Исходя из вышеперечисленного, для решения кадровых вопросов у компании зачастую остается только один способ - самостоятельный поиск и подбор специалистов. Как отмечает директор Таллиннской школы менеджеров В. Тарасов, "это очень долгий труд - подобрать кадры из очень плохих, и не потому, что люди глупые, а потому, что они могут сделать работу хорошо, а могут - плохо, если некогда или не с руки. Так вот, сейчас ценятся не те работники, которые "в принципе" могут работать хорошо, а те, которые "не умеют" работать плохо. Хорошо - или никак[6].
1.2. Собеседование, как основной метод оценки кандидатов
Отборочное собеседование в кадровой работе - метод отбора кандидатов со способностями и целеустановками необходимыми для занятия той или иной должности. Отборочное собеседование заключается в очной встрече работодателя с кандидатом и представляет собой контактное общение соискателя с непосредственным представителем фирмы.
В ходе собеседования выясняется степень заинтересованности кандидата в конкретной работе и его потенциал для работы в вакантной должности.
В мировой практике кадровой работы существуют следующие методы отборочных собеседований:
- британский метод, основанный на личной беседе с кандидатом членов кадровой комиссии;
- немецкий
метод, основанный на предварительной подготовке кандидатами значительного
числа документов с обязательными письменными рекомендациями;
- американский метод, основанный на проверке интеллектуальных
способностей, психологическом тестировании и наблюдении за кандидатами в
неформальной обстановке;
- китайский метод, основанный на письменных экзаменах.
Подготовка к проведению отборочного собеседования - организационное мероприятие в рамках процесса найма на работу. При подготовке к отборочному собеседованию различают три области потребностей:
1- что требуется интервьюеру?
2- что требуется кандидатам?
3- что требуется для проведения самого отборочного собеседования?
Основные принципы построения интервью:
1. Критериальность интервью. Вопросы строятся в соответствии с критериями, полученными в ходе профессиографического исследования, т.е. в ходе интервьюирования диагностируются те качества сотрудника, которые имеют первостепенное значение в его будущей или настоящей деятельности.
2. Оценка Зоны ближайшего развития. Оценивать нужно не только то, что человек умеет в данный момент, какими качествами он обладает сегодня, но также и то, способен ли он осваивать новое, обучаем ли он и гибок ли в своем поведении.
3. Упор на оценку мотивации. Третьей из основных целей интервью выступает оценка мотивации сотрудника, в первую очередь его дальних. конечных целей, поскольку именно они определяют поведение человека. Если мы будем оценивать человека только по тем критериям, которые были получены в ходе профессиографирования, то мы узнаем только то, обладает ли он необходимыми для данной деятельности качествами, но не узнаем, будет ли он их использовать в своей деятельности и если будет, то каким образом.
4. Этические моменты – недопущение в интервью фрустрации, демонстрации негативного отношения к сотруднику. Несоблюдение этого принципа может привести к формированию негативного образа как конкретного менеджера по персоналу, так и всей службы персонала у сотрудников. Весьма вероятно, что менеджеру по персоналу впоследствии придется неоднократно взаимодействовать как с данным сотрудников, так и с его коллегами, друзьями. Негативное отношение может существенно осложнить такое взаимодействие
5. Принцип обратной связи. По требованию сотрудника, а во многих случаях и без требования (если оценивающий видит некоторые характеристики человека, о которых ему необходимо сообщить), нужно предоставить ему обратную связь по результатам исследования, причем сообщение ложной информации недопустимо[7].
Умение составлять суждение о кандидате - в кадровой работе - необходимое качество интервьюера для успешного проведения отборочного собеседования, включающее умение остановить свой выбор на одном из кандидатов на основе собранной информации.
Трудность отбора кандидата на основе оценки в ходе собеседования состоит в том, что этот отбор делается среди работников, которые нередко с формальной точки зрения являются в равной мере квалифицированными. Сложность задачи - в поиске таких признаков, по которым можно судить не только о результатах, которых работник добивался в прошлом, но и о том, как он поведет себя на новой работе, каких результатов можно ожидать от него в будущем. Большинство фирм используют в роли интервьюеров высококвалифицированных специалистов-психологов. Однако и сами руководители посещают специальные краткосрочные курсы, рассчитанные на развитие навыков проведения собеседований.
Вопросы собеседования программируются таким образом, чтобы они достаточно полно выявили заранее обозначенный круг проблем. Так, в некоторых «центрах оценки» на основании ряда вопросов стараются выявить глубинные характеристики, по которым с достаточной обоснованностью может быть составлена схема будущего трудового поведения претендента.
Окончательная оценка претендента является итогом специальных подробных обсуждений внутри групп оценщиков с разбором продемонстрированных им знаний, навыков, способностей.
Заключительная оценка работника включает: подробное перечисление деловых и личных качеств оцениваемого, продемонстрированных способностей, степени готовности к занятию конкретной должности, перспективности для последующего продвижения и т. д. Оцениваются также инициативность работника (по опыту прежней работы), заинтересованность в работе именно данной компании, соответствие практического опыта теоретической подготовке работника, характеру предлагаемой работы, знание функциональной сферы деятельности и т д. Иными словами, фирмы требуют от специалистов четкой систематизации своих заключений о пригодности претендента.
Результаты собеседования обычно заносятся в следующий бланк, представленный в таблице 1.
Таблица 1. Пример оформления результатов собеседования
Для служебного пользования
Имя претендента ………………
Ниже среднего
Средний
Выше
среднего
Высший
Первое впечатление
х
Квалификация
х
Мотивация
х
Умение работать в коллективе
x
Принципиальная схема анализа та же самая, как и та, по которой проводится анализ результатов тестирования, т.е.:
♦ Особенности познавательной сферы.
♦ Мотивационная сфера.
♦ Эмоционально-волевые характеристики.
♦ Самосознание и самооценка.
♦ Коммуникативные характеристики.
Психологический портрет может быть построен по следующей схеме:
- профессионально важные качества сотрудника, выделяющиеся в лучшую сторону;
- профессионально важные качества сотрудника, выделяющиеся в худшую сторону;
- сильные стороны сотрудника, невостребованные в его актуальной деятельности;
- недостатки сотрудника, не проявляющиеся в его актуальной деятельности.
В зависимости от должности отдельные блоки заключения могут иметь разный удельный вес. Так, например, в заключении по сотруднику, занимающему, руководящую должность, должны быть тщательно отражены такие параметры как лидерский потенциал, организаторские способности, стиль взаимодействия с людьми.
Процедура принятия решения о приёме (выдвижении) работника предусматривает, как правило, следующее:
1. наличие нескольких кандидатов на данную должность;
2. оценку профессионально-необходимых качеств кандидатов и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью;
3. сравнительный анализ оценок качеств претендентов для выбора наиболее достойного;
4. изучение и учет мнения трудового коллектива (по возможности) о каждом кандидате на выдвижение (приём);
5. назначение на должность наиболее достойного кандидата.
Примерная схема регистрации соответствия личных качеств претендента к предъявляемым требованиям представлена в таблице 2.
Таблица 2. Проверка соответствия личных качеств претендента к предъявляемым требованиям.
Качества
Требования
Реальное состояние кандидата
Здоровье и физическое состояние
Требуется хорошее здоровье, слух, способность долго находиться на ногах
Плохое зрение, слух, выглядит физически ослабленным
Интеллектуальное развитие
Среднее, способность понимать и запоминать простые приказы
Интеллектуальное развитие высокое
Черты личности
Уравновешенность, способность работать самостоятельно
Спокоен, рассудителен
Оплата труда
Повременно-премиальная оплата и часто сверхурочная работа
Отказ от сверхурочной работы
И т.д.
Чтобы избежать ошибок или свести их к минимуму, при подготовке и проведении беседы можно придерживаться некоторых социально-психологических требований:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13