Преимущество системы качества заключается в сокращении общих затрат на качество, улучшении оперативности управления, эффективности удовлетворения запросов потребителей.
Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо принять комплекс экономических, правовых и социальных, организационно-технических мер, направленных на коренное улучшение качества. Специалистами Госстандарта, с участием других ведомств и ученых Российской Академии Наук, была разработана концепция управления качеством, структура которой представлена на рис. 3.
Рис. 3. Структура концепции управления качеством
Система управления качеством продукции включает следующие функции:
функции стратегического, тактического и оперативного управления;
функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные;
функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции;
функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
Стратегические функции включают: прогнозирование и анализ базовых показателей качества; определение направлений проектных и конструкторских работ; анализ достигнутых результатов качества производства; анализ информации о рекламациях; анализ информации о потребительском спросе.
Таким образом, проблема качества – комплексная, ее можно решить только при проведении одновременно соответствующей политики в сферах законодательства, экономики, техники, образования и воспитания, а также на основе скоординированной работы производителей, научных и инженерных структур, законодательных и исполнительных органов управления.
1.3. Квалиметрия: задачи, объекты, история развития
Квалиметрия – научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Основные задачи квалиметрии: обосновании номенклатуры показателей, характеризующих качество продукции и услуг, разработка методов определения показателей качества объектов, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством [24, с. 7].
История зарождения и развития квалиметрии насчитывает не один десяток лет, причём ее развитие началось задолго до того, как она получила своё название. Это обусловлено в первую очередь, тем, что результат любой деятельности должен обладать требуемой совокупностью свойств и, как следствие совокупностью показателей этих свойств, требования к которым должны быть закреплены соответствующим документом. Следствием этого обстоятельства является необходимость решения узловой задачи квалиметрии - определение номенклатуры показателей качества, подлежащих включению в документацию на продукцию, работу или услуги, с целью их последующего контроля. Можно считать, что этот аспект квалиметрии возник одновременно с возникновением практики нормирования показателей качества, и в нашей стране момент его возникновения можно увязать с 1923 годом- годом начала выпуска первого в нашей стране периодического издания по стандартизации- «Бюллетеня Комитета эталонов и стандартов».Сам комитет был создан в 1922 году при Главной палате мер и весов.
Другой важный аспект квалиметрии - априорная оценка качества – получил свое активное развитие в связи с ростом сложности техники и ответственности выполняемых ее функций. Стало очевидно, что поиск наиболее выгодного решения при разработке новой продукции следует начинать на самой ранней стадии ее жизненного цикла. А для этого необходимо иметь соответствующие расчетные методики. Особое внимание стали уделять методам оценки качества в связи с принятием руководящими органами нашей страны в 1965 году постановление « О совершенствование планирования и усиление экономического стимулирования промышленного производства», предусматривающего введение государственной аттестации качества продукции. При проведении аттестации требуется осуществлять сопоставление продукции с отечественными и зарубежными аналогами, для чего необходимо иметь соответствующие методики. В начале пятидесятых годов значительное внимание привлекла к себе проблема обеспечения надежности технических устройств. Она вызывала бурное развитие методов оценки надежности. Это свойство, для оценки которого единственно приемлемым оказался математически аппарат теории вероятностей, является важным не только для объектов, отказы которых недопустимы из-за катастрофических последствий, но и для объектов, применяемых в других, потенциально менее опасных для людей и окружающей среды сферах деятельности человека. Отмеченные обстоятельства обусловили потребность объединения различных методов решения задач по оценке качества различных объектов в одну область знания, названную квалиметрией.
Инициатива этого объединения принадлежала группе российских специалистов, ядро которого составляли работники научно- исследовательского института стандартизации. Это объединение началось в конце шестидесятых годов. В последующие годы был создан большой комплекс межотраслевых нормативных и методических документов; устанавливающих единую терминологию содержащих рекомендации по решению различных задач квалиметрии. Наиболее важным из них являются следующие.
ГОСТ 15467-70 «Качество продукции Термины».
ГОСТ 17341-71. «Качество продукции. Основные понятия управления. Термины и определения». «Методические оценки уровня качества промышленной продукции 1971». В последствии эта методика была переиздана в 1979 году под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции» РД-149-79 .
«Методические указания по построению, содержанию и изложению стандартов на номенклатуру показателей качества продукции» МУ-64-76.Эти указания были переизданы спустя восемь лет под названием «Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции» РД-50-64-84. На основе этого документа было разработано около тысячи стандартов «Системы показателей качества продукций», являющихся квалиметрической основой регламентации качества продукций в нормативной документации ГОСТ 13377-67 «Надёжность в технике Термины и определения». Методические указания. Методика выбора номенклатуры нормируемых показателей надежности технических устройств МУ З-69.
В 1986 году Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 году терминология была уточнена. Стандартизировано следующее определение качества: качество-совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым.
Таким образом, квалиметрия – наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг, она позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.
1.4. Международные стандарты серии ИСО 9000 и их значение при разработке систем качества
Международная организация по стандартизации (МОС или ИСО (англ. International Standart Orqanization - ISO)) - неправительственная организация созданная в 1946 г. целью ИСО является содействие стандартизации в мировом масштабе для обеспечения мирового товарообмена и взаимопомощи, для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. Для этого разработаны международные стандарты, отвечающие достигнутому мировому уровню, научно-техническому прогрессу. Основным видом ИСО является разработка международных стандартов. Разработка и пересмотр стандартов по обеспечению качества осуществляются техническим комитетом ИСО 176 «обеспечение качества».
Мировой опыт управления качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000 принятых МОС в 1987 г.
К сегодняшнему дню объекты стандартизации этой серии международных стандартов значительно расширились и охватывают не только элементы систем качества, критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспертов-аудиторов. Приняты международные стандарты по управлению качеством услуг, перерабатываемых материалов, программного обеспечения. Значительная работа проделана в методическом аспекте: принят ряд руководящих указаний, разъясняющих содержание отдельных составляющих системы обеспечения качества.
В связи с этим международные стандарты по обеспечению качества теперь называют «семейством» стандартов ИСО серии 9000 по версии 2002 г.(рис. 5).
Стандарты и проекты по элементам системы качества
ИСО 9000-2
Общие руководящие указания по применению ИСО 9001 ИСО 9002 ИСО 9003
ИСО 9004 (МЭК 300-1)
Руководство по управлению программой надежности
ИСО 9004-4
Руководящие указания по улучшению качества
ИСО 10005
Руководящие указания по программе качества
ИСО 10006
Руководящие указания по качеству при управлении проектом
ИСО 10007
Руководящие указания по управлению конфигурацией
ИСО 10012-1
Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования
ИСО 10013
Управление процессом измерения
ИСО/ПМК 10014
Руководящие указания по разработке руководств по качеству
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12