Должна быть продолжена работа по развитию дистанционной технологии обучения, завершению создания КОПРов для всех дисциплин учебных планов и анализу возможности создания филиалов на базе наиболее продвинутых представительств дистанционного обучения.
Необходимо активизировать работу по обеспечению студентов электронными комплектами методической литературы на CD-ROM, внедрению спутниковой телекоммуникационной технологии проведения лекций и семинаров с филиалами института и внедрению системы тестирования знаний студентов.
Требует дальнейшего развития в институте система послевузовского образования, особенно для переподготовки профессиональных бухгалтеров, аудиторов, оценщиков и др., а также система оказания дополнительных образовательных услуг.
Необходима скорейшая компьютеризация работы всех служб и подразделений института в Московском отделении и филиалах.
Нужно создать условия для развития высшей школы. А для этого решить вопросы о налогах, казначействе и статусе вузов. Сегодня учебное заведение фактически приравнено к коммерческой организации и согласно Налоговому кодексу с суммы каждой покупки вуз перечисляет 24 процента государству. Федеральное казначейство при этом контролирует неправильность расхода денег не в целом, а каждый пункт затрат в отдельности. Вузы должны получить статус научных учреждений. Это предложение Президент РФ Владимир Путин поддержал, заметив, правда, что вряд ли Минфин сразу сможет изменить финансовые потоки и приравнять расходы на содержание вузов к расходам на научные учреждения.
3.2. Разрешение некоторых проблем Брянского филиала
Проблемы внешние: излишний финансовый контроля со стороны московского руководства ВЗФЭИ и казначейства, навязчивый, использование информации для антиконкурентных целей.
одна из проблем Брянского филиала, которая возникнет с 2005 года – это объективная потеря стратегического расположения в центре города Брянска (перекресток транспортных дорог). На наш взгляд, доехать до кургана Бессмертия, где будет тогда располагаться основное здание будет гораздо сложнее, чем сейчас. С другой стороны вуз приобретет дополнительный контингент за счет жителей Бежицкого района города Брянска. Кроме того, там расположено уже здание Брянского филиала Московского Психолого-социального института. При этом, данное здание будет гораздо дальше от остановки маршрутного такси чем здание МПСИ. Таким образом потенциальные абитуриенты сначала будут знакомиться с возможностями обучения в дневном вузе, а уж потом в заочном.
Нам кажется, что внутренняя среда ВЗФЭИ еще требует дальнейшей отработки.
В ближайшее время пока не планируется организации производственной практики перед дипломом. Это то же негативная сторона.
В филиале реально нет свободного доступа всех студентов к ресурсам интернета. Компьютерные классы весьма неудобно расположены и сказывается уплотненность всех помещений филиала.
Как нам кажется практику платных дополнительных курсов можно продолжить.
На наш взгляд очень дорого стоит дискета с обучающими программами-комплексами по курсам для дистанционного образования. Лазерный диск за 750 рублей. Плохо обстоят дела с платными услугами ксерокса. В библиотеке нет платных ксероксных услуг.
Не все работники ВЗФЭИ умеют правильно отвечать по телефону потенциальным клиентам.
Компьютерное оснащение регулярно обновляется, но существует проблема с расходными материалами для студентов. Создалась практика грубого отношения к студентам дневного отделения.
Рынок слабо изучен, службы маркетинга нет, а это могло бы помочь в работе. Не составляются бизнес-планы на новые сегменты рынка услуг.
Высокая конкуренция на всем поле рынка образовательных услуг.
Тем не менее институт в целом и его филиал выигрывают в том, что длительность курсов для заочников больше, чем в обычных заочных отделениях, поэтому качество знаний несколько выше. Чем в других вузах. Работающих с заочниками. Приятно, что установлены консультационные час для заочников два раза в неделю, но я предлагаю установить их не в рабочие дни по вечерам а по субботам утром, учитывая, что большая часть студентов работает.
Следует проводить более широкую работу по агитации студентов на 2-е высшее образование.
3.3. Психологические аспекты деятельности филиала ВЗФЭИ как
фактор внутренней среды
Скорость консультирования слишком высока, что бы заочник студент сумел разобраться за несколько минут что ему говорят.
Библиотека слишком тесная и темная и сырая. Библиотекари склонны командовать.
Учебная часть заносчиво относиться к студентам и преподавателям. Создана система взаимного отслеживания ошибок. Введена должность зам директора по воспитательной работы для того, что бы вести воспитательную работу с неработаюими студентами.
Студентки, которых в вузе 85% в большинстве курят. Туалеты слишком грязные. Грубость начинается прямо вахты и раздевалки.
Однако специально денег со студентов не вымогают и в основном требуют глубоких знаний. Темные коридоры и маленькие окна, несколько душные аудитории, крутые ступеньки и толкотня в коридорах вол время массовых консультаций. Иногда студентов насильно заставляют идти на платные курсы.
Разобщенность студентов в группе, большое количество студентов на поточных лекциях.
Политика либерализации в области приема зачетов и экзаменов, лишит вуз своих конкурентных преимуществ в Брянском регионе. Руководством головного института уже вводится на места некоторые неудачные решения по образовательному процессу, которые были скопированы в других коммерческих вузах:
o Планируется письменный прием экзаменов.
o Планируется поэтапная отмена защиты курсовых контрольных и аудиторных работ.
o Планируется переход на написание письменной работы (курсовой и контрольной) до завершения чтения полного курса лекций (после чтения установочных занятий во время между сессиями, но до завершения чтения основного курса).
o Планируется введения написания рефератов вместо аудиторных работ.
Ключевые проблемы рынка образовательных услуг Брянского региона
Таблица 3.1
Влияние внутренних и внешних факторов на работу филиала ВЗФЭИ в г. Брянске
№ п/п |
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
|
||||||
Положительное значение |
Отрицательное значение |
Положительное значение |
Отрицательное значение |
|
|||||
1. |
Личность нового директора филиала (к.э.н, доцент, инициативен, прогрессивен, не стар) |
Состав специальностей, специализаций и форм обучения (отсутствие дистанционного обучения, нет маркетинговых специальностей и т.п.) |
|
Социально-демографические факторы (снижение рождаемости) |
|
||||
2. |
Система управления финансами (штат бухгалтерско-экономических работников на месте 3 человека) |
Масштаб филиальной сети (нет филиалов в Брянском регионе) |
|
Факторы природной среды |
|
||||
3. |
Профессорско-преподавательский состав (в рамках требований) |
Ценовая политика (лидер в ценах) |
|
Научно-технические факторы |
|
||||
4. |
Наличие и полнота использования информационных ресурсов (выход в Интернет, справочные программы, хорошая библиотека) |
Материально-техническая база (проблемы со зданием, невозможность поставить новые компьютеры: отсутствие свободных площадей) |
Средства маркетинговой информации (возможность применять стандартные подходы коммерческого маркетинга) |
Экономические факторы |
|
||||
5. |
Коммуникативная политика (хорошая реклама) |
Коммуникативная политика (отсутствие своего сайта в интернет) |
|
Уровень развития инфраструктуры рынка (высокая конкуренция и сложные инвестиционные возможности) |
|||||
6. |
Организационная структура управления (стандартна для ВЗФЭИ и других вузов России) |
|
Культурная среда (положительное влияние) |
Отраслевая структура, стратегии конкурентов |
|||||
7. |
Корпоративная культура (понимание единой цели, сплоченность коллектива, жесткий контроль за приказами) |
Корпоративная культура (недоучет психологии студентов платного образования: некоторая бестактность сотрудников) |
Состояние конъюнктуры рынков |
Спрос на рынке труда |
|||||
8. |
|
|
Общественные организации (положительное влияние) |
Политико-правовые факторы (отмена льгот по налогам) |
|||||
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15