Формирование и развитие сельскохозяйственной пропаганды

Отдельную группу составляют журнальные приложения: приложение к журналу «Сельская новь» - «Приусадебное хозяйство» выходит с 1981г. – это ежемесячник, он предназначен для владельцев приусадебных участков, садоводов и огородников. Более оперативное приложение (еженедельник) к тому же журналу – «Приусадебное хозяйство. Субботний курьер». Выходит с 1994г., рассчитано на садоводов и огородников. В отличие от основного приложения, имеющего 63 страницы, «Субботний курьер» печатается на 4-8 полосах.

Приложение «Живая вода» к журналу «Мелиорация и водное хозяйство» рассчитано на специалистов-мелиораторов, выходит с 1985 года один раз в два месяца на 64 страницах.

Объем аграрных журнальных изданий колеблется от 32 страниц (журналы «Молочная промышленность» и «Механизация и электрификация сельского хозяйства») до 148 и 224 страниц (соответственно журналы «Тракторы и сельскохозяйственные машины» и «Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии»). Реклама занимает от 0,5 до 13 журнальных страниц. В зависимости от цели и назначения издания. Распространяется по России. СНГ, странам Балтии.

Три года назад в газетно-журнальном мире России появился такой своеобразный тип издания, как газета-альманах. «Новый землевладелец» издается в Москве и рассказывает о вековом опыте землевладельцев (формат А-3, выходит 2 раза в месяц, 40  тыс. экз. тираж, объем – 24 страницы). Имеет восьмистраничное ежемесячное приложение «Муха» (формат А-4, тираж 10 тыс. экз.). Это приложение – своеобразное продолжение мини-газеты «Муха», издававшейся в начале века.

К бюллетеням можно отнести информационно-рекламное издание Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «Вестник АККОР».

 Особые непериодические издания – это, как правило, издания коммерческого характера, выпускаемые к определенным событиям (выставкам, презентациям и т.п.) – это всевозможные брошюры, листовки, полиграфическая продукция (буклеты, открытки, календари, плакаты, флаерсы и т.п.).

Чтобы более подробно понять структуру сегодняшней агарной прессы я бы предложил рассмотреть и следующую классификацию сельхоз-периодики, составленную согласно характеру той информации, которую она несет.

Отраслевые издания;

Общественно-политические;

Рекламно-информационные;

Развлекательные.

Структура отраслевой сельскохозяйственной прессы практически не изменилась с советских времен, т.к. основные ее представители выпускаются при содействии Минсельхоза, который в свою очередь сохранил все традиции издания аграрной периодики, поэтому внутренняя ее классификация почти такая же, как и при Советском Союзе, только лишь с добавлениями некоторых новых видов изданий:

общего содержания («Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии», «Международный сельскохозяйственный журнал»);

по растениеводству («Селекция и семеноводство»);

по животноводству («Животновод», «Мясная промышленность»);

по механизации и электрификации («Тракторы и сельскохозяйственные машины»);

по пчеловодству («Пчеловодство»);

экономические  (отчасти «Сельский коммерсант», «Экономика сельского хозяйства»).

Общественно-политические издания представлены очень широко, т.к., как уже отмечалось, часть сельскохозяйственной тематики взяла на себя региональная пресса. Поэтому можно сделать такое разделение:

центральные аграрные издания с общественно-политическим уклоном («Сельская жизнь», «Крестьянская Россия», «Нива России»);

региональные аграрные издания с общественно-политическим уклоном;

а) областные, краевые («Земля Нижегород-ская»);

б) районные («Ярославский агрокурьер» - районная общественно-политическая газета, «Красный пахарь» - республика  Башкортостан, газета Благо-вещенского района);

в) городские (московский еженедельник «Граунд»);

региональные общественно-политические

издания, затрагивающие периодически аграрную проблематику и имеющие постоянные рубрики, рассчитанные на дачников (параметры распространения те же).

В группу общественно-политической агарной периодики я бы отнес и фермерские издания (примеры см. выше).

Далее – аграрные издания с рекламно-информационным уклоном. Я бы выделил 2 группы:

рекламные (журнал «Агрохимбизнес» - в основном, рекламная информация);

рекламно-информационные (газета «Граунд» - московский еженедельник, имеющий подзаголовок «Собственникам недвижимости в Подмосковье». В этом издании (тираж 70 тыс. экз.) приводятся основные данные по продаже земельных участков (направления и удаленность от Москвы, размер участка. Вид собственности, освоенность участка, стоимость и т.д.). Немало полезной информации содержат разделы «Строительные материалы: что, где, почем», «Советы специалиста», «Консультации юриста».

Последняя группа – развлекательные издания, или, скажем так, тяготеющие к развлекательности:

молодежные («Сельская молодежь» - скорее информационное издание, которое сегодня, утратив идеологическое направление былой деятельности, большей частью находится в поиске своей ниши, мало отвечая своему названию);

женские («Крестьянка» - журнал, давно утративший былое предназначение, но все же оставивший за собой название, а стало быть, часть былой целевой аудитории);

детские (для сельских школьников с 1993 г. издается другое приложение к журналу «Сельская новь». Называется «Стригунок» - детский иллюстрированный журнал для младшего и среднего школьного возраста, выходит один раз в два месяца на 4-8 страницах).

Практически не представлены агарные издания для мужчин, хотя некоторые с большой натяжкой можно отнести именно к ним. Например, казанское издание «Сам хозяин», или тот же «Сельский коммерсант». Прямо, конечно, не говорится, что эти издания именно для мужчин, но подспудно все-таки подразумевается именно это, тем более, что сами названия дают кое-какие намеки на предполагаемый пол аудитории.

Для окончательной ясности я бы еще разделил всю аграрную прессу России по такому признаку, как охват аудитории:

общероссийские издания («Крестьянская Россия», «Сельская жизнь»);

межрегиональные издания («Крестьянин», распро-страняющийся в Ростовской обл., Ставропольском и Краснодарском краях; сюда же я бы отнес газету «Наша дача», которая при относительно небольшом тираже (50 тыс. экз.) и ежемесячном выпуске распространяется во многих российских регионах, а также в Белоруссии, Молдавии, Узбекистане и Украине.);

региональные (все те региональные издания, о которых говорилось выше, при разделении прессы по характеру информации);


Здесь также присутствует особая группа – международные издания: они рассчитаны на специалистов АПК, фермеров, владельцев дачных участков, сельских жителей выпускаются. «Международный сельскохозяйственный журнал» рассказывает о достижениях мировой науки и практики в агропромышленном комплексе. Он издается Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, выходит один раз в два месяца.

Другое издание подобного типа – российско-американский  ежеквартальный журнал независимых земле-владельцев и садоводов «Новый фермер». Начал выходить в 1991 г. Адресован широкой аудитории – фермерам, арендаторам, работникам колхозов и совхозов, жителям села, горожанам, имеющим дом в деревне, членам садоводческих товариществ.

 Каждый его номер содержит практические советы лучших фермеров и садовников США и бывшего Советского Союза. Среди популярных разделов и рубрик – «Сделай сам», «Маркетинг», «Лучшие советы наших читателей». Многообразна и проблематика издания.[1]

«Сельская жизнь» сегодня*

Как уже отмечалось «Сельская жизнь» сдала позиции по многим пунктам, но, несмотря ни на что, она остается самой массовой аграрной газетой. Ее тираж составляет 92 эта тыс. экз., что по сравнению с 10-тимилионным советским тиражом выглядит, конечно, ничтожно, но для нынешней сельскохозяйственной прессы цифра впечатляющая,


[1] Система средств массовой информации России. М., 2001. С. 117.


* Прояснить многие вопросы, касающиеся нынешнего положения «Сельской жизни», мне помог первый заместитель главного редактора газеты Юрий Павлович Савин.

тем более что весь тираж расходится по подписке. Причем он достаточно статичен и из года в год претерпевает не очень большие изменения, чего не могут себе позволить многие издания этого порядка.

Распространение тиража происходит в основном по «сельскохозяйственным» районам; наибольшее тяготение, конечно же, к черноземным зонам как к весьма развитым в отношении сельского хозяйства. Например, в республику Башкортостан уходит 3,5 тыс. экз. – это один из самых крупных «потребителей» тиража СЖ, т.к. Башкирия – очень благоприятный аграрный район России, довольно активно развивающийся.

 Курская область потребляет такое же количество тиража, по 2,5 тыс. – Кубань, Тамбовская, Саратовская области. Неплохо газета распространяется там, где присутствуют собкоры СЖ: например, в Новосибирске (около 2 тыс.), а вот в Москве и Московской области всего лишь 600 тыс. экз., хотя в этом регионе наблюдается большая концентрация изданий, особенно «дачных», с которыми СЖ тяжело соперничать из-за отсутствия средств и молодых кадров.

Коллектив «Сельской жизни» гордится тем, что он не зависит от так называемых «денежных мешков», олигархов и т.п., приводя пример «раскрученного» не так давно аграрного издания «Крестьянские ведомости», которое финансировалось банком «СБС-Агро» и имело, поэтому превосходящий СЖ тираж. С развалом банка развалились и сами «Крестьянские ведомости», которые с начала этого года вновь начали выходить, но уже при 5-ти тыс. тираже и

полном отсутствии перспектив, если, конечно, не появится еще один инвестор.

Поэтому «Сельская жизнь» в своем роде исключение: не каждый сегодня может себе позволить свободу от капитала, на это надо иметь волю и, честно говоря, огромный энтузиазм, потому как прибыли, большой прибыли СЖ сегодня, естественно, не приносит, хотя и самоокупается. Но зарплаты сотрудников газеты очень невелики, даже по ростовским меркам, не говоря уже о московских: парламентский корреспондент получает в лучшем случае 2 тысячи рублей в месяц(!), поэтому говорить о каком-то молодом притоке авторов в редакцию совершенно не приходится. Это сегодня главная беда «Сельской жизни», впрочем, как и самой отрасли: по словам Ю.П.Савина, «основная проблема – негативное отношение общества к сельскому хозяйству, усиливающееся обнищанием населения и полнейшим отсутствием поддержки государства». Все это поставило СМИ в жесткую экономическую зависимость от капитала и политики: погоня за тиражами, рейтингами, а стало быть – за «выживанием», заставляет СМИ постоянно будоражить общество все новыми подробностями грязной политики, или развала того же аграрного сектора экономики. Именно это сегодня пользуется спросом, когда как пресса должна предлагать выходы из ситуации, а не тыкать пальцем в гнойники.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать