Критерий управления
Объект управления
Область применения
1
2
3
4
5
6
1.
БИП
1955 г.
Саратов
Строгое выполнение технологи-ческих операций
Единичный: соответствие требованиям НТД;
Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления
Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей
Производство
2. СБТ
1961 г.
Львов
Высокий уровень выполнения операций всеми работниками
Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям; Обобщенный: коэффициент качества труда
Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей
Любая стадия жизненного цикла продукции
3. КАНАР-СПИ
1958 г.
Горький
Высокий уровень конструкции и технологи-ческой подготовки производства
Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям
Качество изделия и качество труда коллектива
Проектиро-вание, техно-логическая подготовка производства
производство
4.
НОРМ
1964 г.
Ярос-лавль
Повышение технического уровня и качества изделий
Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании
Качество изделия и качество труда коллектива
Весь жизненный цикл продукции
5.
КС УКП
1975 г.
Львов
Управление качеством на базе стандар-тизации
Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники
Качество изделия и качество труда коллектива
Весь жизненный цикл продукции
6.
КС УКП
И ЭИР
1980 г. Днепро-
петровск
Управление качеством продукции с учетом рациональ-ного исполь-зования ресурсов
Ресурсосбереже-ние и эффектив-ность производст-ва, достигаемые за счет повышения качества
Качество продукции, экономия материальных ресурсов, экономические показатели предприятия
Весь жизненный цикл продукции
7.
КС ПЭП
1980 г.
Красно-дар
Управление эффектив-ностью про-изводства, включая качество продукции
Эффективность производства, достигаемая за счет лучшей организации всей деятельности и повышения качества
Качество продукции, экономические показатели предприятия
Весь жизненный цикл продукции
Условные обозначения систем:
БИП – бездефектное изготовление продукции;
СБТ – система бездефектного труда;
КАНАРСПИ – качество, надежность, ресурс с первых изделий;
НОРМ – научная организация работ по повышению моторесурса двигателей;
КС УКП – комплексная система управления качеством продукции;
КС УКП и ЭИР – комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов;
КС ПЭП – комплексная система повышения эффективности производства
На протяжении нескольких десятилетий создавались и совершенствовались системы качества. На современном этапе принята система качества, установленная в международных стандартах — ИСО серии 9000. Требования к системе качества дополняют технические требования к продукции. Фундаментальным понятием в учении о системе качества является понятие жизненного цикла продукции (ЖЦП).
Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Существует понятие этапа жизненного цикла продукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами.
Неразрывность этапов ЖЦП подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющими которой служат отдельные этапы ЖЦП. Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — «процессами жизненного цикла продукции». Важнейшее требование к системе качества состоит в том, что управление качеством должно охватывать все этапы ЖЦП.
Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).
Технический подход базируется на требованиях стандартов на продукцию и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других научных методов, используемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции.
Управленческий подход базируется на требованиях стандартов ИСО серии 9000, принципах и методах менеджмента — «скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией». В широком смысле она охватывает организационную структуру организации, документацию, производственные процессы и ресурсы для достижения целей в области качества продукции и удовлетворения требований потребителей.
Управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: содействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений о реализации мероприятий.
Все функции логически взаимосвязаны между собой и их последовательная реализация образует непрерывный процесс управления качеством продукции в масштабе всего предприятия, который должен охватывать все этапы производства и может быть изображен в виде функциональной схемы (рис. 2), отображающей концептуальную модель управления качеством.
|
|
|
Рис. 2. Модель процесса управления качеством
На схеме приведен процесс, включающий два аспекта управления: административное управление (общее руководство) качеством и оперативное управление качеством. Эти аспекты управления образуют два взаимосвязанных контура управления, которые принято называть соответственно вертикальной и горизонтальной петлей управления. Кроме этого, процесс управления качеством называют петлей качества, и этот термин включен в словарь Европейской организации по качеству и в стандарт ИСО 8402 по терминологии.
Вертикальная петля включает следующие функции: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, организация работы по качеству, обучение и мотивация персонала, принятие стратегических решений. Эти функции относятся к полномочиям высших руководителей предприятия и решают задачу административного управления качеством.
Горизонтальную петлю управления составляют функции: контроль качества, информация, разработка мероприятий, принятие стратегических решений и их реализация. Эти функции играют роль оперативного управления качеством.
Во второй половине двадцатого века методы управления качеством в нашей стране прошли эволюционный путь развития от чисто технических операций контроля параметров изделий до комплексной социально-экономической оценки эффективности деятельности организаций. В приложении 1 представлены основные этапы этого развития с указанием методов и форм, опирающихся на директивные решения (государственное регулирование).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12