Компании индустриальных государств придают высокое значение разработке и внедрению инноваций с целью последующей экспансии на мировом рынке. Реализация этой политики имеет существенное значение для внешнеэкономической экспансии компаний. Например, в 1971 году был изобретен первый персональный компьютер; в 1980 году их совокупный парк в США составил 78 тыс. штук, в 1983 году — 1 млн., а в 1985-м — 5 млн. Возникли отрасли, специализировавшиеся на изготовлении такой продукции на экспорт.
Учитывая высокую значимость послепродажного обслуживания поставленного товара в международной торговле, многие фирмы особое внимание уделяют созданию специальных центров поддержки покупателей в других государствах. Новым направлением инновационного менеджмента стало создание специальных центров компетенции в рамках компаний. Рассмотрим реализацию этих новых принципов в деятельности американской компании Compaq на российском рынке. В 2000 г. российское представительство Compaq сообщило о реорганизации отдела по работе с крупными корпоративными заказчиками и создании Центра компетенции. Новые задачи, связанные с решением проблем конкуренции, потребовали определенной перестройки в масштабах корпорации Compaq. Вся деятельность была четко построена на основе нескольких подразделений — business units. В их компетенцию входят разработка, логистика, ценообразование, маркетинг. Было решено создать три центра компетенции:
По мере того как усиливается взаимодействие между производителем и потребителем, а товары и услуги во все большей степени ориентируются на индивидуальные запросы потребителей, увеличивается значение традиционных функций бизнеса, в частности управления запасами, механизма сбыта, управления персоналом и т. п. На возрастание роли инновационного менеджмента указывают многие экономисты. «Для того чтобы стать конкурентоспособными, — пишет американский ученый X. Мальгрем, — управление компаний должно осуществляться таким образом, чтобы быстрая адаптация к новым условиям стала образом жизни на всех уровнях экономической деятельности».
Глобализация конкуренции на «транспромышленной основе», то есть на основе открытия границ, дополняется глобализацией на основе отраслей, открытия национальных границ. Конкуренция в ОИ носит сегодня мировой характер. Глобальный характер конкуренции проявляется не только в увеличении численности компаний, действующих на рынке, но и в умножении форм конкуренции. Традиционно конкурентная мощь американских компаний основывалась на их способности к нововведениям и опоре на емкий американский рынок; японских — на качестве производства и «плотной ткани» подрядных отношений и быстрых темпах распространения нововведений на национальном рынке; европейских — на протекционистской политике государств и системе государственных заказов.
В современных условиях на мировом рынке не существует какой-то одной господствующей формы конкуренции: фирмы одновременно конкурируют между собой по поводу нововведений, цен, качества и потому должны направлять свои усилия «по всем фронтам». Крупным компаниям приходится комбинировать несколько стратегий: развивать производственную базу в странах Юго-Восточной Азии, создавать научные центры в развитых странах, формировать сеть дистрибьюторов на важнейших рынках. Все больше средств приходится расходовать на НИОКР: разработка телефонной станции нового поколения стоит сегодня 2-3 млрд. долл. Немало усилий требует и достижение оптимального производства (в производстве цветных телевизоров, например, «критический порог» составляет около 2 млн. штук в год) и сбыта, поскольку расходы на рекламу и послепродажное обслуживание продолжают расти. Борьба за рынки резко меняет иерархию факторов в пользу факторов спроса, становящихся все более независимыми от предложения; последнее постепенно теряет господствующее место, которое оно занимало последние десять лет. Это значит, что давление со стороны производителей, стремящихся навязать свои нормы потребителям своей продукции, ослабевает. Позиции потребителей укрепляются, теперь для удовлетворения своего спроса они могут обращаться к услугам конкурирующих поставщиков. Дифференциация предложения в ответ на запросы потребителей усиливает сегментацию рынков. В целом многие отрасли представляют собой крайне диверсифицированный ансамбль, в рамках которого сосуществуют, как зрелые, так и растущие виды деятельности, каждая из которых характеризуется специфическими условиями конкуренции и поведения фирм.
3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭКСПОРТА
3.1 Государственная политика стимулирования фирменной инновационной политики
Для государства инновационная стратегия — это комплекс приоритетов технологического развития, определяющих направления финансирования, создание интеллектуальной и информационной инфраструктуры для инновационного проектирования, создание условий для развития инновационного менеджмента, позволяющего максимально использовать человеческие ресурсы в инновационной сфере, обновление законодательной базы инновационной сферы, прежде всего, в области налогообложения, а также реструктуризация научной сферы с выделением инновационного сектора и поиском наиболее эффективных завершенных исследовательских проектов, которые могут реализоваться в эффективные инновационные проекты.
Сложность разработки инновационной стратегии на государственном уровне заключается в том, что инновационная сфера не только по своей сути многомерна (она включает элементы различных уровней и срезов многоукладной экономики), но и является управляющей системой по отношению к технологии. Так как в инновационную деятельность вовлечены не только представители различных специальностей, но и представители различных органов государственного управления, то нахождение успешных решений в области инновационной стратегии, являющейся управляющим инструментом метауровня по отношению к традиционной системе государственного управления, представляет сложную с точки зрения координации усилий задачу.
Положение компаний, не уделяющих внимание инновациям, в условиях ужесточения конкуренции на международных рынках ухудшается. В настоящее время на рынке господствует потребитель. Инновации позволяют не только получить ценовые преимущества по отношению к конкурентам, но и стимулировать обновление спроса. Предоставляя потребителю новый повод для покупок, они выступают решающим элементом промышленной конкурентоспособности. Фирмы — производители исходят из того, что инновации не ограничиваются только товарами, они должны распространяться на производственные процессы, организационные структуры, материально-техническое снабжение, методы коммерциализации. При этом любая страна может занять достойное место на мировой арене, если развитие инноваций, особенно в области производственных НИОКР, не будет ограничиваться только крупными предприятиями, поскольку для повышения глобальной конкурентоспособности необходимо развивать инновационный потенциал мелких и средних предприятий.
Практика конкурентной борьбы на рынке свидетельствует, что для развития инноваций на государственном уровне необходимо действовать следующих направлениях:
1) развивать творческий дух сотрудников фирм с помощью формирования корпоративной политики;
2) высвобождать творческие способности, устраняя мешающие развитию препятствия, в частности многочисленные регламентации на уроне предприятия, убивающие в зародыше любую инициативу;
3) повысить эффективность передачи технологий и навыков от науки предприятиям, в частности малым и средним предприятиям, оказывать им помощь при найме квалифицированного персонала;
4) переориентировать государственные исследования в соответствии с четко определенными приоритетами на поддержку крупных инновационных проектов, а также направить часть государственных финансов на практическую реализацию НИОКР, т.е. создание конкретных товаров и технологических процессов;
5) обеспечить малым и средним предприятиям более высокие гарантии против риска, связанного с инновациями. Например, во Франции предлагается превращение ныне действующего налогового кредита на исследования в налоговый кредит на инновации, что будет способствовать развитию научно-технических исследований и сохранении свободы выбора предприятий; развитие венчурного предпринимательства; повышения степени защиты промышленной собственности и борьбы против подделок; облегчения доступа малым и средним предприятиям к европейским программам НИОКР, располагающим крупными средствами.
Государственное регулирование инновационной деятельности в США Развитие НТП В США, стране рыночной экономики, регулируется преимущественно тремя основными секторами, стимулирующими его поступательное развитие государственными органами, финансирующими научно-технический прогресс; научно-техническим сектором (университеты, научные центры и федеральные лаборатории) и промышленностью, финансирующей собственные программы НИОКР. Эти три сектора национального научно-технического комплекса руководствуются однообразными, порой противоположными целями. Однако в стране эволюционно сложился крупномасштабный механизм, позволяющий гармонично решать сложную хозяйственную триединую задачу, а именно:
· Выделять направления науки и техники, развитие которых предполагает наибольшие выгоды обществу (как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе);
· Увязывать основные научные и конструкторские работы, проводимые во всех секторах экономики, обеспечивая тем самым «эффект масштаба» от координации усилий ученых и инженерно- технического персонала;
· Распределять финансовые, трудовые и материальные ресурсы в сфере научно-технического прогресса, сосредотачивая порой основные силы на нескольких «ударных» направлениях, что позволяет добиваться крупных прорывов (проект «Манхеттен», программа «Аполлон» новейшие программы в области ЭВМ, физики и биотехнологии, критических и двойных технологий, методов создания технологий будущих поколений).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10