В литературе утверждались идеи просвещенного абсолютизма, проявился интерес к античности, усилилась публицистичность. Произошел переход от церковной литературы к светской.
В ходе смешения церковно-славянского и разговорного русского языка возник новый литературный язык, шло формирование единого национального языка.
Наряду с рукописной все чаще появлялась печатная литература, наряду с анонимной – авторская.
Основные жанры |
Основные произведения |
Приключенческие повести |
«Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «Гистория о храбром российском кавалере Александре и о любительницах ево Тире и Елеоноре». Это полностью светские повести. Новым в этих произведениях стало развитие любовной сюжетной линии, повести несли просветительские идеи. |
Переводные повести |
«История о Меландре, королеве Французской и о курфюрсте саксонском Августе», «Гистория об английском милорде Гереоне». |
Стихотворство |
Связано с появлением новых жанров: канта и любовной лирики. Кант – вид словесно-музыкального непрофессионального искусства. В поэзии появились метафоры, образы, символы, связанные с традициями европейского Возрождения |
Народное творчество |
События эпохи нашли отражение в былинах, сказах, притчах (белорусский сказ «Петро Велики», «Плач войска», «Смерть Петра» и другие). В народных песнях отражалась демократичность Петра, его простота в общении с народом. В то же время в фольклоре сохранилась враждебность против Петра, особенно в старообрядческой поэзии. |
Литература этого периода, сохранив связи с древнерусской литературой, подготовила дальнейшее развитие русского классицизма и определила его национальное своеобразие.
8) Развитие архитектуры при Петре I
Характерные черты градостроительства
Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц.
Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.
В гражданском правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось озеленение.
Создано централизованное управление по архитектурно-строительному делу – Комиссия по строению в Санкт-Петербурге.
В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля – петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.
Черты петровского барокко
· Симметрия фасадов, состоящих из трех выступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых. Высокое парадное крыльцо.
· Высокие крыши с переломами, шпилями, башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы.
· Вертикальные «лопатки» - ребра-выступы заменяли пилястры и колонны.
· Углы зданий либо первые этажи оформлялись «рустом» - имитацией крупных выступающих камней.
· Ритмическое расположение проемов, разные формы окон, обрамленных белыми наличниками.
· Отштукатуренный фасад окрашивался в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.
· Внутренне убранство решалось по принципу анфилады – ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу.
Церковная архитектура
В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.
Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи.
Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.
Архитекторы |
Основные сооружения и проекты |
Доменико Андреа Трезини (1670-1734) |
По проектам архитектора заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры. |
Георг Иоганн Маттарнови |
Начал постройку Кунсткамеры, Партикулярной верфи, составил проект второго Зимнего дворца. Умер в 1719 г. и достройку заложенных зданий осуществил Н. Ф. Гербель. Достройка Кунсткамеры завершена в 1734 г. при участии архитекторов Г. Киявери и М. Г. Земцова. |
Н. Ф. Гербель |
По его проекту на берегу Мойки был сооружен Конюшенный двор. |
Готфрид Шедель |
Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии Д. Фонтана. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова, церковь Ораниенбаумского дворца. |
И. П. Зарудный (1670-1727) |
Церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге. |
9) Изобразительное искусство первой четверти XVIII века
Общие черты развития живописи
· Живопись по характеру стала преимущественно светской.
· Художники отходят от иконописной манеры письма и стремятся передать объем предметов и глубину окружающего их пространства; освоение светотени и линейной перспективы.
· Началось формирование жанров: батальный, исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Самым распространенным стал жанр портрета.
· Бурное развитие гравюрного искусства.
Художники |
Основные произведения |
Иван Никитич Никитин |
«Портрет Петра I», «Петр I на смертном ложе», «Портрет Натальи Алексеевны», «Напольный гетман», «портрет канцлера Г. И. Головкина» |
Андрей Матвеевич Матвеев |
«Автопортрет с женой», портреты И. А. и А. П. Голицыных, участвовал в росписи купола и подкупольного пространства Петропавловского собора. |
Алексей Федорович Зубов |
«Васильевский остров», «Панорама Петербурга», «Вид Петербурга» |
Скульпторы |
Основные произведения |
Карло Бартоломео Растрелли |
Бюст А. Д. Меншикова, бюст Петра I, конный монумент Петра I, скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», «Нептун». Участвовал в отделке интерьеров дворца «Монплезир» и в создании Большого каскада и фонтанов в Петергофе. |
10) Театр и музыка при Петре I
Театр
1701 г. – школьные театральные представления в Славяно-греко-латинской академии.
1702 г. – первые представления в Москве немецкой труппы И. Кунста и русских актеров, определенных в ученики.
1702-1707 г. – постройка в Москве на Красной площади публичного театра.
1705 г. – студенты Киево-Могилянской академии поставили трагикомедию Ф. Прокоповича «Владимир», первую отечественную пьесу, посвященную борьбе киевского князя с язычниками.
Музыка
1721 г. – создание в Москве Синодального хора. Выступления в Петербурге оркестра герцога Голштинского.
Быстро распространялась танцевальная музыка. Танцевали менуэт, аллеманду, сарабанду, савош – танцы, пришедшие с Запада.
11) Итоги преобразований Петра I в культурной сфере
Произошел подъем просвещения, науки и культуры. Упрочились научно-технические и культурные связи России с другими странами. Изменения в быту, вытеснение церковного мировоззрения способствовали проникновению просветительских взглядов. Вместе с тем Петровские реформы не затронули глубинных слоев населения, возник разрыв между европеизированной верхушкой и остальным обществом.