Особенности крымско-татарской архитектуры

С набережной Чуруксу при подъезде к мосту с западной стороны открывается одноэтажный корпус северного фасада, пластику которого образуют выступающие из плоскости стены каминные трубы. Прорезав карниз, квадратные трубы эти над крышей переходят в высокие шестигранники с ажурными отверстиями для выпуска дыма.

Возвышаясь над арочным проездом с тяжёлыми металлическими воротами, росписная башня вверху которой находится окно с тремя зевершениями (такое же окно – на дворовом фасаде) им надвратной доской с ханским гербом и надписью: «Владетель этого дворца и повелитель страны, султан всемилостивый, Менгли-Гирей-Хан, сын Хаджи-Гирея. Да помилует Бог его и родителей его в обоих мирах». Башня имеет шатровую черепичную крышу малого уклона и большого свеса, снизу подшитого деревянными досками, рейками и выкрашенного. Такие свесы с фигурным карнизом (подзором) из резного дерева – одна из характерных черт восточной архитектуры. Они применены при устройстве крыш почти всех строений дворцового комплекса.

Примыкающий к воротам восточный флигель представляет собой короткий двухэтажный объём под черепичной крышей, не имеющий с севера никаких украшений кроме нескольких простых окон в уровне второго этажа, но во дворе находится двухъярусная галерея, выполненная из дерева в лучших крымско-татарских традициях. Галерея проста, состоит из квадратных деревянных брусьев.

К помещениям дворцовой стражи примыкает Большая ханская мечеть (Хан-Джами).

Форма мечети прямоугольна и близка к квадрату, что хорошо прослеживается в четырёхскатной пирамидальной крыше, вершина которой увенчана шарами и полумесяцем. Продольная ось храма ориентирована традиционно в направлении север-юг. В южном торце – ориентированный на Мекку, михраб с окнами по бокам и над ним, в северном – главный вход и ряд окон верхнего яруса. Над входной дверью имеется надпись с упоминанием имени основателя мечети и года постойки (или перестройки) «Селямет Гирей построил эту великолепную мечеть в 1740г.». Обозначено также время её первого ремонта- 1763г. Слева у входа был устроен оградой квадратный, мощёный плитами дворик с небольшими (ок. 3 м диаметром) многогранным бассейном. Бассейн перекрыт куполом из медных листов. Внизу облицован беломраморными резными плитами с продетыми в них металлическими трубками, излевавшими чистую воду мраморный круговой лоток. Здесь происходил обязательный для мусульман ритуал омовения перед входом в храм.

Позже дворик накрыли, заложив арочный вход в него с набережной и надстроив над ним служебное помещение с пристройками, кладовыми и наружной деревянной лестнице.

Боковые фасады мечети внизу затенены открытыми галереями с дверью в храм. Галереи образованы широкими арками, покоящимися на граненых колоннах с упрощёнными капителями. Простенки между небольшими окнами верхнего яруса на западном фасаде заполнены майоликовыми вставками с орнаментами и каллиграфическими надписями

По мнению Е.В. Крикуна интересным акцентом западного фасада мечети является двухъярусная открытая галерея с лестницей на второй этаж, в ханскую ложу[22].

Минареты, гранёные стволы которых прочно сложены из штучного, хорошо подогнанного камня на свинцовых прокладках. Балконы минаретов украшены резьбой по камню. Широкие балконы делят внутреннее пространство на три продольных нерфа. В поперечном направлении зал разделяется на три зоны: входную (нартекс - притвор), молитвенную и алтарную, предназначенную для священых действий духовных лиц.

С высокого деревянного потолка, расшитого по рисунку рейками и расписанного, свисала большая люстра с разноцветными подсвечниками. Стены над михрабом и боковые были украшены золочёными надписями, верхние окна в южной стене отличались разноцветными окнами, как и остекление ханской ложи.  

Усейн Боданский достаточно подробно описал как выглядело Эски-Дюрбе (См. Приложение 16) в начале ХХ в., поэтому мы сначала используем его сведения, а потом сведения Е.В. Крикуна, т.е. посмотрим, изменилось ли что-либо за период времени, равный веку.

Эски-Дюрбе в переводе с татарского обозначает «старая гробница». Установить время постройки – не удалось, благодаря отсутствию каких-либо надписей. Судя по названию «эски» (старая), по строгой простоте и монументальности стиля, близкого по своему характеру к стилю ханских бань, памятник этот должен быть построен в начале перенесения столицы из Солхата в Бахчисарай. Гробница в плане представляет собой удлинённый четырёхугольник; центральная часть – в виде четырёхугольника, пересекаемого круглым куполом. Свод мастерски выложен в основании крупным к вершине – меньшего размера камень. Под куполом снаружи шестигранное основание, а внутри ряд стройных стрельчатых арок, маскирующих переход от круглой поверхности к четырёхграннику. Вторая часть гробницы с южной стороны сообщается с центральной частью, не имеет крыши и состоит из больших стрельчатых пролётов. С восточной стороны – сильно выдвинутый портал с большой стрельчатой аркой, в нише которой небольшой вход в мавзолей. Снаружи под аркой портала, по бокам две хорошо высеченные из камня розетки с геометрическим рельефным орнаментом. Весь мавзолей построен из тщательно обработанного камня, который от времени сильно потемнел, кладка безукоризненна.

В 80-е гг. Х1Х ст. во время грозы удар полуразрушил купол: от загоревшегося сена, кем-то тут сложенного, произошёл пожар, уничтоживший все деревянные части мавзолея: следы пожара до сих пор видны на внутренних стенах, что касается того, кто мог быть похоронен в «Эски-Дюрбе», то на этот вопрос трудно ответить, т.к. нет данных. Среди местных жителей есть старцы, которые помнят, что внутри могилы было три могилы с каменными памятниками. В настоящее время здесь среди груды обломков есть неясные указания на это обстоятельство. Гробница находилась, несомненно, на территории расположенного тут же обширного кладбища и есть основания предполагать, что в мавзолее похоронены знатная семья или какие-нибудь святые[23].

Е.В. Крикун описывает 2 мавзолея, называя их «близнецами», т.к. они похожи между собой («имеют одинаковый план, одинаковую высоту, толщину стен и внутренние размеры»). Имена создателей мавзолеев остаётся загадкой и до сих пор[24].

О мавзолее мы находим сведения ещё у некоторых исследователей, в частности, у Е.В. Нагаевской, которая с уверенностью говорит, что в мавзолее захоронено 16 ханов, а остальные захоронения – могилы их родственников и приближённых. Самой ранней же могилой является могила 1592 г[25]. Однако кому эта могила принадлежит, исследовательница не уточнила.

В. Коваленко и Е. Алтабаева дают перевод надписей, встречающихся на гробницах: «Смерть есть чаша с вином, которую пьёт всё живое. Могила есть жилище, в которое сходит всякий человек»; «В цветнике мира я была розой и, увы, завяла».[26]

Эвлия Челеби описывает два мавзолея, «красивых, покрытых оловом».[27] То, что они имеют серебристую крышу говорит и Х. Г. Манштейн: «По левую сторону большого двора - две большие мечети со сводами круглыми и с кровлей, свинцом покрытой, где ханы погребаются».[28] В одном из дюрбе, сообщает Эвлия, в гробнице, полной света в гробах, укутанных зелёным сукном, покоятся хан Гази-Ислам-Гирей, сын Селямет Гирея, его дети и родственники, бийимы и бюкше (т.е. близкие к нему женщины).

Гробница «охраняется специальным сторожем» и «одарена многочисленными приношениями»[29].

Вторым мавзолеем был мавзолей, построенный скорее всего в 1764г. для супруги Гирей-хана – Диляры Бикеч. Е.В. Крикун описывает современное состояние мавзолея, говорит о том, что он требуется «в тщательной реставрации, основанной на всесторонних исследованиях»[30]. Выглядит это сооружение вот как: Традиционный восьмигранник с куполом на смещённом восьмиггранном барабане. Нижнюю часть опаясывают грани, на которых по три двухъярусных арки, средняя нижняя из которых - окно ныне заложено; в западной стене устроен дверной проём в виде арки, с завершением рисунка. всё это находится над рельефным карнизом. Углы восьмигранника украшены тонкими пилястрами. на передней (входной) грани гробницы –доска с надписью: «Молитва за упокой души усопшей Диляры-Бикеч».У входа в дюрбе, по преданию, стоял фонтан Слёз (Сельсебиль), позже перенесённый в фонтанный двор[31].

Говоря о мавзолеях, мы не можем не рассказать о кладбище (мезарлыке), которое примыкало к ним. Оно было основано в начале XVI в. У. Боданский сообщает нам, что в начале ХХ в. кладбище было заброшено и на нём не хоронят с к. XVIII в., а пасут скот[32]. Из архивных документов нам известно, что территория мезарлыка была частной собственностью, принадлежавшей некому купцу Борису Ефимовичу Энштейну, которым он пользуется. Была создана специальная комиссия, которая рассматривала данное дело со стороны, защищавшей как людей, чьи родственники находились на этом кладбище, так и Энштейна, который купил этот участок земли для своих нужд. Также в этом документе описываются остатки кладбища, находившиеся на территории купленного участка или около него: «На нём имеется два татарских памятника в виде маленьких домиков четырёхугольной формы, стены которых каменные, без крыши и потолка, один из памятников имеет в одной стене два отверстия в виде небольших окошек, одно из которых закрывается деревянной дверкой, второе – открывается со вставленной в нём решёткой, при чём на стене имеется татарская надпись, а в середине памятника лежит старый надгробный камень. Второй памятник такого же вида в середине и размера, имеется в середине надгробная плита. Других памятников на этом месте не обнаружено, за исключением найденных двух надгробных камней близ границы участка».[33] Е.В. Крикун даёт сведения, в которых говорится, что «на территории кладбища расположено более двухсот надгробий, среди которого множество шедевров камнерезного искусства…

Простейшей формой надгробия является плита, горизонтально уложенная на ребро. Иные составлены из нескольких плит… Плита имеет скульптурно обработанное завершение в виде чалмы на мужских могилах и плитой с надписью в изголовье. Плита имеет скульптурно обработанное завершение в виде чалмы на мужских могилах или каблука - на женских»[34].

Важным элементом в архитектурном ансамбле Бахчисарая являются ханские бани, находящиеся с ханским дворцом и получившие название из-за своего расположения при постройке на территории ханского дворца, но в начале ХХ в. оно принадлежало частному лицу. Ещё в начале ХХ в. это здание не было подвержено реставрации, а сохраняло первоочерёдный свой вид. Сооружение бани – значительное событие в жизни местного населения. В баню приходили не только мыться, но и здесь можно было развеяться, побеседовав, отдохнув, обменявшись новостями. У. Боданский считает, что вид бань «не казист», т.к. здание помещено «в узеньком, глухом переулке; фасад, выходящий частью на набережную речки Чурук-Су, окрашен в уродливый грязно-оранжевый цвет; над входом висит, по восточному обычаю вделанная в стену мраморная доска с выбитой рельефной надписью: «Построено по повелению Султана Адиль-Сахиб-Гирей-хана, сына Менгли-Гирей-хана, сына Аджи-Гирей-хана в 939 г.(1533 г. по Р.Х.)». Дворы ведут в раздевальню (предбанье) в виде четырёхугольной комнаты, перекрытой деревянной стропильчатой крышей; по середине комнаты – фонтан, корпус которого высечен из местного известняка. Дальше низенькая узкая дверь ведёт в следующее помещение с верхним помещением с верхним сводом, попадающим из небольшого окошка в виде звезды и нескольких застеклённых круглых отверстий, расположенных во круг него. За тем идёт помещение собственно бани; в плане представляется в виде четырёхугольника, перекрытого полукруглым куполом; переход от четырёхугольных стен к круглому куполу обработан рядом очень красивых стрельчатых арок. Помещение освещено верхним светом, падающим и множество круглых творений в куполе с позеленевшими от времени стёклами. по середине помещается сделанное каменное возвышение для сиденья; кругом стенок каменные раковины с кранами горячей и холодной воды »[35].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать