Маркетинг на рынке услуг сотовой связи
Содержание
Введение |
4 |
Глава 1. Роль маркетинга в развитии сотовой связи |
|
1.1 История развития сотовой связи в России |
6 |
1.2 Тенденции развития рынка сотовой связи в России |
8 |
1.3 Использование маркетинга в сфере услуг сотовой связи |
11 |
1.4 Маркетинговые исследования рынка сотовой связи при поиске потенциальных клиентов |
12 |
Глава 2. Маркетинг услуг сотовой связи на примере предприятия ОАО «Вымпелком» |
|
2.1 Этапы развития компании ОАО «ВымпелКом» |
18 |
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия |
23 |
2.3 Тарифные планы и услуги ОАО «ВымпелКом» |
28 |
2.4 Маркетинговые мероприятия компании |
|
2.4.1 Ребрендинг ОАО «ВымпелКом» |
35 |
2.4.2 Эксклюзивный сервис «Билайн» Хамелеон |
37 |
2.4.3 Рекламные компании |
38 |
Глава 3. Основные направления эффективного проведения маркетинговой деятельности оао вымпелком |
|
3.1 Направления по увеличению эффективности проведения общей маркетинговой деятельности |
43 |
3.2 Расчет эффективности рекламной компании в Интернете |
45 |
Заключение |
50 |
Список использованных источников |
54 |
приложения |
|
Введение
Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам одни из самых современных видов сотовой связи. Компании ведут отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить – имеется возможность обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами; также предоставляются услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое.
Основная рыночная доля сотовой связи в Российской Федерации приходится на стандарт GSM. Сети этого стандарта работают в 79 регионах России, а общее количество абонентов этого стандарта превысило 139 млн. человек. Наиболее крупными региональными GSM-сетями являются сети в городах Москва, Краснодар, Казань, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород.
Целью данной курсовой работы является описание маркетинга услуг сотовой связи на примере российского сотового оператора ОАО «ВымпелКом».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Изучить направления деятельности сотовых операторов в России;
2) Рассмотреть теоретические аспекты маркетинга на рынке услуг сотовой связи;
3) Изложенную методику рассмотреть на примере деятельности ОАО «ВымпелКом».
На основе проведенного анализа необходимо предложить мероприятия по увеличению эффективности проведения маркетинговой деятельности сотового оператора ОАО «ВымпелКом».
Анализ, представленный в курсовой работе, является ретроспективным, т.к. использована информация уже свершившихся фактов; внутренним, т.е. изучалась деятельность только одного предприятия в динамике за 2005-2006гг; рыночно- финансовым, т.е. его содержанием является изучение взаимодействия рыночных процессов и финансовых результатов.
Данная курсовая работа содержит 3 главы. В первой главе рассмотрена история развития сотового бизнеса в России. Также описаны тенденции развития сотового рынка в России. Изучено использование маркетинга в сфере услуг сотовой связи, отдельным параграфом рассмотрена теория маркетинговых исследований рынка сотовой связи при поиске потенциальных клиентов.
Вторая глава посвящена изучению маркетинга услуг сотовой связи на примере российского сотового оператора ОАО «ВымпелКом». Описаны этапы развития компании, проведен анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия. Также приведены тарифные планы и услуги ОАО «ВымпелКом»- рассмотрены их особенности. Проведен анализ маркетинговых мероприятий компании. Отдельными параграфами выделены: ребрендинг ОАО «ВымпелКом», эксклюзивный сервис «Билайн» Хамелеон, рассмотрены рекламные компании.
В третьей главе рассмотрены основные направления эффективного проведения маркетинговой деятельности ОАО «ВымпелКом». Произведен расчет экономической эффективности от рекламы посредством ее размещения в сети Интернет.
Глава 1. Роль маркетинга в развитии сотовой связи
1.1 История развития сотовой связи в России
Известно, что 9 сентября 1991 в Санкт-Петербурге был совершен первый телефонный звонок с сотового телефона на территории России. Трубку держал в руках тогда еще действующий мэр города Анатолий Собчак. Это событие ознаменовало переход России в новую эру мобильной связи.
В то время аппараты стандарта NMT 450 были громоздкими (отдельные виды достигали массы пяти килограмм) да и абонентская база у единственного оператора «Дельта Телеком» не превышала двух тысяч человек. Стоимость телефонных аппаратов составляла две тысячи долларов, при подключении взималась сумма в размере двух тысячи долларов. Минута разговора оценивалась одним долларом - так что пользовались удовольствием только избранные…
Прошло более пятнадцати лет, рынок мобильной связи сильно преобразился. Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам одни из самых современных видов сотовой связи. Компании ведут отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить – имеется возможность обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами; также предоставляются услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое. Мобильный телефон стал уже не роскошью, а обыденной вещью как часы или бумажник.
Надо сказать, что по началу рынок мобильной связи в России развивался очень вяло. Несколько операторов работало в только в центральной части (Москва и Санкт-Петербург). В регионах операторы начали появляться где-то только в 1993-1994 гг., да и преобладали тогда стандарты NMT-450 (Московская сотовая, «Сотел») и AMPS («ВымпелКом»). Спрос на услуги сотовой связи концентрировался вокруг немногочисленных крупных административных и промышленных центров. Таким образом, лицензия национального оператора с полным покрытием отечественных просторов была просто никому не нужна.
Ситуация начала изменять только 1996-1997гг., когда крупные столичные операторы начали скупать акции местных предприятий, занимающихся предоставлением услуг сотовой связи. Появились и «федеральные» бренды, такие, как, например, «Сотел» или «Юнисел», под которыми стали работать аффинированные сотовые компании в разных регионах. Но эти торговые марки использовались исключительно в рекламных целях, не меняя сути предоставляемых услуг.
Переломным в процессе глобализации рынка можно считать 2000г. В немалой степени этому способствовала смена руководства Минсвязи летом 1999г. Новый министр связи и информации Леонид Рейман пришел на этот пост непосредственно с должности первого заместителя ПТС и члена совета директоров холдинга «Телекоминвест». Назначенный министр, ранее работающий в сфере бизнеса, был отлично осведомлен об экономическом положении и в бывшем государственном предприятии «Электросвязь», и в новых компаниях, работающих на сотовом рынке.
В первую очередь, Леонид Рейман откорректировал нормативную базу отрасли, в числе прочего, отменив обязательное приобретение владельцами мобильных телефонов документа, разрешающего его использование. Инициировал укрупнение региональных предприятий, поставив во главе холдинга «Связьинвест», владеющего более чем 80% российской телекоммуникационной инфраструктуры, своего бывшего начальника, главу ПТС Валерия Яшина. И, наконец, представил в правительстве внятную концепцию развития рынка телекоммуникационных услуг в РФ.
Этот документ содержит информацию в том числе и о построении 3G (сетей мобильной связи третьего поколения) до 2010 года. Лицензии на предоставление услуг 3G , в соответствии с мировой практикой, выдаются на всю территорию России.
Развитие сотовой связи в России отражало мировые тенденции: в 2000 - 2001 гг. В стране происходил бум сотовой связи – за полтора года количество абонентов удвоилось и по состоянию на конец года составляло 7 млн. человек.
К концу 2001г. российский рынок мобильной связи стал вторым по величине среди стран Центральной и Восточной Европы. По абсолютной численности абонентов в Центральной и Восточной Европе первое место занимает Польша (9 млн. абонентов на август 2001г.). В 2006г. количество пользователей мобильной связи в России достигло порядка 140 млн. человек.
1.2 Тенденции развития рынка сотовой связи в России
Есть возможность выделить следующие факторы развития сотовой связи в стране:
1) Активный рост абонентов мобильной связи в регионах. Характеризуя качественные показатели роста сотовой связи в Российской Федерации, аналитики телекоммуникационного рынка отмечают несоизмеримые темпы роста абонентской базы в регионах по сравнению с темпами ее роста в столице.
2) Консолидация активов операторов сотовой связи. Наряду с бурным ростом числа абонентов сотовой связи в России продолжается консолидация активов операторов. Мелкие операторы в стратегически важных регионах, с точки зрения потенциальных абонентов, либо уже поглощены крупными холдингами, либо стоят в списках на поглощение. Сформировавшиеся несколько крупных холдингов-операторов фактически контролируют более 90% всей сотовой связи в стране.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9