РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В 20-Х – НАЧАЛЕ 60-Х Г.Г. XVIII в.
2) Просвещение и школа
Общие черты развития образования
В 20-х – начале 60-х г.г. XVIII века произошел переход от массовой светской школы к системе закрытых сословных учебных заведений. Сеть духовных учебных заведений постепенно теряла всесословный характер и приобретала черты сословной замкнутости. Возникли художественные и театральные учебные заведения. Формировался слой отечественных преподавателей. К активной деятельности в области образования приобщались выходцы из купечества, мещанства, духовенства. Во всех учебных заведения введен обязательный предмет – Закон Божий.
В 1755 году был открыт Московский университет, идея его создания принадлежала М. В. Ломоносову. В университете имелось три факультета: философский, медицинский, юридический. Преподавание шло на русском и латинском языках.
В 1757 году по проекту И. И. Шувалова была учреждена «Академия трех знатнейших художеств», имевшая отделения живописи, скульптуры и архитектуры.
Новые учебники: Эйлер Л. «Руководство к арифметике для употребления в гимназии…», «Геометрия», Бакмейстер Л. «Краткое руководство географией», Ломоносов М. В. «Российская грамматика», Курганов И. Г. «Универсальная арифметика».
3) Наука и техника
Научным центром страны была Академия наук. Основными направлениями ее деятельности являлись физико-математические и естественные науки. Академия наук организовала ряд экспедиций по изучению территории страны, готовила новые научные кадры, выпускала ежегодно научный журнал и была единственным издателем научной, научно-популярной и художественной литературы.
В Академию наук были приглашены иностранные ученые, среди них Д. Эйлер, Н. и Д. Бернулли Г. Ф. Миллер и другие. Постепенно появились отечественные ученые.
Математика, физика, химия, естественные науки |
|
|||
Леонард Эйлер |
Создал уникальную энциклопедию физических и философских знаний, изложенных популярно – «Письма о разных физических и философских знания, писанные к некоторой немецкой принцессе». |
|
||
Даниил Бернулли |
«Механика или наука о движении, изложенная аналитически» (на латинском языке). «Гидродинамика», исследование по теории движения жидкостей. |
|
||
Георг Вильгельм Рихман |
Один из основоположников науки о теплоте и электричестве, вел работы по теории жидкостей, положил начало развитию практической теплотехники. |
|
||
Дмитрий Иванович Виноградов |
Создатель отечественного фарфора. |
|
||
Михаил Васильевич Ломоносов |
Создал первую в России химическую лабораторию, положил начало новой науке – физической химии, сформулировал принцип сохранения материи и движения, создал фабрику цветного стекла. |
|
||
История |
|
|||
Василий Никитич Татищев |
«История Российская с древнейших времен», излагавшая события до 1577 г. Татищев положил начало научному изучению истории Отечества, подготовил публикации источников «Русская правда», «Судебник 1550 г.». |
|
||
Развитие техники |
||||
1735 г. |
Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины отлили самый большой в мире колокол – «царь-колокол». |
|||
1745 г. |
М. В. Ломоносов создал действующую модель вертолета. |
|||
1749 г. |
В Петербурге введено первое центральное отопление горячим воздухом. |
|||
4) Географические исследования
Даты |
Экспедиции |
Итоги экспедиций |
1725-1732 |
Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, поиск путей в Индию и Китай. |
Определена протяженность Сибири с запада на восток, доказано существование пролива между Азией и Америкой. |
1733-1741 |
Вторая Камчатская, или Великая Северная, экспедиция по исследованию Сибири и поиске путей к Америке и Японии. Экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова. |
Закладка Петропавловска на Камчатке, открытие Алеутских и Командорских островов, северо-западного побережья Аляски. |
1738-1741 |
Экспедиция М. Шпанберга к японским островам.
Экспедиция С. П. Крашенинникова по Камчатке. |
Открыт путь от Камчатки к Японии, описана гряда Курильских островов. Описание полуострова, быта и жизни местных племен. |
Картографические труды и итоги научных исследований |
||
1727 |
И. К. Кирилов завершил первое полное экономико-географическое описание России – «Цветущее состояние Всероссийского государства» |
|
1731 |
Соймонов Ф. И. «Описание моря Каспийского» |
|
1737 |
Издание «Атласа Всероссийской империи» |
5) Литература
Общие черты развития литературы
Завершился переход от средневековой жанровой системы к жанрам, связанным с европейскими направлениями барокко и классицизма.
Литература освобождается от церковного духовного влияния. В ней утверждались идеи гражданственности, просветительские тенденции, усилилась сатирическая направленность.
Сложился русский классицизм, ставший одним из национальных вариантов общеевропейского классицизма.
Формировался русский литературный язык.
Черты классицизма
Классицизм – художественный стиль в Западной Европе, возникший в XVII в. и обращавшийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В России возник в 30-е годы XVIII в.
В классицизме утверждалась идея главенства государства над интересами отдельной личности, что обусловило в нем преобладание греческих мотивов.
Строгая классификация жанров: высокий – трагедии, оды, эпопеи; средний – драмы, послания, элегии, сатиры; низкий – комедии, басни, лирические песни. Смешение жанров не допускалось, ведущий жанр – трагедии.
Закон трех единств (единство действия, единство места, единство времени).
Особенности русского классицизма
Преобладание героических и патриотических мотивов, повышенное внимание к сюжетам отечественной истории. Воплощение образа нового человека – гражданина и патриота. Создание своего образа идеального монарха – Петра Великого.
Тесная связь с просветительской философией, утверждавшей естественное равенство людей, внесословную ценность человека. Чрезвычайное усиление общественно-политической сатиры, связь с народным творчеством, традициями национальной культуры.
Развивались разные жанры, но ведущими были трагедии и оды. Формирование русского классицизма связано с творчеством А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.
Писатели |
Основные произведения |
Значение |
Антиох Дмитриевич Кантемир |
9 сатир, среди них «На хулящих учения» – защита просвещения, борьба с невежеством духовенства. «На зависть и гордость дворян злонравных» – идея внесословной ценности человека. |
Родоначальник русского классицизма, основоположник сатирического направления. Тесная связь сатир с современностью, широкое использование русских пословиц и поговорок. |
Василий Кириллович Тредиаковский |
Перевод любовного романа П. Тальмана «Езда в остров любви», «Стихи, похвальные России». «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» |
Впервые в русской литературе выступил со сборником любовной лирики. Первая похвальная ода, написанная по правилам европейского классицизма. Положил начало политической и патриотической лирике, создал русскую литературную песню. |
Михаил Васильевич Ломоносов |
«Письмо о правилах российского стихотворства», «Риторика», «Российская грамматика», «Письмо о пользе стекла». |
Завершил теоретически и практически реформу русского стихосложения, установил грамматические и стилистические нормы для своего времени и определил пути дальнейшего развития русского литературного языка. Разработал жанр патриотической оды. |
Александр Петрович Сумароков |
Две эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве», автор од, элегий, любовной лирики, сатир, басен. Трагедии: «Хорев», «Мстислав», «Дмитрий Самозванец», комедии: «Опекун», «Лихоимец», «Нарцисс» и другие. |
Теоретик классицизма. Основатель русской национальной драматургии, создавший образцы разных жанров. Положил начало сатирической комедии, способствовал развитию песенного жанра и басен. |