Общим административным методом выступает политика минимальных резервов. Впервые этот метод был введен в США. В.настоящее время используется во всех странах. Сущность метода заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от их депозитов (вкладов), которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке. Главная причина для проведения политики минимальных резервов заключается в том, что между объемами резервов и банковскими операциями имеется определенная взаимозависимость, которую может использовать центральный банк, чтобы влиять на поведение коммерческого банка. В случае необходимости уменьшения темпов роста экономики центральный банк повышает нормы обязательных резервов, что означает уменьшение денежных средств у коммерческих банков для кредитования, так как он теперь должен отчислять на счет центрального банка большую сумму денежных средств, чем ранее. Это приводит к уменьшению предложения кредитов, увеличению процентной ставки по ним и, как следствие, к уменьшению инвестиций и снижению темпов роста ВНП. В противном случае центральный банк снижает норму обязательных резервов, что приводит к увеличению денежной массы в коммерческом банке, увеличению предложения кредитов, снижению процентной ставки и соответственно увеличению инвестиций и росту ВНП.
Например, коммерческий банк должен отдать центральному банку 10 % от депозитов, но последний считает, что денег в экономике еще много, и увеличивает норму обязательных резервов до 20 %, соответственно денег у коммерческого банка остается меньше и он сокращает кредитование. И наоборот. При снижении или увеличении нормы обязательного резервирования центральный банк обязательно учитывает эффект мультипликации.
Уклонение банков от создания обязательных резервов приводит к штрафным санкциям, которые заставляют банки подчиняться центральному банку, что и позволяет относить этот метод к административному. Нормы минимальных резервов могут устанавливаться дифференцированно как по видам вкладов, так и по видам деятельности (банк занимается долгосрочным либо краткосрочным кредитованием, ценными бумагами и т. д.), по условиям работы (хорошо работающим — одна норма резерва, плохо работающим — другая), в зависимости от валютной политики (если банк занимается валютными операциями и необходимо расширить по валюте резервы, то норма больше и наоборот).
Исторически обязательные минимальные резервы появились в результате необходимости для коммерческого банка иметь ликвидные резервы на случай налично-денежных платежей. В настоящее время минимальные резервы, во-первых, должны обеспечить постоянный уровень ликвидности банка, во-вторых — являться инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческого банка.
К селективным методам увеличения или уменьшения денежной массы относятся:
• прямое ограничение размеров кредита, введенное после Второй мировой войны во Франции, ФРГ и принявшее форму установления предельных лимитов по учету векселей для определенных банковских учреждений. В Японии за сверхлимитный учет векселей с банка взимается штраф, что ограничивает возможности переучета векселей и соответственно увеличения денежной массы. В Нидерландах и Швейцарии устанавливается предел темпов роста кредитных операций;
• контроль по отдельным видам кредитов. Часто практикуется по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам, по ипотечному кредиту. В этом случае в законодательном порядке устанавливается предельная норма залога, что сокращает возможности кредитования. Например, увеличение нормы залога до 50 % приводит к тому, что заемщик получит кредит в размере лишь 50 % стоимости залога, а 50 % он должен иметь в наличии, спрос на такой кредит соответственно уменьшится, и наоборот, уменьшение нормы залога до 20 % приведет к тому, что размер выдаваемого кредита составит 80 % стоимости залога и добавить надо будет для покупки лишь 20 % стоимости, что расширит спрос на кредит;
• целевое назначение кредитов, когда в зависимости от целей и видов кредитов устанавливаются дифференцированные ставки процента.
В 80-е гг. XX в. появилось новое направление в денежной теории — монетаризм, представители которого считали, что не всегда можно использовать кредитную экспансию или рестрикцию для регулирования экономики. Это связано с тем, что период времени от проведения мероприятий, например снижения учетной ставки, до получения эффекта увеличения темпов роста экономики колеблется от 5 до 21 мес. в условиях кризиса и 13—14мес. в условиях подъема. Поэтому, по их мнению, необходимо осуществлять политику таргетирования, т. е. проводить равномерное расширение денежной массы от 3 до 5 % в год, чтобы обеспечить оптимальное поступление денег в экономику для соответствующего экономического роста.
Еще одно направление, появившееся в последние годы, — неоконсервативная политика. Основывается на монетаристской теории, но считается, что регулирования не требуется, все должно происходить стихийно. Контроль за денежной массой происходит в соответствии с уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.
Каждая страна на разных этапах своего развития применяет наиболее адекватные методы или направления денежно-кредитной политики. Так, например, в соответствии с Законом РФ «О Центральном банке (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: .
1) процентные ставки по операциям Банка России. Он можетустанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров;
3) операции на открытом рынке, под которыми понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки;
4) рефинансирование кредитных организаций, т. е. кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;
5) валютные интервенции — купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;
6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
7) прямые количественные ограничения, под которыми понимаются установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ;
8) эмиссия облигаций от своего имени, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
Помимо денежно-кредитной политики, центральный банк, выполняя внешнеэкономическую функцию, проводит валютную политику — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере внешнеэкономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями экономической политики страны, направленных на решение главных задач «магического четырехугольника». Валютная политика проявляется в валютном регулировании — деятельность государства, направленная на регламентацию международных расчетов и порядок совершения сделок с валютными ценностями. При помощи валютного регулирования происходит воздействие на платежный баланс, валютный курс и внутреннюю экономику страны.
Формами валютной политики выступают:
1. Валютные ограничения — законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и валютными ценностями. Валютные ограничения обычно являются составной частью политики протекционизма и дискриминации торговых партнеров. Валютные ограничения предусматривают регулирование международных платежей и переводов капиталов, движение золота, денег и ценных бумаг, запрет свободной купли-продажи иностранной валюты, концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. Для выполнения названных ограничений используются следующие инструменты: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных банках, лицензирование валютных операций — требование предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения валютного контроля, полное или частичное блокирование валютных счетов, ограничение обратимости валют. Валютные ограничения связаны с ограничениями в использовании валюты как внутри страны, так и при платежах с другими странами. Эти ограничения устанавливаются центральным банком в административном порядке.
2. Изменение паритетов валют (соотношение курсов валют), которое может происходить путем ревальвации и девальвации национальной валюты. При ревальвации Центральный банк повышает курс национальной валюты, что положительно сказывается на росте импорта продукции, насыщении потребительского спроса и увеличении конкуренции отечественным производителям, что заставляет их снижать издержки, совершенствовать производство, расширять ассортимент продукции, т. е. быть более конкурентоспособными по отношению к иностранным производителям. При защите отечественных товаропроизводителей, расширении экспорта продукции, развитии экспортных отраслей центральный банк проводит политику девальвации национальной валюты, т. е. понижения ее курса по отношению к иностранным валютам. Примером такой политики является политика Банка России, который проводит политику последовательной девальвации рубля. Серьезная девальвация была осуществлена 17 августа 1998 г., когда курс национальной валюты снизился почти в 3 раза.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52