Специальные учебные заведения: возник ряд новых учебных заведений: училище при Академии художеств (1764), Воспитательные дома в Москве и Петербурге, Коммерческое училище в Москве, Медицинское училище в Петербурге и другие.
Женское образование: в 1764 г. для дворянских девиц был основан Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (его называли Смольным). Воспитанницы изучали гуманитарные предметы: географию, историю, музыку, танцы, рисование, умение стихосложения, особое внимание уделялось изучению иностранных языков, учили домоводству. В 1765 г. при Институте открылось отделение для мещанских девиц.
Воспитание «новой породы людей»: И.И. Бецкой разработал план создания закрытых учебных заведений на основе сословного принципа для воспитания людей учтивых, благородных, трудолюбивых. Воспитание и обучение основывалось на гуманистических принципах с отказом от телесных наказаний и принуждений, с учетом склонностей воспитуемых. По плану Бецкого были созданы воспитательные дома и училища. В 1782-1786 г.г. проведена школьная реформа.
Итоги:
В стране сложилась система общеобразовательной школы, она носила закрытый, ограничительный характер и не предоставляла возможностей для получения знаний большинству людей.
Повышение образовательного и культурного уровня дворянства, расширение высшего образования, появление женского образования стало основой для развития многонациональной культуры и формирования дворянской интеллигенции.
3) Развитие научных знаний
Технические изобретения |
|
Иван Петрович Кулибин |
Проект одноарочного моста через Неву и постройка модели моста, семафорный телеграф. |
Иван Иванович Ползунов |
В 1765-1766 г.г. построил двухцилиндровый пароатмосферный двигатель непрерывного действия. |
Козьма Дмитриевич Фролов |
Построил водяной двигатель |
Харитон Андреевич Чеботарев |
Автор первого русского учебника географии «Географическое и методическое описание Российской империи». |
Андрей Тимофеевич Болотов |
Работы по изучению физиологии и размножения растений, один из организаторов русской агрономической науки |
4) Географические исследования и открытия
Даты |
Экспедиции |
Результаты |
1768 |
А. Н. Сенявин |
Гидрографическое исследование Азовского моря |
1768-1769 |
Экспедиция П. К. Креницына и М. Д. Левашова |
Впервые получены достоверные материалы о географии и этнографии Алеутских островов и части полуострова Аляска. |
1768-1774 |
Академические экспедиции под руководством П. С. Палласа, И. И. Лепехина, И. П. Фалька, Сю Г. Гмелина, И. А. Гильденштедта. |
Исследованы районы Поволжья, Прикаспийской низменности, Урала, Алтая, Сибири, Кавказа и Закавказья. Составлены научные характеристики этих районов. |
5) Историки второй половины XVIII в.
Характерные черты развития исторических знаний |
|
В обществе усилился интерес к историческому прошлому России. Идет широкий поиск древних круг и рукописей. В конце XVIII в. историческая наука активно способствовала формированию общего исторического мышления, его развитию в области литературы и искусства. |
|
Иван Никитич Болтин |
«Хорография Сарептских целительных вод» – первый в России путеводитель с описанием исторических и археологических памятников. |
Иван Иванович Голиков |
Опубликовал «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам». |
Михаил Михайлович Щербатов |
«История России от древнейших времен», «Краткая повесть о бывших в России самозванцах» |
Иван Перфильевич Елагин |
«Опыт повествования о России». |
6) Литература
Общие черты развития
Дворянская литература развивалась в русле классицизма, на мену которого приходит сентиментализм. В конце XVIII века происходит отход от классицизма и преодоление сентиментализма и постепенное формирование элементов реализма. Этот процесс раньше затронул драматургию.
Возникли новые жанры: путешествия, чувствительная повесть, детская литература. На первый план выходили прозаические произведения. Усилилась сатирическая направленность. Наряду с художественно литературой получили распространения мемуары.
Шло развитие журналистики. В 60-е годы появилось несколько художественно-литературных, сатирических журналов, но существовали они непродолжительно.
Черты сентиментализма
Сентиментализм возник в России в 60-70-е годы XVIII в. Внимание писателей сосредотачивалось на внутреннем мире героев, на стремлении раскрыть душевные качества, показать оттенки их чувств. Ведущими стали прозаические жанры: семейно-психологический роман, повесть, исповедь, дневники, путевые записки, в лирике – элегии и послания.
С сентиментализмом связано совершенствование литературного языка.
Писатели |
Основные произведения |
Значение |
Гаврила Романович Державин |
«На взятие Измаила», «Памятник», «На переход Альпийских гор», «Властителям и судиям». |
Разрушение канонов торжественной оды, усиление сатирической направленности, обращение к народному творчеству. |
Денис Иванович Фонвизин |
«Недоросль», «Корион», «Бригадир», «Жизнь графа Н. И. Панина». |
Создатель жанра общественно-бытовой комедии. |
Михаил Михайлович Херасков |
«Венецианская монахиня», «Освобождение Москвы», «Борислав». |
С творчества писателя начиналась история русского сентиментализма. |
Николай Михайлович Карамзин |
«Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь». |
Основоположник русского сентиментализма. Один из первых обратился к жанру баллады. |
7) Архитектура
Общие черты развития
Осуществление широкой градостроительной программы, в значительной мере обновление городских центров.
Получил развитие новый архитектурный стиль. На смену пышному барокко пришел классицизм в ранней форме (1760-1780) и в строгой форме (1780-1800). На первом этапе сохранялись элементы барокко и сооружались в основном общественные здания, на втором этапе преимущественно строились городские частные дворцы и усадьбы.
Сложился новый тип усадебного строительства с пейзажными парками и классической архитектурой.
В церковном строительстве появились центрические храмовые композиции.
Черты классицизма
Становление строгого классицизма происходило под влиянием наследия А. Палладио, крупнейшего архитектора эпохи итальянского Возрождения.
Четкий геометрический объем определял форму зданий. Симметричность и компактность композиции. Простота и лаконичность, торжественность и монументальность достигались мощными колоннами в центре здания. Четкость горизонтальных и вертикальных линий, отсутствие скульптурных украшений. Здание венчалось куполом или круглыми надстройками.
Архитекторы |
Основные постройки |
Александр Филиппович Кокоринов |
Дом Демидова (пер. Гривцова,1), Академия художеств (1764-1788) совместно с Ж.-Б. Деламотом, дворец К. Г. Разумовского. |
Жан-Батист Мишель Деламот |
Гостиный двор, Малый Эрмитаж, Академия художеств, склады Новой Голландии совместно с Чевакинским, дворец графа Чернышова у Синего моста. |
Антонио Ринальди |
Дворец К. Г. Разумовского в Батурине, дворец Петра III в Ораниенбауме, Китайский дворец, Гатчинский дворец, Мраморный дворец. |
Юрий Матвеевич Фельтен |
Александровский институт, Старый Эрмитаж, Чесменская церковь, Лютеранская церковь св. Екатерины на Васильевском острове, Армянская церковь на Невском проспекте. |
Василий Иванович Баженов |
Дом-дворец Пашкова, проект реконструкции московского Кремля и Большого Кремлевского дворца. |
Иван Егорович Старов |
Реконструкция Александро-Невской лавры в Петербурге, строительство Троицкого собора, Таврический дворец. |
Чарльз Камерон |
Комплекс сооружений в Царском селе: «Агатовые комнаты», «Висячий сад», интерьеры Большого дворца. Парковый ансамбль Павловска, Павловский дворец. |
Джакомо Кваренги |
Английский дворец в Петергофе, здание Ассигнационного банка на Садовой, Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе, Мариинская больница в Петербурге, Смольный институт. |
Матвей Федорович Казаков |
Здание Правительствующего Сената, здание Московского университета. |
Николай Александрович Львов |
Невские ворота Петропавловской крепости, Главный почтамт. |
8) Искусство
Общие черты развития живописи и скульптуры
Преобладающим жанром в живописи оставалось портретное искусство, с которым были связаны крупнейшие достижения. Портрет становится массовым искусством, которое проходит своеобразную революцию: от парадной торжественности к постепенному психологизму и реализму в изображении характера человека. Особенно ярко черты сентиментализма проступили в творчестве В. Л. Боровиковского.
В пейзажной живописи получили развитие городской и сельский пейзаж. Появились картины, посвященные крестьянскому быту.
Скульптура стала одним из ведущих видов искусства. Развивались все виды скульптуры: рельеф, статуя, декоративно-монументальная, портретный бюст.
В конце XVIII века коллекционирование живописи и скульптуры стало заметным явлением культурной жизни России.
Художники |
Основные произведения |
Федор Степанович Рокотов |
«Портрет молодого человека в гвардейском мундире». Портреты великого князя Петра Федоровича, М. Е. Шуваловой, Петра III, Д. Г. Левицкого, В. Е. Новосильцевой. |
Дмитрий Григорьевич Левицкий |
Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портреты П. А. Демидова, Д. Дидро, М. А. Дьяковой, Екатерины II. |
Антон Павлович Лосенко |
«Владимир перед Рогнедой», портреты А. П. Сумарокова, И. И. Шувалова. |
Михаил Шибанов |
«Крестьянский обед», портреты Екатерины II. |
Семен Федорович Щедрин |
Виды парков Павловска, Петергофа, Гатчины. |
Иван Петрович Аргунов |
Портрет графини А. П. Шереметьевой, «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» |
Владимир Лукич Боровиковский |
Портреты Екатерины II, императора Павла I, семей Лопухиных, Толстых, Арсеньевых. |
Скульпторы |
Основные произведения |
Михаил Павлович Павлов |
Рельефный портрет академика Леонарда Эйлера, аллегорические барельефы над дверями Академии наук. |
Этьенн Морис Фальконе |
«Медный всадник» В 1770 г. Фальконе изготовил модель памятника в натуральную величину. В 1775-1777 г.г. происходила отливка из бронзы. Голова Петра I выполнена ученицей скульптора Мари-Анн Колло. Открытие памятника произошло в 1782 г. |
Федор Федорович Гордеев |
«Прометей». Третьей опорой «Медного всадника» являлась змея, отлитая по модели скульптора. Руководил установкой «Медного всадника». |
Феодосий Федорович Щедрин |
Бюсты Екатерины II, статуи для фонтанов Петергофа «Персей», «Нева». Создавал скульптурное убранство Адмиралтейства. |
9) Театр
Общие черты развития
Театральное искусство вышло из сферы сословного, придворного театра и превратилось в общенациональное. Театр становится самым демократическим искусством. Широкие массы городского населения приобщились к театру
Происходит развитие жанров театрального искусства: комедий, трагедий, драмы, комической оперы. Ведущим жанром в 80-е годы становится комедия.
Наряду с произведениями Вольтера, П. Бомарше, Ж. Мольера, В. Шекспира, Ф. Шиллера в репертуаре театров утверждалась национально-патриотическая тематика, увеличился круг отечественных драматургов.
Расширилось обучение драматическому и оперному искусству.
1765 г. – В Петербурге и Москве сооружались театры «для всенародного увеселения», где выступали любительские труппы.
1773 г. – Создание в Петербурге публичного государственного театра.1786-1786-89 г.г. – Открытие в Петербурге Эрмитажного театра.
10) Музыка
Общие черты развития
Сложилась русская композиторская школа, появилось множество талантливых отечественных музыкантов-исполнителей. В 60-70-е годы оформилась в качестве самостоятельного жанра русская национальная опера. Основным мелодическим источником для русской оперы стала русская народная песня.
Получила развитие камерная музыка – скрипичная, ансамблевая. Уметь петь или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте считалось обязательным для образованного человека.
Больших успехов достигло хоровое искусство. Возник тип русского хорового концерта, в котором использовались достижения оперы, инструментальной музыки, балета и хора.
Достижения музыкальной культуры были обусловлены тесной связью с фольклором и национальной русской музыкой.
1763 г. – реорганизация Придворного театра в Придворную певческую капеллу.
1773 г. – при Московском воспитательном доме открылась балетная школа.
1774 г. – выход в России первого музыкального журнала «Музыкальные увеселения».