6) Искусство
Общие черты развития архитектуры
Утверждение и развитие архитектурного стиля барокко. Переплетение приемов и мотивов западноевропейского барокко с традициями нарышкинского стиля и народного творчества. Тесная связь архитектуры с изобразительным искусством.
Восстановление каменного строительства по всей стране. Усиленное внимание к градостроительству, создание Комиссии о Санкт-Петербургском строении.
Основные постройки сооружались по заказам императорского двора и знати в виде дворцов и дворянских усадеб. Продолжалось строительство общественных зданий.
Характерные черты барокко в архитектуре
· Торжественная композиция здания, насыщенного динамикой архитектурных форм.
· Активное использование декоративных рельефов, сложных наличников окон, скульптур придавало зданию праздничный вид.
· Архитектура сливается со скульптурой, обилие лепнины, статуи в нишах, в интерьерах, на крыше.
· Для интерьеров характерно анфиладное расположение залов. Потолки покрывались лепниной и плафонной живописью, паркет со сложным ресурсом, множество зеркал по стенам.
Архитекторы |
Основные постройки |
Михаил Григорьевич Земцов |
Итальянский дом в Летнем саду, не сохранился. Завершил постройку Большого каскада в Петергофе. Аничков дворец (строительство завершил Ф. Б. Растрелли) |
Петр Михайлович Еропкин |
С 1735 г. главный архитектор Комиссии о Санкт-Петербургском строении. Руководил разработкой генерального плана Петербурга, разделенного на 7 районов с центром на Адмиралтейской стороне. Закрепил трехлучную систему проспектов, наметил основные проспекты, площади и улицы города. |
Иван Кузьмич Коробов |
Перестройка главного здания Адмиралтейства, сооружение ярусной башни с золоченым шпилем. Гостиный двор в Москве. |
Иван Федорович Мичурин |
Троицкая церковь на Арбате, Суконный двор. |
Савва Иванович Чевакинский |
Разработал генеральный план застройки Кронштадта. Дворец П. Б. Шереметьева на Фонтанке, дворец И. И. Шувалова на Итальянской, склады «Новая Голландия». |
Франческо Бартоломео Растрелли |
Дворец М. И. Воронцова на Садовой, Строгановский дворец в Петербурге. Перестройка Большого Петергофского дворца, Смольный собор, ансамбль Зимнего дворца. |
Дмитрий Васильевич Ухтомский |
Триумфальные Красные ворота в Москве, колокольня Троице-Сергиева монастыря. |
Изобразительное искусство |
|
Иван Петрович Аргунов |
Парадные портреты членов семьи Шереметьевых и их ближайшего окружения. |
Алексей Петрович Антропов |
Парадный портрет Петра III, портрет статс-дамы Измайловой. |
Иван Яковлевич Вишняков |
Портреты Сары и Виллима Фермер. Портрет Ф. Голицына. |
Иван Алексеевич Соколов |
«Описание коронации Елизаветы Петровны», «Императрица Елизавета Петровна», портрет Петра III. |
7) Развитие театра в России
50-е годы XVIII в. – это время рождения и развития национальной драматургии, создания общедоступного профессионального русского театра, появления отечественных актеров, распространения любительских театров, утверждения и развития классицизма в искусстве.
Основу отечественной драматургии составили трагедии и комедии А. П. Сумарокова. Первая трагедия «Хорев» была сыграна кадетами Сухопутного корпуса в 1749 г.
В 1731 г. итальянская комедия масок положила начало постоянно действующему придворному театру, спектакли которого стали частью придворного быта.
В 1742 г. в Москве князь Черкасский создал крепостной театр. Основная масса крепостных актеров появится в 60-е годы XVIII века.
7) Музыка
Общие черты развития
Основным центром музыкальной жизни оставался императорский двор, определявший моду на иностранных композиторов и исполнителей. Светская музыка приобретала все больше значение и оттеснила культовую церковную музыку на различных публичных торжествах. Петровские ассамблеи сменились дворянскими балами с определенной программой танцев. Получили распространение танцевальные вечера различных слоев населения с приглашением оркестра за плату.
Заметное место в музыкальной жизни дворянского общества заняли спектакли итальянской и французской оперы. Музыка стала одной из важнейших частей художественных спектаклей (арии, хоры, инструментальные фрагменты).
1729 г. – указ Петра II о создании придворного оркестра.
1731 г. – первый оперный спектакль в России «Колендро».
1741 г. – в Москве Ф. Б. Растрелли соорудил «Оперный дом».
1757 г. – в Петербурге начал работать частный оперный театр итальянца Дж. Б. Локателли.
II. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ XVIII в.
1) Характерные черты русской культуры
Сформировалась вполне самобытная национальная культура европейского типа, на которую сильное влияние оказали идеи французского Просвещение. Активным проводником этих идей была Екатерина II.
Сложились различные направления общественно-политической мысли.
В области образования возникла система сословного и светского образования.
Заложены основы развития наук: математики, геологии, химии, астрономии, биологии, истории, географии. Появились несколько научных центров, положено начало системы высшего образования.
В литературе утвердились два основных направления: классицизм и сентиментализм, возникли и развивались новые жанры.
В эти годы шло крупное градостроительство. На смену архитектурному стилю барокко пришел классицизм, отличавшийся ясностью форм, простотой и монументальностью.
В живописи развивались жанры: портретный, исторический, пейзажный, бытовой. Скульптура отличалась монументально-аллегорическим характером и в то же время была реалистична.
Широкое распространение получило увлечение театром и театральными праздниками. Возник балет, новые музыкальные жанры.
Общие черты русского Просвещения
Идеи Просвещения активно проникали в Россию с 40-х годов ,XVIII века. Носителями прогрессивных идей выступали дворяне и формирующаяся разночинная интеллигенция.
Русские просветители были убеждены в том, что процветание страны зависит от состояния науки, торговли, ремесла и промышленности.
Просветители отстаивали освобождение общества от церковной зависимости как важнейшее условие развития, самостоятельности и независимости научных исследований.
Решение основных вопросов развития большинство просветителей связывали с развитием просвещения, т.е. с идеей медленного эволюционного развития.
Особенности русского Просвещения
Своеобразие русского просветительства состояло в том, что носителями демократического мировоззрения в основном были представители высшего привилегированного сословия – дворяне.
Устойчивый интерес к жизни крестьян, критика крепостнических порядков, вера в то, что отмена крепостного права принесла бы всеобщее благополучие.
Интерес к российской истории, чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Отечеству, пробуждение национального самосознания.
2) Просвещение и школа в 60-90-х г.г. XVIII в.
Общие черты развития просвещения
Ведущую роль в образовании занимало государство, положившее в основу образования и воспитания идею, что самодержавие – это единственно возможное и наилучшее благо для России.
Оформилась система государственного образования, основанная на сословном принципе и на постепенном переходе от начальной школе к средней и высшей.
Существенно расширилось число общеобразовательных учебных заведений, где обучались люди разных сословий.
Шло формирование единой системы обучения на основе единых учебных планов, учебников.
В светской школе сохранилась зависимость от влияния церкви.
На основе просветительских педагогических идей была предпринята попытка воспитания «новых» людей.
Начальное образование: общеобразовательными учреждениями, в которых обучали чтению, письму, арифметике, началам геометрии, фортификации, артиллерии являлись гарнизонные школы, преемницы цифирных.