В стране уже действует несколько программ, например "Дети России", но число беспризорников от этого не уменьшилось. По мнению Веры Лекаревой, необходимо принять единую концепцию борьбы с беспризорностью и наркоманией и выделять под нее деньги - не менее 1 миллиарда рублей каждому региону ежегодно.
Из 700 тысяч сирот 95 процентов имеют живых родителей. Это - дети, которые уходят из дома или попадают в приюты из-за жестокого обращения в семье. Вчера Владимир Путин даже предложил правительству разработать специальную программу действий по укреплению семьи. Короп Е. Сироты - кремлевские // Известия. - 2002. - 16 янв. -
Недостаточное внимание государства к социальной молодежной политике, отсутствие ювенальной юстиции при широкомасштабном применении репрессивных мер по отношению к молодым правонарушителям, сверхвысокий уровень детской и подростковой безнадзорности и беспризорности делает невозможным обеспечение специальной защиты детей и молодежи от физической опасности и моральных травм, нарушает права детей на социальную и юридическую помощь.
Вопросы детства, защиты прав и законных интересов ребенка находятся в центре внимания работы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах.
Еще в 1999 году в обращении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к председателю Правительства Российской Федерации отмечалось, что проблема беспризорных детей приобрела в России характер гуманитарной катастрофы. (Защита прав человека. Сборник документов: 1998 - 2000. - М.: Юридическая литература, 2001. С.543.). Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 2002 году. // Российская газета (Москва).- 15.07.2003.- 140.- C.10
Правовой основой воспитания и образования несовершеннолетних детей являются соответствующие нормы Семейного кодекса РФ. Принципиальное значение имеет закрепление в п. 1 ст. 63 СК РФ положения о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно установление СК РФ ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовой (ст. 1073-1075 ГК РФ), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК РФ); уголовной (ст. 156 УК РФ). Планом первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года, было предусмотрено подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних (7. См.: СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1057.). Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года N 154 "О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год"(17. См.: СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1057.) (п. 11) предполагается создание правовой базы для формирования банков данных субъектов Российской Федерации и банков данных органов местного самоуправления о несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам образовательные учреждения. Л. М. Пчелинцева ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. // Журнал российского права (Москва).- 24.02.2003.- 002.- C.43-50
Из Государственного доклада 2002 г. "О положении детей в Российской Федерации".
Главной причиной детской безнадзорности и беспризорности остается семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей.
Мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей в 2001 г. были подвергнуты 253 тыс. родителей (в 2000 г. - 248 тыс., в 1999 г. -237, 8 тыс.), в суды направлено 36 тыс. материалов для решения вопроса о лишении родительских прав (в 2000 г - 33 тыс., в 1999 г. - 30, 4 тыс.). Увеличилось число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение своих обязанностей (в 2001 г. 2, 7 тыс. человек, в 2000 г. - 2, 5 тыс. человек).
В течение 2001 г. органами внутренних дел проводилась работа с 289, 8 тыс. родителей (опекунов, попечителей), не исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности по воспитанию детей (в 2000 г. -276, 7 тыс., в 1999 г. - 254, 6 тыс.). Объявлялся местный или федеральный розыск в отношении более 43, 9 тыс. несовершеннолетних, что на 12, 6% больше, чем в 2000 г., и на 28, 4% больше, чем в 1999 г. Из общего числа объявленных в розыск несовершеннолетних 29, 9 тыс. человек ушли из дома, 12, 8 тыс. - из государственных учреждений. В результате предпринятых мер разыскано 41, 2 тыс. несовершеннолетних (93, 8% от числа объявленных в розыск)...
...Предметом изучения Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации и последующих действий органов государственной власти в 2001 году были проблемы полной реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", перспективы расширения сети специализированных учреждений закрытого и открытого типа, повышения их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, проблемы защиты прав детей в Чеченской Республике и другие вопросы.
Вопрос о детской безнадзорности как об одном из кризисных явлений в социальной сфере в мае 2001 года был рассмотрен на заседании Совета Безопасности Российской Федерации. Приняты решения, направленные на создание условий для повышения эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, внедрение новых форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемных семей и др.), развитие методов общей профилактики в работе с семьями и детьми...
Основное звено системы профилактики безнадзорности и беспризорности -сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. На 1 января 2002 года в Российской Федерации действовало 911 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (на 1 января 2001 года - 793), 754 стационарных отделения для несовершеннолетних (на 1 января 2001 года - 746), 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей (на 1 января 2001 года - 307). В течение 2001 года указанными учреждениями были предоставлены социальные услуги 340 тыс. несовершеннолетних. Приоритетным направлением деятельности учреждений остается работа с семьей по ликвидации трудной жизненной ситуации и возвращению в нее ребенка по окончании социальной реабилитации. Из 129, 3 тыс.детей, находящихся в стационарных отделениях учреждений, 62% детей возвращены в родные семьи. В целом в учреждениях социального обслуживания семьи и детей всех видов и типов в 2001 году прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3, 6 млн. несовершеннолетних (в 2000 году - 3, 2 млн.). В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляли более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 56 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа.
Однако потребности регионов в такого рода учреждениях удовлетворены далеко не полностью. Особенно тревожным положение было в Москве, Курганской, Курской, Кировской областях, Республике Калмыкия, Чеченской Республике, где открыто по 2 - 3 учреждения. Крайне медленно развивается сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Более половины субъектов Российской Федерации не имеют таких учреждений.
Особое внимание уделялось различным методикам реабилитации беспризорных и безнадзорных детей, формированию у них позитивных жизненных навыков, трудовой мотивации и трудовых навыков, профессиональной ориентации. С этой целью за счет средств федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" социозащитные учреждения помимо бытового оборудования и автотранспорта оснащались развивающим оборудованием, в них организовывались комнаты психологической разгрузки, швейные, столярные и автомастерские. Осуществлялась отработка методик создания семейных воспитательных групп, что позволяет проводить социальную реабилитацию несовершеннолетних в условиях семьи.
Особое внимание в 2001 году было уделено созданию и развитию специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, служб перевозки несовершеннолетних по территории Российской Федерации. Принято постановление Минтруда России от 27 августа 2001 г. N 62, которым разъяснены вопросы по осуществлению и финансированию деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений. Проблемным оставался вопрос о возвращении к месту постоянного проживания беспризорных несовершеннолетних из других государств. В целях правового регулирования вопросов возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания МВД России, Минтруд России, Генеральная прокуратура России в течение 2001 года участвовали в разработке проекта соответствующего Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств. В 2001 году продолжилось создание в регионах специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющих прием и перевозку по территории Российской Федерации совершеннолетних, самовольно ушедших из семей и детских учреждений, к месту их постоянного проживания. К концу года такие учреждения созданы практически во всех субъектах Российской Федерации. Органами исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Дагестан, Хабаровского края, Белгородской, Смоленской и Оренбургской областей начата работа по созданию транзитных учреждений, осуществляющих перевозку детей в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств.
Вместе с тем, оценивая некоторые положительные результаты деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые в 2001 году меры оставались недостаточно адекватными остроте проблемы детской безнадзорности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14