Оставались нерешенными в 2001 году вопросы в сфере нормативно-правового обеспечения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных детей.
Недостаточно четко определены механизмы и организационно-правовые формы взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности. Координация их действий, направленных на решение конкретных проблем детей, нуждающихся в поддержке государства, недостаточно отработана. Региональные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав пока не могут эту функцию реализовать в полной мере, так как остро нуждаются в скорейшем обновлении правовой базы их деятельности.
В целях совершенствования работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо: федеральным органам исполнительной власти: внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", другие правовые акты в части расширения возможностей органов внутренних дел по реализации профилактических функций в отношении беспризорных детей; подготовить предложения по правовому обеспечению деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по возвращению детей в государства их постоянного проживания; разработать предложения по созданию межведомственной системы социальной адаптации выпускников детских интернатных и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний; разработать и принять на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) планы дополнительных мер по решению проблем беспризорности и безнадзорности, включающие в себя вопросы по нормативно-правовому, организационно-управленческому, информационному, финансовому обеспечению.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа ситуации в регионе принять меры: по созданию в каждом регионе оптимальной сети учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитию системы образовательных, досуговых и оздоровительных учреждений дополнительного образования детей; по разработке региональных нормативно-правовых актов по вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления; межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений; семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по разработке и реализации в полном объеме региональных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, оказанию им необходимой помощи, обеспечению получения ими обязательного основного общего образования; по привлечению дополнительных финансовых, организационно-управленческих, кадровых ресурсов для решения проблемы; по развитию партнерских отношений с неправительственными организациями, коммерческими структурами, активному использованию их потенциала в осуществлении программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. // Юридическая газета (Москва).- 27.08.2003.- 35.- C.13
В 1999 году в России был принят федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принципиально изменивший формы и методы этой работы. Как и в других цивилизованных странах, "карательные" милицейские органы отныне "опекают" лишь тех несовершеннолетних, которые совершили уголовно наказуемые деяния. Заниматься же социальной реабилитацией и перевоспитанием "трудных" подростков призваны гражданские ведомства в лице комиссий по делам несовершеннолетних, органов соцзащиты, образования, опеки и попечительства, по делам молодежи, здравоохранения, службы занятости. И это правильно. Ребенку из "неблагополучной" семьи нужен не столько милицейский окрик, сколько забота психолога и педагога, помощь в обретении своего места в жизни и обществе. Постановлением главы Хабаровской краевой администрации утверждена программа по борьбе с правонарушениями и безнадзорностью несовершеннолетних на 2001 - 2003 годы. Кирилл ПАРТЫКА СЕМЬ НЯНЕК ДЛЯ НОВЫХ ГАВРОШЕЙ. // Тихоокеанская звезда (Хабаровск).- 21.06.2001.- 106
Следует заметить, что в профилактике детской преступности это играет основную роль. Ведь, к сожалению, в последнее время контингент малолетних правонарушителей значительно "помолодел". На учете районного отдела внутренних дел, а также комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят дети 8-10 лет. Работать с ними очень трудно. Но, несмотря на это, в районе ведется целенаправленная борьба с детской преступностью. А главным в этой борьбе, как известно, является ее профилактика. В.ПРОКОПЧУК, Чернянский район ЗАЩИТИТЬ ОТ НЕЧИСТИ - ДЕЛО НАШЕЙ ЧЕСТИ. // Белгородские известия (Белгород).- 14.01.2003.- 005.- C.3
В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
Королев Юрий Андреевич - ведущий научный сотрудник отдела по правовому обеспечению сотрудничества государств - участников СНГ ИЗиСП, кандидат юридических наук.
В Российской Федерации, как и в остальных государствах - участниках СНГ, все более опасным становится процесс распространения детской безнадзорности и беспризорности, зачастую приводящих несовершеннолетних в криминальную среду. Эти явления представляют собой один из факторов угрозы национальной безопасности России и всего Содружества.
Число безнадзорных детей все возрастает. По официальным данным социальной статистики РФ, их около 700 тыс., а по неофициальным - до 4 млн. Источник - главным образом неполные и неблагополучные семьи, которых около 20 процентов.
Примерно такую же в процентном отношении картину можно наблюдать и в остальных странах Содружества. Особенно неблагополучно положение в Таджикистане, Азербайджане, Казахстане.
Конечно, такая тревожная ситуация во многом основывается на общем (сложном) экономическом и социальном положении стран Содружества, правовой незащищенности детства. Дети из неблагополучных семей, из сельской местности уезжают в большие города, часто под воздействием фактической бедности, пьянства и побоев со стороны родителей. Пособия на детей крайне незначительны и не обеспечивают прожиточного минимума. Подростки зачастую вынуждены сами добывать питание воровством, попрошайничеством. И это лишь часть причин беспризорности.
Существующие способы охраны интересов брошенных родителями детей или сирот не достигают своей цели из-за недостатка интернатов, спецшкол. Институт приемной семьи, несмотря на его закрепление в Семейном кодексе РФ и кодексах стран СНГ, не нашел должного развития ввиду сложности процесса усыновления. Слабо, иногда во вред юношеству, работают средства массовой информации, поощряющие насилие, жестокость и разврат среди молодежи, показывающие негативные криминальные сюжеты.
Почти нигде, кроме Москвы, не приняты акты о защите детей от вредного воздействия СМИ, чье влияние разрушает их нравственное, психическое и духовное здоровье. Отсутствует педагогическая экспертиза видеопленок, фильмов, литературы. Просачиваются развращающие подростков кинофильмы, мюзиклы.
Все это при дальнейшем развитии может представлять серьезную национальную угрозу государствам Содружества, всему обществу. Поэтому в последние годы в России и в странах СНГ на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними как со стороны родителей, семьи, так и педагогических и правоохранительных органов.
Наряду с общей воспитательной деятельностью всех здоровых сил общества особое значение сегодня имеют правовые средства профилактики, решение проблем девиантного поведения детей и подростков. Причем надо иметь в виду латентный характер целого ряда проступков молодежи и даже преступности, необходимость их учета в органах социальной статистики.
Новый этап противодействующих мероприятий со стороны государства и общества - борьба с распространяющейся криминализацией молодежи, особенно в подростковом возрасте. По инициативе российского Президента к проблемам неблагополучного детства привлечено внимание всех общественных сил.
Исследователи - ученые и практики - отмечают, что жизненное становление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализация, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности, их успешная интеграция в общество в современных условиях протекают крайне тяжело. И особенно тревожно, что в эту заведомо сложную социальную категорию нередко попадают и дети из благополучных семей, обеспеченные и ухоженные дома, но с низким моральным уровнем.
Если же говорить о детях, содержащихся в разного рода воспитательных учреждениях (а такие имеются во всех странах СНГ), то жизнь там подростков обычно крайне тяжела: они не получают достаточно положительных навыков, не встречаются с различными жизненными ситуациями, недостаточно образованны.
В результате девиантное поведение молодежи распространено как в самих этих учреждениях, так и вне их. Социальная компетентность подростков снижена, утеряна способность к маневру, к собственной выживаемости, толерантности. Во многом в результате негативных процессов, происходящих в государствах СНГ, несовершеннолетние не имеют правильного представления о труде и его эффективности, о естественных источниках существования и скатываются на путь бродяжничества, попрошайничества, откуда недалеко и до криминала. Вместе с этим происходит явное ослабление физического и психического здоровья, сопротивляемости негативным воздействиям.
Примеров бесконтрольного поведения подростков немало. В Москве на станции метро "Киевская" были задержаны двое несовершеннолетних, которые в вагоне избили гражданина Таджикистана. С множественными ушибами и черепно-мозговой травмой пострадавший был доставлен в Первую городскую больницу. Как заявляют сотрудники милиции, есть основания полагать, что задержанные принадлежат к экстремистской молодежной организации скинхедов.
В Ростове за участие в массовой драке задержаны 37 подростков. Она произошла в парке. В побоище участвовали две молодежные группировки из числа жителей города. Одна - армянская, а другая - некая "бригада РНЕ", в состав которой входили подростки. В результате драки два человека пострадали. Конфликт удалось локализовать только после того, как к месту происшествия были подтянуты дополнительные силы ростовской милиции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14