Иконография Екатерины II

Фигуру Екатерины    художник изобразил  с непревзойденной симпатией. Это  не императрица  в старости,  а прежде всего  человек, женщина, немного уставшая от государственных дел,  придворного этикета, которая в свободную минуту,  непрочь побыть одна,   предаваясь  воспоминаниям и любуясь природой.  « В русском искусстве это первый пример интимного по своему существу царского портрета, приближающегося к жанровой картине. [124]

Однако, даже в этом  интимном  портрете  присутствует «эмблематический мотив колонны-«столпа»[125] -  Чесменская колонна ( Кагульский обелиск – на варианте портрета ГРМ), который при всей сентиментальности   образа Екатерины  всего сюжета портрета,  символизирует   «твердость или постоянство», «непоколебимость духа», «Твердую надежду»[126]       

Наравне с сентиментализмом в русском искусстве  XVIII века возникают реалистические тенденции, которые  прослеживаются в творчестве портретистов-живописцев Ф. С. Рокотова и Д. Г. Левицкого - мастеров глубоко правдивого и поэтически взволнованного изображения человека. Однако, что касается  императорских портретов, то эти художники  при их создании были связаны «той условностью, которая был выработана художниками Франции, Италии и других стран и которая была отголоском так называемой академической школы живописи»[127]  . Эта школа требовала  от художника возвеличивания изображаемых высокопоставленных лиц путем придания им особой осанки, исправления недочетов фигуры, одевания их в торжественные и богатые одежды.   Таким образом,  императорские портреты  вышеназванных живописцев носили ярко выраженные  черты академической школы живописи.

Реалистические направления  русской живописи XVIII века ярче всего  проявились в бытовом жанре – в работах Михаила Шибанова.

 Шибанов был первым, кто поднял крестьянскую тему в живописи и создал произведения большой впечатляющей силы. Однако этот мастер писал и  портреты высокопоставленных вельмож.

 В 1787 году, во время путешествия Екатерины   в Херсон,   Шибанов  находился в штате  Г.А. Потемкина.   Именно в это время им был написан портрет Екатерины II в дорожном костюме ( ГРМ, 1787 г.).

Как и на портрете Боровиковского,   Екатерина Шибанова  как бы  сведена с «некого пьедестала и стала объектом «художественного суждения»[128]. Но если  композиция Боровиковского  вся  направлена   на раскрытие образа Екатерины как человека, чему  способствует и    общий живописный тон картины, и элегантный пейзаж,    меланхолический образ гуляющей дамы, то  на портрете Шибанова этого нет. 

 Екатерина Боровиковского  сразу  призывает зрителя «ответить образу к нему обращенному, волной симпатии» [129], Шибанов же только показывает  нам  реалистичный, официальный   образ путешествующей императрицы.   В красном одеянии,   с  императорскими орденами,   в меховой шапке,  Екатерина, не вызывает у зрителя  каких либо чувств – восхищения,  симпатии, преклонения.   Это портрет стареющей женщины,   которую Шибанов изобразил «« безжалостно правдиво» [130] , он   не приукрасил образ    ни одной деталью, как  в художественном оформлении портрета,  так и не попытался  придать лицу черты духовности.       

         Иконография Екатерины II в миниатюрных портретах

В  XVIII веке в  русском изобразительном искусстве  возникает такая  особая разновидность  портрета,   как миниатюра.   Миниатюры  это небольшие произведения, выполненные  на  эмали, фарфоре,  картоне, пергаменте, бумаге, на тонких костяных пластинках и металле.

Маленькие по  размерам  миниатюры   предполагали «особые взаимоотношения со зрителем» [131].  В станковом портрете   модель   по своим масштабам более близка  к зрителю,  а   образ, представленный  миниатюрой,     затрудняет  его восприятие, как изображение  реального человека. «И если станковый портрет можно сопоставить с зеркалом, то миниатюра, скорее, воспоминание об отражении»[132].

Иконография Екатерины II в миниатюре представлена портретами, выполненными на кости и эмали. 

Во второй половине XVIII  века, в условиях господства классицизма,   появляются миниатюрные портреты, выполненные в виде камеи.

Примером такого изображения может служить  миниатюрный портрет Екатерины  II ( не ранее 1785г, ГРМ), русского миниатюриста И.Я. Пескорского. Портрет   выполнен на  тонкой пластинки из кости.

Миниатюра имеет круглую форму, где  в  золотистом металлическом обрамлении,  на   ровном,  серебристо-голубом  фоне,  выполнен  оплечный портрет  Екатерины II в профиль.

Изображение императрицы на этой миниатюре напоминает  рельеф, с особой тщательностью вырезанный  в  мраморе,  с четкими границами форм, что свидетельствует  о приверженности миниатюриста к классическим образцам. 

Эффект «белизны тонко проработанного камня»[133]  воссоздан  мастером   путем колористического решения  миниатюры – отсутствием ярких контрастов, и  нанесением прозрачных голубовато-сиреневатых теней  на натуральный цвет пластины. 

Миниатюрные портреты на эмали во второй половине XVIII века «все  больше тяготеют к воспроизведению станковых оригиналов»[134] .  Так русские миниатюристы А.И. Чернов   и П.Г. Жарков обращаются к  творчеству выдающихся  портретистов Ф.С. Рокотова и В.Л. Боровиковского.

Профильный портрет Екатерины II (1765 г., ГРМ)   написан  А.И. Черновым с использованием оригинала Ф.С. Рокотова (Портрет Екатерины II, 1763г, ГТГ). Однако, он изменяет его, помещая изображение в овал  и  дополняя  его  роскошным обрамлением и, таким образом,  создает новое самостоятельное произведение, напоминающее «по композиции и художественным приемам» [135]  медаль.

Данному изображению Екатерины II  присущи  барельефные  формы, выдающиеся вперед на плоском темно-сером фоне, что  роднит эту миниатюру с  камеями.

В этой миниатюре  овальное изображение Екатерины, мастер поместил в обрамление, выполненное  так же  в овальной форме   с  неровными  краями.  

Необычайно нарядно и красочно  выполнено обрамление портрета, которое  несет аллегорические мотивы.   В верхней части, на ярко желтом фоне восходящего солнца,    изображен орел – символ России  с широко раскрытыми крыльями, который своими мощными когтями, удерживает   портрет Екатерины II.  В своем  клюве  он держит лавровый венок, которым он   как бы венчает русскую самодержицу.    По бокам  изображены два Амура, поддерживающие выполненный в обрамлении портрет.  В нижней части, на темно-голубом фоне, символизирующем небо,   изображены   атрибуты   воинских доблестей России - флаги,  военные барабаны,   древнее  воинское оружие, орденский бант. 

Интересно общее колористическое решение  этой миниатюры. Если  императрица изображена на  ровном темно сером фоне,  в спокойных тонах, то  общий  фон обрамления  богат цветовыми палитрами. В  нем  присутствуют сочетания   темных и светлых тонов  –  яркие в верхней части –  золотисто - желтый, символизирующий    солнечный  свет, в нижней части -  насыщенный темно-голубой, символизирующий небо, все  образы и предметы выписаны  яркими, насыщенными  красками.  

Обращаясь к оригиналу М. Шибанова, П.Г. Жарков  пишет миниатюрный  портрет Екатерины II  в дорожном костюме ( 1788г., ГРМ),  в характерной для миниатюры овальной форме, помещая его в   скромное обрамление.  Жарков  изображает  императрицу  крупным планом, как бы приближая  «модель к зрителю» [136]. В колористическом решении  портрета,   художник отходит от  обилия и яркости в цветовой гамме, присущих миниатюре на эмали.

И хотя  изображению  присущи и ярко-красные, оранжевые,  темно-коричневые цвета,  с сочетанием «холодной сероватой голубизны в глазах»[137] Екатерины, колорит портрета   кажется спокойным и мягким, что усиливается некоторой,  нехарактерной   миниатюрам, выполненным на  эмали,   расплывчатостью линий.    

К концу XVIII века миниатюры на эмали увеличиваются в размерах, что связано с  « общими тенденциями к станковизации в искусстве» [138]     . В отличие от классической овальной формы,  миниатюры выполняется в прямоугольном обрамлении, что еще больше приближает их к станковой живописи. Миниатюры могли «наряду со станковыми  живописными полотнами быть частью убранства интерьера»[139]. Именно таким является          Портрет Екатерины с текстом "Наказа" в руках ( конец 1760-х - начало 1770-х гг,, ГЭ) неизвестного миниатюриста второй половины XVIII века.

Рассматривая данный портрет,  уместно обратиться к   истории царствования Екатерины   II.

Известно, что Екатерина пользовалась славой просвещенной монархини,  она  считала себя ученицей Вольтера, Монтескье и Дидро. Русская императрица, взойдя на престол,  полагала, что сможет хотя бы частично воплотить их идеи в жизнь.

В 1766 году Екатерина II издала Манифест о созыве Комиссии об Уложении - собрании выборных представителей разных сословий - для выработки нового свода законов, который отразил бы интересы всех ее подданных.

К первому собранию депутатов императрица написала "Наказ", декларирующий равенство граждан перед законом, гласность суда, общественное просвещение.  Однако суть "Наказа" не соответствовала психологии русского общества. Императрица натолкнулась на сопротивление дворянства, не позволившего ей изменить существующие крепостнические порядки. Почувствовав угрозу своей власти, императрица отказалась от этих прогрессивных идей.

Эта  миниатюра прямоугольной формы,  с  медным обрамлением в виде лавровых ветвей, верх которого венчает украшение,  напоминающее  российский  герб с изображенным  двуглавым орлом.   По своему содержанию это   сюжетная картина, восходящая к  так называемому  «кабинетному» портрету, показывающему портретируемого за определенным занятием в тиши рабочего кабинета. 

На рассматриваемой миниатюре императрица,   представлена в своем рабочем кабинете, занимающаяся составлением  «Наказа» - свода российских законов.  Атрибуты  императорской власти отложены в сторону, все внимание  царствующей особы сосредоточено  на  правке  начертанного проекта.  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать