Особенности крымско-татарской архитектуры
ПЛАН
Введение
Глава 1.ОСОБЕННОСТИ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Глава 2. АРХИТЕКТУРА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОРОДОВ КРЫМСКОГО ХАНСТВА
2.1.Архитектура Гезлева
2.2.Архитектура Солдайи
2.3.Архитектура Солхата
2.4.Архитектура Кафы
2.5.Архитектура Хан-Сарая
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа освещает тему «Архитектура Крымского ханства».
Актуальность данной темы заключается в том, что многие вопросы, связанные с архитектурными построениями Крымского ханства остаются открытыми, спорными не до конца изученными. Крымские татары являются хранителями своих традиций и достаточно большое количество архитектурных особенностей периода Крымского ханства этот народ сохранил до наших дней. Невозможно не упомянуть в актуальности о том, что большая часть архитектурных построений рассматриваемого периода действует и до сих пор, а мусульмане, как и несколько веков назад используют их всё с теми же целями.
Целью данной работы является исследование архитектуры Крымского ханства, которая была в период с XIII по XVIII вв.
В связи с поставленной целью автор данной работы ставит следующие задачи:
1.Изучить общие закономерности крымско-татарской архитектуры
2.Исследовать архитектурные сооружения наиболее крупных городов Крымского ханства
При написании данной работы автором были использованы различные методы. Одним из них является описательный метод, который даёт возможность описания архитектурных построений. Также в работе использован метод текстологического анализа, т.к. в написании задействованы архивные источники. При написании работы задействован метод критического анализа, позволяющий критически подходить к литературе. Ещё одним из методов, использованных в нашей работе является сравнительный метод, благодаря которому мы сравнили архитектурные сооружения, принадлежащие одному периоду и выявили общие закономерности построек.
По данной теме существует достаточно большое количество источников, но некоторые из них противоречивы.
Данной темой занимались следующие исследователи: Е.В. Крикун в труде «Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII-XX)» даёт обширное описание первоначального плана архитектурного построения, его изменения на протяжении веков (Симф., 1998. 111 с.); по бахчисарайским памятникам архитектуры периода Крымского ханства довольно хорошим является У. Боданский, написавший труд «Бахчисарайские памятники» (Симф., 1916. 6 с.); об архитектуре Гезлева говорит В. Драчук, Я. Кара, Ю. Челышев в книге «Керкинитида – Гезлев - Евпатория» (Симф., 1978. 125 с.). Также сведения об архитектуре Крымского ханства есть у многих других исследователей.
Данная работа не претендует на полноту исследования данной темы и требует дальнейшего изучения.
Глава 1.ОСОБЕННОСТИ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Начиная с XIII в. по XVIII в. большая часть территории Крымского полуострова находилась в руках Крымского ханства. Один за другим крымские ханы сменяли друг друга, оставляя после себя архитектурные сооружения на первый взгляд кажущиеся такими похожими, но в то же время имея некоторые отклонения и особенности. Мы в данной главе выясним, что было характерно для крымскотатарской архитектуры, характеризуя каждый наиболее встречающийся тип здания отдельно.
Одним из самых главных для мусульман мест является, конечно же мечеть. Мечети, обычно строились с ориентацией на север-юг, при чём вход должен находиться с севера. Это связано с тем, что вход в мечеть должен выходить на священный город мусульман – Мекку. Мечеть должна быть куполообразна, но может быть и с черепичной крышей. Обязательным атрибутом мечети является михраб – место, где иммам обращается к Аллаху. Михраб должен располагаться напротив центрального входа в мечеть и ориентирован на юг. Окна в мечети тоже ориентированы, но на все стороны света. Каждая мечеть имеет минарет – высокий многогранник со своеобразным балконом, откуда иммам оповещает мусульманам о времени молитвы. Минарет заканчивается мусульманским знаком – серпом луны.
Около мечети часто располагалось кладбище – мезарлык. Памятники на кладбище различны. Обычно на ханском кладбище хоронили только ханскую семью и приближённых к ним людей, но спустя век-полтора территория кладбища забрасывались и здесь могли продолжать хоронить людей из более бедного слоя населения или просто пасли скот те, кто выкупал участок земли. Для магометанского кладбища характерно то, что на нём не принято садить цветы и огораживать его. Обычно над могилой ставят каменные памятники в виде плиты или прямоугольной большой коробки.
Рядом с ханским кладбищем мог находиться мавзолей. Для мавзолеев свойственна форма восьмигранника. Перед входом в него должна быть надпись, говорящая о том, кому этот мавзолей посвящён. Крыша, как и у мечети может быть либо куполообразной, либо черепичной, а на верху могли ставить, а могли нет магометанскую луну.
Важным элементом татарской архитектуры являлись фонтаны и колодцы. Фонтаны представляли собой сооружение из мрамора, часто белого и находились в большинстве случаев вблизи мечети.
Для мусульман в XVIII в. характерен стиль барокко. Признаками этого стиля являются горизонтальные и вертикальные рельефные членения.
Если брать на рассмотрение Ханский дворец, то первым, что бросается в глаза является его территория, но он не только широк, он и двухэтажен, при чём в некоторых помещениях окна идут в двойной ряд: под потолком и ближе к полу. Повсюду царит изящность и красота. Преобладает резьба по дереву и по камню, сделанная руками умелых мастеров.
Двухэтажными являлись и жилые дома татар, к сожалению не дошедшие практически до наших дней. Связано это скорее всего с тем, что они в основном строились из дерева, а пожары в средневековье были не редки. Татарские жилые дома обычно снизу строились из бута, а верхняя их часть свисала в виде балкона на улицу. Кладка бута – на глине, часто с добавлением битой черепицы.
Для любого средневекового города была характерна оборонительная стена. Для татар это не было исключением. В соответствии с каждой стороной света размещалась по краям стены крепость. Стены были массивны высотой 2 - 2,5м. обязательно имелись крепостные ворота, через которые можно попасть в город.
В целом, крымскотатарская архитектура богата разнообразием фантазии и красотой. Так же полна тончайшей мастеровой работой и воображением мастеров. Огорчает лишь тот факт, что многие архитектурные сооружения до наших дней просто не дошли, а гибли либо от запущения, либо от пожаров или ещё каких-либо причин.
Глава 2. АРХИТЕКТУРА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОРОДОВ КРЫМСКОГО ХАНСТВА
2.1. Архитектура Гезлеза
Некоторые учёные считают, что среди городов Крымского ханства, Гезлев уступал лишь столице ханства – Бахчисараю. Гезлев вырос на руинах Керкинитиды. Название города скорее всего происходит от крепости, находившейся на его территории. Первые упоминания о ней относятся к 1478 г. Исследователь В.Х. Кондараки переводит это название как «сто глаз», т.е. множество огней, которые светились по вечерам в домах города, которые были видны с моря и из степи. Другие исследователи объясняют название крепости как сочетание двух слов «глаз» и «дом», т.е. некий наблюдательный пост. Эта крепость находилась в районе нынешнего старого города или как говорит Е.В. Крикун: «занимал территорию в границах современных улиц Революции, Караева, Интернациональной, Дмитрия Ульянова, Пионерской».1В 1666 г. турецкий путешественник Эвлия Челеби описал эту крепость: «Со всех сторон её высятся мощные четырёхугольные бастионы, всего 24, покрытые красной черепицей, а расстояние между ними составляет 150 больших шагов. Из этого расчёта следует, что окружность замка Гезлев составляет 3400 шагов. Эта огромная крепость в виде пятиугольника, прекрасно украшенная и укреплённая. Она построена из тёсаного камня на ровном морском побережье… Крепость имеет пять больших и мощных ворот…».
Остатки этой крепости (значительная часть стены и ворота) были ещё в начале прошлого века, но на данный момент от них ничего не осталось. Нам известно, что крепостные ворота с 1837 по 1839 г. подлежали капитальному ремонту (См. Приложение 1).
Сам город застраивался беспорядочно сложенными домами, наглухо отгороженными от мира высокими заборами и стенами[2].
Гезлев интенсивно застраивался, уплотнялся, особенно после того как вступивший на крымский престол хан Девлет-Гирей I, прибывший из Стамбула после коронации там, повелел заложить в честь своего восхода самую большую, величественную, самую красивую на полуострове мечеть, именно здесь в Гезлеве, где виделся хану второй Стамбул, будущая столица окрепшего ханства, т.к. Бахчисарай был уже тесен и мал.
Проект гезлевской мечети хан заказал в Стамбуле архитектору Ходже Синану[3]. Ходжа Синан является автором более трехсот сооружений. Е.В. Крикун приводит некоторые цифры построений, автором которых он является. Среди них: 131 мечеть, 35 медресе, 19 мавзолеев, 5 акведуков, 14 минаретов, 17 караван-сараев, 31 дворец, 35 бань.
В пятницу у мусульман священный день, т.к. по преданию в этот день родился пророк Магомет и в пятницу была заложена мечеть Джума-Джами.
Есть 2 версии возникновения мечети. Обычно употребляется дата, которая находится над северной дверью, где говорится, что мечеть была заложена в Гезлеве спустя год после коронации Девлет-Гирея 1 в 1552г. Эту дату приводят Александр Зарубин в статье «Мечеть в Евпатории», Е.В. Крикун в труде «Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII – XX в.в.)» и др. исследователи. Однако существует и другая дата начатия постройки мечети – 1522 г.
Строительство велось долго, более десяти лет и завершилось, как предполагают, в 1564г.
В Гезлевской мечети происходило посвящение в ханы. В древнем акте, хранившемся в мечети, указаны имена 18 правителей. Отсюда происходит второе название мечети – «ханская».
Джума-Джами расположена в восточной части современной евпаторийской набережной.
Общий вид Джума –Джами прост. Это центрально-купольное сооружение, в плане приближено к квадрату. Внешне – это кубический объём с очень лаконичными и суровыми формами, увенчанный центральным куполом, на высоте четверика с 11 куполами меньших размеров одинаковых по высоте и диаметру.
Центральный купол, диметром 11м покрыт свинцом, перерезан 15 широкими окнами. Распор от центрального купола передаётся с помощью сферичных парусов и трёх стрельчатых подпорных арок на опорных столбах и северную стену с двумя пилястрами на месте конструктивно необходимых столбов. Северная стена имеет восемь окон, из них три стрельчатые, немного выше между ними размещены два таких же малых и три больших. Восточная и западные стены имеют пять окон, из них три стрельчатые (одно большое и два маленьких) и два крупных, расположенных между ними.