Формирование и развитие сельскохозяйственной пропаганды

  Освободившись от идеологического «ига», аграрная пресса стала олицетворением того положения, которое сегодня сложилось в сельском хозяйстве, причем сама же она является во многом виновницей этого положения: «Освобождение прессы стало началом интенсивных духовных поисков, в ходе которых общество искало новые идеалы и ценности, а журналисты – новую доктрину. Результатом этих поисков стала радикализация взглядов в обществе и формирование рыночного фундаментализма и трансформационной утопии. Формулирование новой догмы и истая, беззаветная и бескомпромиссная ее проповедь позволили журналистам претендовать на положение духовных лидеров нации. В конечном счете, это привело к индокринации значительной части населения догмами рыночного фундаментализма.»[1]

 Возросшая цена на издания практически свела на нет читательскую аудиторию, именно сельскохозяйственной прослойки, т.к. ее представители принадлежат сегодня  к

самым малообеспеченным гражданам России. Отсюда резкое снижение тиражей, исчезновение многих отраслевых изданий, что отчасти повлекло за собой ухудшение положения в этих отраслях…

 

[1] Засурский И.И. Масс-медиа и политика в России девяностых//Русский журнал (www.russ.ru). 2000. 14 декабря.


Крушение тиражей центральной прессы привело к тому, что часть обязанностей сельхозизданий взяла на себя региональная печать общеполитического типа. Но зачастую подход этих изданий к проблемам, с которыми сталкивается сельское хозяйство, достаточно профанский, ввиду того, что с одной стороны: особенно на периферии, в ряду сотрудников редакций присутствует очень мало профессиональных  журналистов, не говоря уже о наличии журналистов, специализирующихся в области сельского хозяйства;

 С другой стороны: «в конце восьмидесятых – начале девяностых так возросло значение новых авторов и тех, кто меняет свою прежнюю профессию на практическую журналистику – иначе говоря, дилетантов. Краеугольным камнем современного общества является профессиональная специализация и экспертиза, но именно она и исчезла из газетных дискуссий о судьбе советского общества и о том, что происходит за рубежом.

Наилучшим примером того, к чему это привело, может стать популярный в те годы диспут о пригородных садово-огородных участках, которые, по мнению кухонных сплетников (а позже – газетных публицистов), обеспечивали до 70% общего объема сельскохозяйственной продукции СССР. Надо заметить, что закрытый характер большей части информации, касавшейся экономики СССР, немало способствовал тому, что такие тезисы не поддавались проверке цифрами и, на фоне нехватки продовольствия, становились фактами, на которых строились убеждения».[1] С третьей стороны: на лицо низкая оплата журналистского


[1] Засурский И.И. Масс-медиа и политика в России девяностых//Русский журнал (www.russ.ru). 2000. 14 декабря.

труда, из-за чего специалисты уходят в другие сферы жизнедеятельности, а на их место приходят так называемые «журналисты-универсалы», которые не в состоянии зачастую вникать достаточно глубоко в проблему, работая по «вершкам», что, естественно, приносит соответствующие плоды, вернее плоды, несоответствующие потребностям времени.

 «Отсутствие необходимого финансирования и государственной политики развития аграрного сектора привели к тому, что многие хозяйства оказались на грани выживания… В нынешних тяжелых экономических условиях особое значение приобретает опыт успешно развивающихся хозяйств, изучение рыночной конъюнктуры, проблемы переработки продукции, освоение новых технологий в животноводстве и растениеводстве.»[1]

Чтобы успешно все это делать, необходимо в том числе поддерживать и аграрную прессу, которая не менее в этом нуждается, чем сам АПК. Только в случае системного подхода к проблеме можно добиться каких-то позитивных сдвигов на пути ее решения.  Сельскохозяйственная журналистика сегодня в первую очередь зависит от состояния самого сельского хозяйства – это, по-моему, главное отличие советской аграрной журналистики от нынешней. В советское время сельское хозяйство конторлировалось и формировалось под неустанным оком партии, функции «ока» выполняла, естественно, пресса, сегодня же, по-моему, зеркальная ситуация: лицо аграрной


[1] Кулев В.С. Экономическая проблематика в периодической печати. Москва, 2001. С. 6.


журналистики формируется в соответствии с положением в самом сельском хозяйстве. При принятии земельного кодекса положение может измениться и это за собой может повлечь изменения в прессе, которая в свою очередь, исходя из всех предпосылок и реалий, будет влиять на само сельское хозяйство. Но в любом случае первичным двигателем должна быть политика государства. Конечно, она не обязана играть основополагающую роль, эта роль должна быть отведена земельному кодексу, который уже своим присутствием и особенно той частью, которая касается собственности на землю, сможет регулировать жизнедеятельность не только сельского хозяйства, но и всех областей, которые с ним связаны, в том числе и журналистики.

Глава третья: «Коммерческая» аграрная пропаганда


Переход к рыночной экономике вынудил многих сельскохозяйственных производителей перейти на коммерческие рельсы. Проблема, с которой столкнулись буквально все, – это неумение работать в рыночных отношениях. Почти 70 лет плановой экономики отучили крестьян от самостоятельности, поэтому большинство хозяйств разорилось, или находится на грани разорения.

Российская академия сельскохозяйственных наук в 1999 году провела исследование группировки сельско-хозяйственных предприятий России по уровню платеже-способности, и вот какие результаты были получены:[1]


Группы хозяйств

 1

Финансово-благо-получные

 2

Времен-

но непла-

тежеспо-

собные

 3

Непла-

тежеспо-

собные

 4

Несост-

оятельные

5

Развал

экономи-

ческой

системы

Количество хозяйств


 5957


 4607


4470


4849


7376

%

  22

  17

 16

 18

 27


[1] Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России//Российская академия сельскохозяйственных наук. 2001 год. М., С. 17.


В итоге против 22% благополучных хозяйств - 78% находятся в кризисной, или околокризисной ситуации, причем даже если рассматривать грубо, соотнося первый и четвертый пункты, то все равно ситуация оказывается не в пользу первого пункта, поэтому, мне кажется, очень важно поддерживать хозяйства с первого по третий пункты, с тем, чтобы полностью не развалить агарный сектор страны. Конечно, это не единственное, что нужно предпринять, т.к. на нашей огромной территории есть места, где сельское хозяйство находится в полном упадке – это в первую очередь нечерноземные районы, где процентное соотношение благополучных хозяйств к неблагополучным еще более устрашающе, чем в вышеприведенной таблице. Поэтому необходим комплексный подход по всем направлениям, начиная с технического обеспечения, заканчивая социальной инфраструктурой, которая тоже находится в упадке.

Одной из последних тенденций аграрного сектора экономики России – это увеличение числа частных хозяйств: государственные предприятия сегодня составляют всего лишь 5,3%, все остальное – это всевозможные ОАО, ЗАО, ТОО, сельскохозяйственные кооперативы, в том числе колхозы, совхозы и т.п. Другая тенденция – снижение объемов производства сельскохозяйственной техники в 10-13 раз по сравнению с 1985 годом; производство химических средств защиты и минеральных удобрений снизилось в 5–10 раз.[1]

На этом фоне в России до кризиса 1998 года очень активно начали действовать иностранные предприятия,

завалившие наш рынок всевозможными соответствующими


[1] Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России//Российская академия сельскохозяйственных наук. 2001 год. М., С. 12.


продуктами по более низкой цене, делая отечественные предложения неконкурентоспособными. Но, как говорится,

не было бы счастья, да несчастье помогло: кризис в несколько раз снизил объем импорта, а потребности, хоть и сократившиеся от того же кризиса, у российского сельского хозяйства все равно остались, тут-то и начали развиваться наши предприятия, на одном из которых мне удалось поработать.


Фирма «Агровит»


Фирма «Агровит» представляет собой коммерческую структуру, занимающуюся производством и реализацией витаминно-минеральных подкормок для домашних животных, средств борьбы с вредителями и паразитами, кроме того, выпускается комбикормовые мини-заводы. 

Большой спектр продукции способствовал разделению фирмы на три составные части, а также во многом определил направление ее рекламной деятельности.

«Агровит»: одноименное подразделение «Агровит» (производство и реализация продукции);

НПО «Гигиена-БИО» (разработка новых продуктов, технологий, производство комбикормовых мини-заводов);

«Школа Федотова» - «скрытое» PR-подразделение (название происходит от фамилии руководителя фирмы), стратегию и политику которого разрабатывает общественно-методический отдел фирмы.

Официально главенствующая роль в этом триумвирате принадлежит «Школе Федотова» (ШФ) как «некоммерческой структуре, объединяющей отечественных производителей в борьбе за рынок, захваченный импортом» (именно так преподносится ШФ аудитории через СМИ).

Сама же фирма имеет четкую внутреннюю структуру, обычную для всех коммерческих фирм: руководство, бухгалтерия, отдел кадров, отдел маркетинга, отраслевой отдел, общественно-методический отдел, отдел производства.

Общественно-методический отдел (ОМО) как раз и является разработчиком всей PR-политики и всей информационно-рекламной продукции, выходящей в свет. Мне довелось быть сотрудником этого отдела и занимать должность по штатному расписанию звучащую как «журналист», на деле же я исполнял функции копирайтера – создателя рекламных слоганов, текстов, материалов, листовок и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать