Формирование и развитие сельскохозяйственной пропаганды

 Общая ситуация политизации СМИ и общества само собой  отразилась и на «Сельской жизни». В советское время четко разделенная, обширная редакция сегодня очень «похудела» и утратила системный и дифференцированный подход авторского состава к агарным отраслям: политический отдел, например, состоит из 5 человек, а все отраслевые отделы, которых было ранее около 7-10 (в каждом по несколько сотрудников), сегодня представляет один(!) человек. Один. Это говорит буквально обо всем: от положения прессы и сельского хозяйства, до того, кому все это нужно.

 Средний возраст редакционного коллектива – пенсионный или околопенсионный, молодые приходят и уходят, передавать знания, навыки отраслевой журналистики просто некому. Читатели СЖ, кстати, примерно той же возрастной категории. Единственное, на что сейчас надеются сотрудники газеты – это на то, что сельское хозяйство «выживет», а значит «выживет» и «Сельская жизнь».

Газета не скрывает своей политизации ввиду того, что политика – это потреба сегодняшнего времени и ничего с этим не поделаешь. Страницы газеты открыты для всех, хотя все же есть и уклон к левым партиям (Харитонов, например, очень симпатичен СЖ), но частые гости редакции и либеральные демократы (Явлинский, Немцов…), хотя именно к последним весьма настороженное отношение, что, в общем, оправдано и понятно: либералы у нас всегда были склонны больше к болтологии, чем к конкретным действиям.

 Идеологическая основа у газеты сегодня одна – защита отечественного товаропроизводителя: один из неофициальных девизов газеты – это многозначительная фраза: «Силу дает та земля, на которой живешь!»

 Вот ключевые вопросы, интересующие сегодня СЖ:

закон о земле;

проблема брошенных земельных угодий;

сезонное датирование сельского хозяйства;

продажа сельхозпродукции;

Все эти темы затрагиваются в таких рубриках, как «Социальное самочувствие», «Новейшая история села» и, конечно, в каждом номере публикуется развернутый материал на какую-нибудь из этих актуальных тем («Сады агронома», «Дорога техника, но люди дороже», «Дальней деревне – вторую жизнь» и т.д.)

 Другой неофициальный лозунг газеты – «Своими силами добиваться положительных результатов». Следуя этому лозунгу, СЖ продолжает традиции, заведенные еще при Советском союзе: идет активная публикация материалов, рассказывающих о современных формах бизнеса, о новейших технологиях, сортах, о новой продукции на аграрном рынке и т.п. - в общем, активно используется прием воздействия на аудиторию, который ранее назывался «пропаганда передового опыта». (Эти материалы чаще всего размещаются под рубриками «По адресам опыта», «Человек и его дело»  и т.д.)

 Как уже отмечалось, СЖ – издание, ориентированное не только на сельских жителей, но и на горожан-дачников. Надо, кстати, сказать, что СЖ выходит 2 раза в неделю: по вторникам (форматом А-2, на 4 полосах) и по четвергам (форматом А-4, 16 полос, 2 цвета). Вторничные номера более политичные, а четверговые я бы назвал более домашними, семейными. Вот как раз в них и появляются рубрики для дачников: «Монолог садовода», «Экологический дневник», «Ваш дом».

Подтверждая свою универсальность и открытость, СЖ часто предоставляет свои полосы для «фермерских»

материалов.

Поскольку у газеты достаточно разветвленная сеть спецкоров, то появляется очень много материалов, рассказывающих о жизни далеких от Москвы областей, краев и республик («Регионы России», «Местная власть») – это яркий пример того, как именно регионы влияют сегодня на содержание центральных изданий. Тенденция, по-моему, очень положительная, приближающая часто далекую от периферии московскую прессу к реальной жизни страны. Жалко только, что это пока всего лишь тенденция, которой не все издания поддаются.

 Ориентирована на сближение с читателями постоянная рубрика «Бесплатные объявления», где публикуются просьбы о помощи в поиске, например, фронтовых друзей-однополчан. Одной из самых популярных рубрик-полос можно назвать «Письма», или «Письма памяти», где публикуется самая интересная корреспонденция, пришедшая на адрес СЖ. Иногда все письма объединяют по тематике, как, например, произошло перед 8 марта и 9 мая. В этой рубрике люди рассказывают о себе, о своей жизни, о бедах и радостях. Ее очень интересно читать, т.к. пишут простые люди о знакомом и поэтому привлекательном, хотя иногда и грустном.

 В четверговых выпусках много публикаций посвящено семье, взаимоотношениям внутри нее и пр. Видно, что газета старается стать семейным изданием, но пока не все получается. Например, практически ничего не говорится для молодежи, если что-то и появляется, то с оттенком назидательного отношения «отцов к детям», что последние практически никогда не приемлют, т.к. «взрослый», «пенсионерский» язык ничего общего не имеет с языком молодежным.

 На последней полосе, названной «В конце номера», размещены: кроссворд, прогноз погоды, а также часто появляются всевозможные художественные тексты (стихи, рассказы, песни). Вообще для «толстого» номера СЖ характерна большая публицистичность, он разделен на 2 части: первая половина – политические, проблемные социальные материалы, вторая половина (после тв-программы) – материалы развлекательного характера. В отличие от  вторничного официоза, где много информа-ционно-аналитических жанров, в четверг больше всевозмож-ных «легких» корреспонденций, интервью с известными людьми, материалов, посвященных светским, культурным событиям, православным праздникам и т.д.

 Газета имеет свой стиль, свой доступный, я бы сказал, родной язык, знакомый нам по советским газетам. Именно поэтому, скорее всего, СЖ и сохранила многих своих подписчиков, с помощью которых она, кстати, сегодня в основном и живет: 70% дохода газеты от подписки, 30% - от рекламы.

 На вопрос, какие функции сегодня должна выполнять аграрная пресса Ю.П. Савин ответил, что «прежде всего - не ждать помощи от кого бы то ни было, а добиваться всего самим» – это, по его мнению, касается и журналистики, и сельского хозяйства.

 Второе, что он выделил, - это «усиленная пропаганда современных технологий и приемов ведения хозяйства; упор необходимо делать на частный сектор и регионы, но не забывать и про дачников: учить их сельским традициям ведения хозяйства.

 То есть аграрная пресса должна сделать все, чтобы ее сектор экономики стал привлекательным для простых людей в первую очередь. Будет интерес к отрасли – она будет развиваться».

Но мне кажется, что все равно газете придется меняться, или она вообще исчезнет, т.к. без молодых кадров рано или поздно придется очень туго. В таких условиях СЖ сможет выходить еще максимум для одного-двух поколений подписчиков, после чего кризис наступит окончательный: старые традиции будут утрачены безвозвратно, а новых при такой политике заводится не так уж и много. Поэтому та гордость, с которой сотрудники говорят  о том, что они не зависят от «тугих кошельков» может им очень навредить. У газеты 2 выхода:

или государственное финансирование, что, в общем, маловероятно, т.к. СЖ сегодня – это ЗАО «Редакция газеты «Сельская жизнь», и мало кто в коллективе, не говоря уже о руководстве, захочет нового передела собственности с государством;

или уйти «под крыло» к «тугому кошельку», что тоже мало вероятно: непреклонная, почти фронтовая и, в общем, совершенно оправданная гордость не позволит это сделать.

 Газета выбирает сегодня третий путь – движение «по течению», которое, конечно, может вывести ее из кризиса, но, скорее всего, эта позиция сравнима с обыкновенным русским «авось», полагающимся на «кривую да нелегкую», которые должны вроде бы куда-то привести. Я бы назвал это олицетворением того, что происходит в нашем обществе в целом: такие настроения делают нас очень понукаемыми извне, мы становимся весьма управляемыми, что очень соблазнительно для нерадивых политиков и правителей. Поэтому утверждение коллектива СЖ о независимости и прочем я считаю обычным самообманом: невозможно сегодня быть независимым и издавать газету, тем более не зависеть от денег, потому как, к сожалению, правят, правили и будут править именно они. Проблема сводится лишь к тому, какой «денежный мешок» выбрать для подчинения, или, какой «денежный мешок» выберет тебя для тех же целей.


Выводы по главе


Основное отличие сельскохозяйственной печати советского периода и нынешнего – отсутствие четкой государственной политики в настоящее время. Это касается, кстати говоря, всех областей жизни сегодняшней России. Мы до сих пор еще находимся у перепутья, в так называемом «переходном состоянии». Именно в этом кроется много бед.

 На фоне того, что на словах очень много свободы у СМИ и что на деле эта самая свобода попирается государством (и не только) сплошь и рядом, очень тяжело говорить о каком-либо постоянном, отлаженном подходе к решению проблем сельского хозяйства, т.к. усиление роли государства в СМИ  отнюдь не говорит сегодня о появлении какой-либо идеологической основы, подоплеки, определенной программы развития страны хотя бы на один президентский срок. Это обычный захват информационного рынка с целью обычного влияния на общество и управления им. В этом кроется основное, коренное отличие той пропаганды и нынешней, последнюю, кстати,  очень тяжело назвать таковой, несмотря даже на то, что существует информационная доктрина РФ, которая большей своей частью является политическим документом и практически никак не влияет на информационную сферу страны - она в данный момент очень фрагментарна и политизирована.

Ввиду этого легче всего выделить  все основные отличия советского государственного подхода к сельскохозяйственной пропаганде и российского (конца 20 – начала 21 вв.) путем обычного сопоставления, в котором напротив нынешнего положения будет находиться по всем пунктам «не используется», но, конечно, положение гораздо сложнее.

При всем притом, что территория страны огромная и требует, безусловно, дифференцированного подхода к каждому региону (в каждом регионе к каждому району), он должен на чем-то основываться, иметь, так сказать, стержень, ту самую печку, от которой необходимо «плясать». Централизационным аспектом во всей новейшей российской аграрной политике, а стало быть, и пропаганде, должен стать закон о собственности на землю, споры о котором не утихают с начала прихода Ельцина, не говоря уже о том, что большевики удержались у власти во многом благодаря Декрету о земле, оставшемуся на бумаге. Его основным лозунгом было: «Землю крестьянам!», которую никто само собой не собирался им отдавать, т.к., разрешив собственность на землю, большевики рисковали остаться не у дел. Вероятно, что сегодня складывается подобная ситуация, тем более что споры в прессе об этом ведутся с использованием достаточно популистских лозунгов, без внимания к сути проблемы. Сама идея закона о земле, вернее права на ее собственность, стала красивым пунктом во многих предвыборных программах и речах и не более того, а в результате максимальной политизации прессы тема эта поднимается раз в четыре года и благополучно откладывается в который уже раз.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать