Иконография Екатерины II

Иконография Екатерины II

Введение


На протяжении XVIII столетия в противодействии и взаимовлиянии сменяются несколько стилевых направлений русского искусства  - барокко и рококо, классицизм и сентиментализм.

Новый яркий период в развитии русского искусства связан с правлением Екатерины Великой. Российская императрица разделила славу европейских правительниц, долго и успешно царствовавших в своих государствах. 

Екатерина была наделена острым умом, смелостью, честолюбием. Изучение истории, мысли о государстве и обществе, религии, морали и праве, воспринятые из книг просветителей XVIII века, развили ее личность. Императрица считала себя ученицей Вольтера, Монтескье и Дидро.

Деятельность Екатерины II была направлена на укрепление самодержавия. Она пожаловала дворянству исключительные привилегии и жестоко подавляла крестьянские бунты. Русская императрица приняла участие в тройном разделе Речи Посполитой, в результате которого к России отошли восточнославянские земли. Одержав победу над Турцией, она закрепила за Россией берега Черного моря, присоединила Крым и Северный Кавказ.

Политические успехи Екатерины II способствовали личному престижу императрицы, но особый блеск ее царствованию придавало то, что создавало в глазах мира образ просвещенной монархини. Императрица уделяла большое внимание развитию искусств и наук.

Екатерина стала основательницей картинной галереи петербургского Эрмитажа, в кратчайший срок оказавшегося на уровне лучших европейских музеев.   Она - создательница Российской Академии художеств. Академия была учреждена в Москве в 1757 г. графом И. Шуваловым еще в царствование Елизаветы Петровны, но ее превращение в подлинно учебное и научное учреждение связано с екатерининским временем. Дабы исторически утвердить этот факт, в 1764 г. состоялось официальное открытие Академии художеств в Петербурге.

Во время правления Екатерины II  господствующем стилем в русском искусстве был классицизм, возможности которого «оказались уместными в условиях укрепления культа государственности в императорской России во II половине XVIII века" [1].

Екатерина II  способствовала распространению просвещения. "В самом понятии "Просвещение" заложено стремление к свету, прояснению, ясности и таким образом - определенности, известной однозначности, что стало своеобразным лозунгом классицизма[2] .

Екатерина усвоила  моду на античность и классицизм, распространявшуюся в те годы  в Европе.  Своей главной задачей императрица  считала духовные преобразования  русского общества. В ее царствование Россия стала державою европейскою. Петербург занял видное место между столицами образованного мира.

В  царствование Екатерины Великой русское искусство в отношении хронологии стилей впервые, ликвидировав почти двухсотлетнее отставание, сравнялось с западноевропейским.

Академия художеств становится центром воспитания русских архитекторов, художников, скульпторов и распространения новых идей - идей классицизма. Согласно академической доктрине высоким жанром считается историческая живопись, однако особое значение в екатерининское время приобретает портрет.

 Екатерина II,   немка по происхождению,    любила демонстрировать свою   приверженность ко всему русскому,   и  ей удалось,  в конце концов,  стать " премудрой матерью Отечества"[3]   . И   неудивительно, что  эта  женщина    является  наиболее часто  портретируемым монархом. Ее иконография составляет свыше пятисот произведений: яркие, ослепляющие роскошью парадные портреты и камерные, интимные изображения монархини поражают своей многочисленностью и разнообразием.

Иконографические типы портретов Екатерины II именуются по оригиналам художников  Г.-Х Гроота, П. Ротари, В. Эриксена, Ф. Рокотова, А. Рослина, Д. Г. Левицкого, И.-Б. Лампи.

Целью моей курсовой работы  является рассмотреть иконографию  Екатерины II, на примере портретов,  находящихся в собраниях  Государственного Эрмитажа и  Государственного Русского музея.


 Историография


Книга Г.В. Лебедева. «Русские художники XVIII века. И. Никитин, И. Аргунов, В. Боровиковский» рассказывает о    творческом пути  и работах русских художников XVIII века. Произведение  очень интересно тем, что автор анализируя творчество  русских живописцев,  приводит множество цитат из подлинных документов (писем)   того времени.   

Обращаясь к парадному императорскому портрету, автор подчеркивает, что  он был призван подчеркнуть «отношение благородного дворянства к монарху»[4].

 Именно с этой точки зрения Г. Лебедев рассматривает  коронационный портрет  Екатерины II ( ГРМ,  1762 )   кисти И. Аргунова и  полотно Д. Левицкого Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия (ГРМ, 1783г).

Анализируя портрет Екатерины II , выполненный И. Аргуновым,  и сравнивая его с портретами императрицы, выполненными  Г.-К. Гроотом и  А. Антроповым,  автор указывает, что они отличаются только художественной манерой «но не характером изображаемого лица»[5] , лицо Екатерины эти художники писали очень своеобразно, и эти портреты не отвечали  требованиям, предъявляемым к парадному императорскому портрету. Так, Г. Лебедев считает, что у Гроота Екатерина «более напоминает марионетку, чем «матушку-самодержицу»[6], а крепостному художнику И. Аргунову  в своем произведении удалось создать образ  простой, доброй, мудрой и доступной «матушки-царицы», заботящейся о благе  простого русского народа.

Обращаясь к  полотну  Д. Левицкого -  портрету  Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия,   Г. Лебедев   считает, что художник   писал не  конкретного живого человека, а «средствами живописи решал поставленную перед ним задачу: изобразить самодержавие во всей его «истине»[7].  Перед Левицким стояла задача показать «божество» так,  чтобы,   глядя на него,  люди верили в его мудрость и в то, что оно действительно  жертвует  своим покоем для   общего блага. И живописец справился с этой задачей.

Книга  К. Кузьминского . «Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий. Развитие русской портретной живописи  XVIII века» обращается к истории развития русского портрета. Автор считает, что главной задачей художника-портретиста,  является не только изображение человека, которое отличается «возможно большим сходством портрета с оригиналом, но и выявление при посредстве портрета характерных особенностей изображаемого лица» [8].  К.  Кузьминский считает, что  портрет является «с одной стороны, историческим документом, характеризующим людей данной эпохи, а с другой - материалом для характеристики самого художника-портретиста и для истории развития портретного искусства»[9].

Рассказывая об  истории развития портретной живописи, К. Кузьминский  обращается к    эпохе преобразований  Петра I, царствованию  Елизаветы Петровны,   и к творчеству иностранных художников,  работавших в России на протяжении XVIII века –  И.Г. – Таннауэра, Л. Каравака,  Г.-Х Гроота, Л. Токе,  П. Ротари,  И.-Б. Лампи.

Автор указывает, что  иноземное влияние  на русское искусство XVIII века  распространялось  через Академию художеств, где преподавали иностранные мастера, они были приверженцами академической школы живописи,   базировавшейся на изучении античного искусства и искусства эпохи Возрождения. Впоследствии эти правила переросли в каноны, невыполнение  которых строго осуждалось преподавателями Академии.   Характерным явлением в истории развития  русской живописи XVIII века, К. Кузьминский считает  «борьбу двух начал - природного таланта и надуманной теории, которую старались привить  преподаватели молодым художникам в Академии»[10].

Рассматривая творчество Ф. Рокотова и Д. Левицкого, автор считает, что они «разняться как по степени художественного таланта, так и степени художественной культурности»[11] .  По мнению К. Кузьминского,  Рокотов  больше внимания уделяет  внешним эффектам, чем всему тому, что характеризует  внутренне содержание образа,  и заботится больше о том, чтобы его портреты нравились заказчику,  а  Левицкий  привлекает зрителя «своей искренностью и эмоциональностью»[12] . Его произведения    точно характеризовали изображаемого человека.

Что касается полотна Левицкого - портрета  Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия, то К. Кузьминский считает, что   это произведение Левицкого -  яркий пример «применения академической школы на практике»[13] .Художник понимал, что нельзя   в этой картине выражать свои подлинные мысли и чувства просто , жизненно и реально, а «нужно их выражать  так, как бы  выразили бы  их античные художники, которым предложено было бы написать картину из жизни эпохи Екатерины» [14] 

Книга А.И. Архангельской  «Боровиковский» повествует  об основных этапах творчества этого замечательного русского художника, который был  в русском изобразительном искусстве выразителем сентиментализма. По мнению автора В. Л. Боровиковский – «певец человеческой личности, стремящийся дать идеал человека, каким он представлялся  ему и его современникам»[15]. Он первый среди русских портретистов раскрыл красоту эмоциональной жизни.

Анализируя  «Портрет Екатерины II  на прогулке в Царскосельском парке», автор считает, что в этом произведении особенно ярко проявилось новое отношение к действительности,  «новое понимание портретных задач, отличающих Боровиковского от его предшественников» [16].   Описывая этот портрет, автор обращается к  произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка», к сцене встречи  Марьи Ивановны с  императрицей и констатирует тот факт, что описание у Пушкина всей обстановки встречи почти в точности  соответствует тому, что показано на портрете, отсутствуют только лебеди.   

 А. Архангельская рассказывает о двух несохранившихся  портретах Екатерины II.  На первом из них  изображены семь  мудрецов Греции перед книгой «Наказа» и Екатерина II  в виде Минервы, объясняющая ее смысл. На втором – Петр I , вспахивающий  землю, за ним Екатерина II  сеет семена.  В этой аллегорической форме В. Л.  Боровиковский вносит  «национальные элементы, изображая Петра I пахарем, а Екатерину II  сеющей семена.»[17] .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать