Целью надзора является выявление указанных рисков, оценка степени риска, которую деятельность филиала несет для банка, и приведение этой деятельности в соответствие с нормами и требованиями Центрального банка.
Выделяется несколько основных направлений в осуществлении такого надзора: проверка соответствующих функций и операций как самого банка, так и его филиала; оценка деятельности руководите- . лей филиала; проверка соблюдения, филиалом установленных для коммерческих банков норм и лимитов операций; оценка риска по осуществляемой филиалом банка деятельности. Надзор происходит в форме документарного надзора, включающего анализ отчетности; инспекционных проверок, осуществляемых Департаментом инспектирования кредитных организаций ЦБ РФ в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. № 108-и «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)» и Инструкцией ЦБ РФ № 105-и от 25 августа 2003 г. «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Банка России» и носящих комплексный либо тематический характер; применения мер воздействия. Последние включают как предупредительные меры, определяемые Инструкцией ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности», так и серьезные санкции, о которых говорилось выше. К предупредительным мерам относят назначение проверки банка или его филиала, информирование банка о появлении неблагоприятных рыночных тенденций и консультирование его по вопросам оптимальной тактики функционирования в данной экономической ситуации. В случае отнесения банка к группе банков, находящихся в критическом финансовом положении, вводится запрет на осуществление им банковских операций купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной форме (если же осуществляются меры по финансовому оздоровлению, такие ограничения не вводятся).
Особое значение на данный момент придается Банком России созданию самого филиала банка, т. е. предупреждение филиальных рисков на самом первом этапе формирования филиала. Порядок открытия филиалов банка регламентируется следующими нормативными актами: «Инструкцией Банка России № 109-и «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» и Инструкцией ЦБ от 24 августа 1998 г. № 76-и «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства» с дополнениями, в которых ужесточены требования по открытию филиала.
В последнее время Центральный банк все большее внимание уделяет проблеме внутрибанковского контроля. Было принято Положение Банка России от 28 августа 1997 г. № 509 «О внутреннем контроле». В 1999 г., проанализировав ситуацию с внутренним контролем, Банк России издал документ (№ 289-т от 7 октября 1999 г.) «О мерах по повышению уровня внутреннего контроля в банках», в котором обязывает территориальные учреждения проанализировать положение дел с созданием и состоянием внутреннего контроля в кредитных организациях. В конце 2003 г. было принято Положение Банка России № 242-п «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
К кредитным организациям, не создавшим служб внутреннего контроля или не обеспечившим организацию работы, применяются следующие меры воздействия:
• установление контроля за выполнением предъявляемых требований;
• активное использование права запрашивать информацию за любой период в процессе надзора за состоянием внутреннего контроля;
• рассмотрение эффективности работы служб внутреннего контроля.
Особое место в банковском надзоре после 1998 г. занимают вопросы финансового оздоровления кредитных организаций. В частности, помимо Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), кредитных организаций» было принято множество нормативных актов Центрального банка, отражающих основные моменты предупреждения несостоятельности кредитных организаций и мер по их преодолению. Там были приняты: Инструкция ЦБ № 84-и от 12 июля 1999 г. «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных учреждений»; Указание ЦБ от 26 мая 1999 г. № 163-т «Об организации работы территориальных учреждений Банка России по. контролю за осуществлением кредитными организациями мер по финансовому оздоровлению». В дополнение к этому 31 марта 2000 г. Центральный Банк РФ издал Указание «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций», в котором, в частности, отмечается, что в целях организации банковского надзора территориальные учреждения Банка России относят все кредитные организации с точки зрения финансового состояния к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории — к одной из двух классификационных групп:
1-я категория — финансово стабильные кредитные организации;
первая группа — кредитные организации без недостатков в деятельности;
вторая группа — кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности;
2-я категория — проблемные кредитные организации;
третья группа - кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;
четвертая группа — кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.
Рассмотрены основные критерии отнесения той или иной кредитной организации к соответствующей группе и, соответственно, категории.
Центральный банк регулирует деятельность не только коммерческих банков, но и небанковских кредитных организаций. Основой такого регулирования выступают Положение Центрального банка от 8 сентября 1997 г. № 516 «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам и организации инкассации» и Положение ЦБ РФ. от 21 сентября 2001 г. № 153-п «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции».
Расчетные небанковские кредитные организации вправе осуществлять следующие операции: открытие и ведение счетов юридических лиц, осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков, корпораций по их банковским счетам.
В зависимости от функционального назначения небанковские кредитные организации могут осуществлять:
• обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг;
• проводить расчеты по пластиковым карточкам;
• исполнять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
• выполнять операции по купле-продаже иностранной валюты, в безналичной форме.
В то же время в положении четко оговорено, что небанковские кредитные организации не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады с целью их размещения от своего имени и за свой счет.
Для направленного ведения банковского надзора контроль за деятельностью кредитных организаций осуществляется Центральным банком либо непосредственно, либо через специально создаваемые им организации, которые должны быть оперативно независимыми и иметь, в своем распоряжении достаточные ресурсы.
Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что банковское регулирование включает следующие основные направления:
• установление обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности;
• получение у кредитной организации необходимой информации об их деятельности и разъяснений по полученной информации;
• регистрацию кредитных организаций в книге государственной регистрации кредитных организаций, а также выдачу отзыв лицензии на осуществление банковских операций;
• контроль за приобретением юридическими и физическими лицами долей кредитных организаций;
• установление обязательных нормативов;
• проведение проверок;
• применение санкций к кредитным организациям в случае нарушений ими федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, а также в случаях, если эти нарушения или операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков); осуществление анализа деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков, стабильности банковской системы в целом.
10.2 Аудит в коммерческих банках
Помимо контроля и надзора за деятельностью коммерческого банка, со стороны центрального банка осуществляется, постоянный финансовый контроль деятельности банка, проявляющийся в проведении аудиторских проверок. Такие проверки носят комплексный характер и направлены, с одной стороны, на выявление определенных негативных сторон в деятельности банка, с другой стороны, для проверки отчетности с внешней стороны. Аудиторские проверки могут проходить также по инициативе учредителей банка, его акционеров и клиентов, целью которых является изучение финансовой устойчивости банка. Все инициаторы проверок предпочитают обращаться к серьезным аудиторским фирмам, имеющим определенный вес как на внутреннем, так и на международном рынке. Решение аудиторской фирмы может иметь для банка решающее значение еще и потому, что это расширит его значимость в деловых кругах, позволит с большим вниманием и доверием относиться к тем операциям, которые он проводит, потенциально увеличить число клиентов.
Аудиторская проверка представляет собой многоэтапный процесс и включает в себя изучение нескольких наиболее важных блоков, к которым относятся: внутренняя документация, операции банка, финансовые результаты и налогообложение, нормативы и фонд обязательных резервов, отчетность. Начинается она с заключения договора между аудиторской фирмой и клиентами, где оговариваются предмет проверки, ее результат, механизм приема-сдачи работы и урегулирования возникших вопросов. Для повышения качества проверки клиенту предоставляется программа, где оговариваются документы, которые необходимо подготовить и предоставить аудитору.
Аудиторская проверка начинается с анализа учредительных документов: устава, учредительного договора, протоколов собраний акционеров, документов на увеличение уставного капитала, проспектов эмиссий, писем из Центрального банка о регистрации итогов выпуска. При проверке уставного капитала основное внимание уделяется таким аспектам, как увеличение размера уставного капитала, переуступка акций среди акционеров или выкуп банком своих акций. В этом случае сопоставляются документы по выпуску акций и первичных платежных документов, которые находятся в документах дня, проверяется источник средств, вносимых на счет «Уставный капитал акционерных банков», порядок учета формирования уставного капитала. Специфика аудита уставного капитала состоит в том, что данная сфера серьезно контролируется Центральным • банком, который ориентируется на данные, предоставленные самим банком, поэтому наибольшее внимание должно придаваться соответствию этих данных реальному состоянию дел. Анализируется также структура акционеров, изучается реестр акционеров, проверяется правильность бухгалтерского оформления выкупа акций, начисления дивидендов, проверяется размер резервного фонда. После этого осуществляется проверка:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52