской системы была нераздельность аппарата идеологической пропаганды и власти, а также способность системы демонстрировать значительные успехи в реализации политического проекта, предполагавшего итоговый политический и экономический консенсус (коммунизм), достижимый в реальные сроки. Такие успехи, в сочетании с репрессиями по отношению к политической и экономической оппозиции, позволили корпорации СССР осуществить беспрецедентную программу экономического развития в сжатые сроки». [1]

В середине прошлого века в СССР установилось 2-3 универсальных печатных гиганта, на которые равнялась вся советская аграрная  пресса. Это в первую очередь «Правда» - центральный орган ЦК КПСС. Газета имела собственный сельскохозяйственный отдел, сотрудниками которого были люди, хорошо знакомые с отраслью. (В середине 70-х годов «Правда» публиковала по 3-4 сельскохозяйственных передовых статьи в месяц (до 40 в год))[2]

Сельхоз-отдел имел строгую структуру, разбивка была по областям и тематике (общеполитические темы, растениеводство, животноводство, механизация, управление и планирование, специализация и концентрация, социальное развитие, проблема нечерноземья). Каждый сотрудник отдела


[1] Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. Москва, 1999. С. 25.

[2] Система средств массовой информации России. М., 2001. С. 111.


работал в своей области и почти не выходил за ее рамки.

По другому типу работа была построена в газете «Известия», где все сотрудники были взаимозаменяемы, поэтому не существовало никакого деления отдела, хотя, несмотря на тенденцию универсализации, присутствовали журналисты, пишущие в определенной области. Такое построение работы было, прежде всего, связано с тем, что у газеты не было четких постоянных задач именно по аграрной тематике. Появление тех, или иных «аграрных» материалов было строго согласовано с директивами, выдававшимися партией в соответствии с пятилетними планами («пятилетками»).

Несомненным гигантом именно сельскохозяйственной журналистики надо признать газету «Сельская жизнь», история которой начинается с тяжелого для страны 33 года, когда резко изменилась государственная политика в отношении крестьян. Тогда она называлась в соответствии с веянием времени – «Совхозная газета» и просуществовала она с этим именем вплоть до смерти Сталина: в 1953 году ее полномочия приняла газета «Сельское хозяйство», а в 1960 году ее официально переименовывают в газету ЦК КПСС «Сельская жизнь». Она была призвана комплексно подходить к решению сельскохозяйственных проблем: от общественно-политических до сугубо технологических.

Редакция СЖ состояла из 15 отделов, из которых 7 – производственных.

Периодически «Сельская жизнь» выходила тематическими номерами, кроме того, часто готовились тематические региональные вкладки для распространения в союзных республиках. Кроме постоянного штата корреспондентов, газета имела широкую сеть внештатных и специальных корреспондентов по всей стране, среди которых и простые колхозники, и директора совхозов, колхозов, и специалисты, и ученые…

     К авторскому активу СЖ выдвигались жесткие требования:

Безусловная точность и достоверность исполь-зуемых фактов;

Изучение и пропаганда передового опыта;

Всестороннее исследование проблемы;

Экономическое и идеологическое обоснование новшеств, приемов, технологий.

Эти требования к журналистам были тесно связаны с догмами советской пропаганды, основывающимися на главных аспектах «ленинской» пропаганды: политический, экономический и социальный.

Сельскохозяйственная же пропаганда в печати имела три основные части:

пропаганда партийной доктрины;

пропаганда передового производственного опыта;

пропаганда научных знаний.

Нужно сказать, что свои задачи аграрная пресса того времени выполняла неплохо, т.к. особенно в 50-60 гг. сельское хозяйство СССР развивалось очень интенсивно. Вместе с тем, сказывался личностный характер проводимой политики на селе. Я имею ввиду характер каждого отдельного правителя времен СССР:

при Сталине – культ личности и жесткая пропаганда коллективного труда с репрессивными мерами;

при Хрущеве – тот самый «кукурузный» бум, громадное вливание средств в аграрный сектор экономики и резкий подъем производства на селе;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать