С юга нагрузку на стены от центрального купола передаёт один большой полукупол, такое же конструктивное решение, характерное для творений Ходжи Синана. С востока и с запада стремительно взмывают на тридцатиметровую высоту два стройных минарета с полумесяцами на конических завершениях - Аланом. По архивным источникам сер. ХIХ в. мы установили, что минареты находились в разрушенном состоянии и были отреставрированы (См. Приложение 2).
Высота мечети около двадцати двух метров.
Первоначально здание имело три входа: западный, восточный и северный. В наше время остался только северный вход, который представляет собой арочную галерею из изящных мраморных колон.
Капителии этих колон служат основанием под деревянные колоны средней части балкона внутри здания.
По бокам расположены две ниши, украшенные тонкой резьбой. Главный вход имеет две двери: внешняя – наборная из разных сортов дерева и внутренняя остеклённая.
Стены здания выложены из ракушечника. Ширина стен составляет около 70 см (См. Приложение 4). Общая ширина мечети равна 21 метру. Фасады разделены рядами прорезей на два этажа. Это говорит о двух этажном разделении по галерее в интерьере мечети. Большое количество окон (59) освещает интерьер мечети. Большинство из них купала и барабаны, которые наполняют конструкцию рассеянным светом (См. Приложение 5). В южной стороне имеется – кыбла ( у мусульман кыблой называют направление в Мекке ). В центре имеется открытый алтарь – михраб (См. Приложение 6). Это не глубокая пятигранная ниша высотой 4,5 метра. По наружным сторонам михраба- две полуколонны. Свод состоит из 8 рядов «сталактитов». Около него направо, к южной стене пристроен мимбар в виде кафедры с конической деревянной крышей. Коническая крыша мимбара украшена пучком сияния. На мимбар можно подняться по каменной двенадцати ступенчатой лестнице.
Налево от михраба, у первого пилона располагается открытая кафедра-купси, для проповедников и толкователей Корана, которым мог быть любой правоверный. К восточной и западной стенам мечети пристроены хоры-мафиль. Попасть на них можно по винтовой 105-ступечатой лестнице, расположенной слева от центрального входа, и через внешний вход на ханский балкон, который первоначально, вероятнее всего, имел меньший вид.
Возле входной части, вьётся винтовая лестница, состоящая из 14 ступенек, которая ведёт наверх, где обычно молятся мусульманки (См. Приложение 7). Западный выход для них устроен на западной стене.
Как установили исследования, к началу реставрации 1969г. мечеть реставрировалась трижды: в 1834, 1896 (См. Приложение 8) и 1962г. В первой зафиксированной документально реставрации, проведённой ханом Арслан-Гираем, приходится на период с 1757 по 1764гг.
Эти деньги на ремонт мечети выделены не были. Свидетельства 1834г., о которых писал Г. Спасский в 1850г. говорят: «Мечеть хорошо сохранилась и 1834г. вновь поправлена на отпущенные из казны 3000 рублей». После этой реставрации (И. Жукова), стены мечети окрашены, галерея замурована.
Следующая реставрация производилась в 1896г. Тогда, согласно проектам архитектора Гека, сделано пробное восстановление минаретов, но они были лишь законсервированы и покрыты временной кровлей от дальнейшего разрушения. Во время реставрации 1896г. северный портал был построен по чертежам архитектора Гека. В 1840 году мечеть заново покрасили цементом.
В 1962 году Киевскими научно – исследовательскими реставрационными мастерскими деревянные конструкции и металлические покрытия крыш и куполов заменены. Тогда же реставрированы венчающие карнизы[4].
В 1969 году проведены архитектурно-археологические исследования мечети, которые продолжались до 1985 года. Исследования в натуре провела группа архитекторов института «Укрпроектореставрации» под руководством главного архитектора проектов Е. Лопушинской. Джума-Джами – единственный на просторах Украины памятник такого значения. Это творение гениального мастера, являющееся по истине шедевром османской архитектуры эпохи Возрождения.
Мы уже приводили отрывок из книги путешествий Эвлия Челеби, когда говорили о Гезлевской крепости и теперь, когда говорим о мечети Джума-Джами, приведём описание его воспоминаний:
«Мечеть имела два великолепных минарета (См. Приложение 2), но один из них разрушен землетрясением,— сообщает Эвлия Челеби.— Но другой, что уцелел и стоит слева, поднялся я, убогий, и любовался всей панорамой города... Сходя же вниз, я насчитал сто пять ступеней... Мечеть поистине прекрасна и замечательна, полна прелести и очарования, однако свободное пространство перед ее фасадом слишком мало по сравнению с размерами храма, ибо лежит джами в самой многолюдной части Гезлева посреди четырехугольного базара...
Это единственный в городе храм, покрытый чистым светло-голубым свинцом. Блеск свинцовой кровли на его куполах виден на расстоянии одного парасанга»[5].
После реставрации Джума-Джами стала опять служить для людей в качестве места общения с Богом.
Ещё одним памятником крымско-татарской архитектуры Гезлева являются турецкие бани, построенные в XVI в. (См. Приложение 9). Несмотря на то, что это построение существует более 4-х веков, оно ещё в к. ХХ в. исполняло свою функцию предназначения. Сейчас же бани закрыты и от них можно увидеть только высокий забор с осыпавшейся штукатуркой и оббитой вывеской. Описание бани приводит исследователь Е.В. Крикун: «Баня – многокупольное здание с грубой поздней переделкой предбанника, обращённого фасадом к современной улице Красноармейской… Из-за искажённого перестройками предбанника купола раздевалок и моечных с улицы не видны, а возможно и не были видны и встарь, т.к. их размеры невелики – не более 3 м в диаметре – и архитектурный эффект и выразительность общественного здания (бани в те времена были своего рода клуба, особо привлекательными для женщин) создавался рядами сгруппированных разнообразных куполов – круглых и овальных, с отверстиями-оконцами для пропуска дневного света.
Внутренняя планировка здания осуществлена по известной традиционной схеме: просторный предбанник, раздевалка, моечные помещения – все купольные. В интерьерах, искажённых за 400 лет реставрациями и переделками, были мраморные полы, панели, скамьи и мойки»[6].
В. Драчук, Я. Кара, Ю. Челышев рассказывают о хане, находившемся у власти в XVIII в – Арсалан-Гирее, который любил строить фонтаны и построил их около мечети и бани. Исследователи приводят в пример рисунок архитектора Гесте, на котором изображён один из фонтанов, сооружённых в этот период. Для описания этого рисунка мы воспользуемся цитатой из «Керкинитиды – Гелева - Евпатории»: «Фонтан представлял собой квадратное в плане помещение с шатровым покрытием. Внутрь сооружения был выведен водопровод, подававший по трубам воду на каждый из четырёх фасадов.
Строенье это сложное, очевидно, из местного известняка, замечательно простотой и лаконичностью архитектурного решения. Сходные архитектурные формы имело большинство фонтанов, отличаясь лишь отделкой»[7]. Авторы этого труда предполагают, что в Гезлеве было достаточно большое количество колодцев и они питали водопроводные трубы, идущие к центру города. Вода, собираясь в бассейны – поступала в фонтаны. Мы пытались установить местонахождение фонтана, находившегося около мечети и предположили, что он мог находится перед главным в неё входом, где сейчас находятся умывальники для намаса.
Говоря об средневековой архитектуре Гезлева невозможно не упомянуть о значительном памятнике – монастыре дервишей – текие (См. Приложение 10). Сооружение этого здания, расположенного на углу улиц Караева и Интернациональной, датируется XV - в.в. В плане текие представляет собой квадрат со стороной, равной 10 м. Верхняя часть здания, благодаря срезу углов, переходит в восьмигранник, увенчанный шатровой черепичной кровлей. Возле текие — мечеть с минаретом, высота которого около 27 м.(См. Приложение 11), однако в данное время он находится в разрушенном состоянии. Мечеть была построена на рубеже XVIII-XIX в.в. Эта мечеть была довольно проста.
2.2. Архитектура Солдайи
Самой большой достопримечательностью нынешнего Судака, а тогдашней средневековой Солдайи является Судакская крепость. Эта крепость была построена скорее всего в XIV в., но сих пор является уникальным сооружением. Не случайно ещё в середине XIX в. Дюбуа де Монпере, побывавший почти во всех странах Европы, писал: «Нельзя себе представить руины более прекрасных, величественных и вместе с тем меланхолических, нежели руины руины Судакской крепости». Русский историк М.П. Погодин отмечал: «…Во всей Европе нет развалин живописнее этих: никакие рейнские замки не сравнятся с ними».
Крепость, авторами которой являются генуэзцы, расположена на конусообразной горе – древнем коралловом рифе, что не даёт возможности атаки с востока и с юга, с запада – труднодоступна, и только к северу ведёт отлогий спуск. Крепость оснащена двумя ярусами обороны. Нижний состоит из наружной массивной стены высотой 6 – 8 м. Стена укреплена 14-ю боевыми башнями закрытого и открытого типа. Одна из башен полукруглая в плане, остальные черырёхугольные и в основном трёхэтажные. Стены завершались зубцами, за которыми прятались на специальных помостах защитники крепости.
Второй, верхний ярус служил цитаделью крепости и состоял из консульского замка и башен, соединённых стеной. На вершине находился комплекс дозорной башни.
За пределами крепости располагались городские предместья.
Город всегда находился на положении усилённой охраны.
С заходом солнца ворота крепости запирались и подъёмный мост через ров поднимался. На стенах ночью выставлялся караул с барабанщиком и трубачом, а по городу ходили патрули[8].
На наш взгляд, данная тема хорошо изучена исследователями А.И. Барановым, В.Н. Даниленко и Е.А Паршиной.
Главные ворота Судакской крепости дали имя всей северной части средневековой Солдайи, известной в документах Генуэзской Газарии и по Уставу Каффы 1449г. как замок св. Ильи (Санта-Элоса). Они расположены у подножия у горы Дженевез – Кая в месте соединения двух глубоких балок, использованных генуэзскими фольтификаторами в качестве естественных сухих рвов. Средневековая дорога шла из долины по водоразделу к югу от ворот на главную поперечную улицу. Последняя вела мимо портика таможни к общественным зданиям и торгово-ремесленным кварталам нижнего города и далее, в аристократии часть Солдайи с цитаделью Санта-Кроче-Святой Крест, в башне-донжоне, увенчанной флагом Генуи с мультийским крестом, находилась Санта-Элия, будучи парадным въездом в город и являясь одновременно ключом его обороны, возводились западноевропейскими военными инженерами с учётом требований современной фортификации и имели величественный вид, подчёркивающий могущество Великой Генуи. Архитектурный комплекс Главных ворот Солдайи состоят из двух привратных башен с геральдическими штампами. Между башнями встроены двухстворчатые ворота и арка ворота были дополнительно укреплены предмостным укреплением – барбакам. Впервые сооружения описаны в 1771г. подполковником русской армии Фишером, а в в1792г. – Г.А. Одерико, который прочитал на германской плите западной превратной башни имя консула якобы Торселло и дату 1380г. В 1797г. та же надпись уже с датой 1382г. прочитана Л. Векселем и другими учёными.