Как видно по выше написанному, Е.В. Крикун уверен в том, что мечеть и медресе построены в один и тот же период при одном и том же хане, к тому же являются одним зданием, однако у О. Домбровского и В. Сидоренко мы встречаем другие сведения, где они больше склоняются к другой версии, что медресе являются разными зданиями, но могут принадлежать к одному и тому же времени. Но при появлении медресе мечеть была переделана, следовательно, она уже существовала до постройки медресе.
О. Домбровский и В. Сидоренко приводят довольно подробное описание медресе: «Так называемое медресе – это квадратное в плане строение с внутренним открытым двором, вокруг которого со всех сторон располагались некогда кельи – каменные клети с узкими окнами. Каждая из них перекрыта сводом, возведённым из своего рода бетона – мелкого бута на песчано-известковом растворе. Из бутового камня выстроены и стены, за исключением углов, откосов и дверных и оконных проёмов (они из тёсаного камня) и портала главного входа, облицованного большими, плотно подогнанными блоками.
По четырём углам здания возвышались четыре открытые экседры –глубокие ниши, квадратные в плане и крытые полуциркульными сводами»[15]. Кроме мечети и медресе, в Солхате появился ещё один новый тип восточной постройки, выработанный ранее, видимо, в Армении, это –Караван-Сарай, гостиный двор. Он был построен в XIV в. у въезда в город, став сердцевиной, своеобразным торговым центром, наиболее значительным общественным сооружением Солхата-Крыма. Большой резной портал вёл во внутренний двор огромного пятиугольника площадью 2500 квадратных метров с лёгкими галереями на деревянных столбах вдоль стен, где складывали товары, и отдельными комнатами для постояльцев. В середине двора, оборудованного керамическим водопроводом, стояла перекрытая сводом арка, где продавали дорогие восточные товары (ковры, шелка, посуду).
Ныне от караван-сарая остались руины. Их можно увидеть в южной части Старого Крыма.
Кое-что сохранилось от других солхатских построек. До наших дней дошли руины мечети Куршун-Джами (Свинцовой мечети), названной так из-за того, что мастера, возводя здание, для прочности зализывали свинцом зазоры между камнями. На одной из улиц можно увидеть остатки стен и часть алтарного закругления небольшого христианского храма – памятника дотатарского Солхата. А у въезда в город с восточной стороны заметны следы оборонительной стены и глубокого рва, которым был опоясан город.
После распада Золотой Орды и образования самостоятельного Крымского ханства, основателем которого стал в 1443г. Хаджи-Гирей, внук золотоордынского хана Тохтамыша, перенесшего ханскую резиденцию в Бахчисарай, значение Солхата-Крыма постепенно теряется.[16]
2.4. Архитектура Кафы
XIII в. знаменуется господством на море генуэзцев, а на суше татар. Территория нынешней Феодосии вошла в состав Крымского улуса (провинции) Золотой Орды. Во второй половине XIII в. генуэзские купцы приобрели у татарского хана Оран-Тимура участок побережья бухты и основали здесь свою фракторию, сохранив за ней уже известное название Кафа.
Благодаря выгодному географическому положению Кафа стала крупным транзитным центром. А.И. Балахонова и В.И. Балахонов в работе «Феодосия» рассказывают об исторических документах XIII – XV в., в которых говорится о том, что центр работорговли в бассейне Чёрного моря – Кафа. Более того здесь можно было выбрать любого раба для различной работы в зависимости от его структуры тела и здоровья.
При турках-османах Кафа называлась Кичик-Стамбулом, что в переводе на русский означает «маленький Стамбул», но при турках этот городок так разросся, что численность его жителей достигала по одним источникам 85000, а по другим – 80000 человек.
Турки, придя на территорию Кафы получают оборонительные стены, башни и цитадель. Они за период своего пребывания, который составляет почти 2 столетия на рассматриваемой нами территории основали около 70 мечетей. Исследователь Е.В. Крикун предполагает, что под мечети были приспособлены многие христианские храмы и другие построения.
На наш взгляд достаточно полное описание архитектуры Кафы изложено у исследователя, к работе которого мы уже неоднократно обращались – Е.В. Крикуна. Он рассказывает о мечети Муфтий-Джами (См. Приложение 13), которая бала построена в 1623г. «Мечеть Муфтий-Джами в плане – квадрат площадью около 40 квадратных метров с прямоугольным выступом на южной стороне, где устроена алтарная часть с михрабом. Внешний облик храма представляет собой кубический объём, оживлённый двумя ярусами окон, перекрытый сферическим куполом, низ которого снаружи выложен в виде невысокого шестнадцатигранного барабана. Грани прорезаны окнами килевидного очертания вверху. К северо-западному углу здания примыкает главная архитектурная домината – стройный двенадцатигранный минарет с базой в виде усечённой пирамиды, редкими окошками, освещающими внутри ход винтовой лестницы, с резным гранёным шерфе (обходным балконом) и острым шатровым завершением, увенчанным металлическими шарами и полумесяцем. Такие же устремлённые в небо «чётки» с полумесяцем, но гораздо меньшего размера, украшают и купол молитвенного зала. Уменьшаясь по высоте, три «бусины чёток» облегчают конструкцию украшения-символа и зрительно удлиняют её. Чётко и рационально решены фасады, ведущая тема которых – прочно сложенная стена с выразительной фактурой груботёсанного камня. Вблизи такая стена кажется любовно вылепленной руками скульптура, а с расстояния светлые, тёплые цвета каменной кладки – охристые, розоватые, сиреневые – на фоне светло-серой известково-цементной замазки создают впечатление, будто голубоватое от расстояние поле стены, оживлённой парой двухъярусных окон на каждом фасаде и очерчённой сверху очень простым карнизом-палочкой, прописал добросовестный художник энергичными пастельными мазками Сдержанное разнообразие и элементы пластики привносят окна – прямоугольные, квадратно зарешечённые нижние, с килево-стрельчатыми нишкаминад ними, и стрельчатые верхние, с металлическими решётками, напоминающими пчелиные соты.
Храм имеет три входа: главный (с северной стороны) и два боковых. Отдельная небольшая дверь ведёт в минарет. Северный фасад по обеим сторонам главного входа украшен внизу похожими на михраб нишами, из чего исследователи делают предположение, что здесь, возможно, была входная крытая галерея…
Цельный, ясный и торжественный интерьер храма – нерасчлененый опорами высокий и просторный купольный зал, со всех сторон освещённый двухъярусным боковым и верхним, из-под купола светом»[17].
Исследователи А.И. Балахонова и В.И. Балахонов усматривают стиле, в котором выполнена мечеть Муфтий-Джами влияние школ известного турецкого архитектора Ходжи Синана.
Нам известно, что рассматриваемая мечеть была переделана и её использовали как армяне в качестве церкви, так и греко-католики, а в 1975г. она была отреставрирована и киевские и крымские реставраторы максимально приблизили её к первоначальному виду. Кроме Муфтий-Джами в современной Феодосии сохранились турецкие фонтаны, развалины турецких бань и погребов.
2.5. Архитектура Хан-Сарая
Небольшая долина Ашлама-Дюре, избранная в 1428 году ханом Хаджи-Гиреем для своего жилья, со временем становится тесной, для ханского двора и войска. Необходимо было обосноваться в более удобном месте, и резиденция правителя переносится из ущелья на открытый берег речки Чурук-Су, в более просторную долину, где было много родниковой воды.
По словам Е.В. Нагаевской: «До 1474 года название «Бахчисарай» не встречается. Московские дипломатические акты упоминают о пребывании хана в крепости Кырк-Ор, или Кырк-Ер (ныне Чуфут-Кале). Донесение московского посла от 1492 года указывает на крепость как на более или менее постоянную ханскую резиденцию. В 1493 году Менгли-Гирей принимает здесь послов, а литовского посла Леза сажает в тюрьму в городе нашем «Кырк-Оре». Сын Менгли-Гирея Адиль-Сахиб-Гирей - первый хан, при котором упоминается Бахчисарай как местоприбывание правителя. Кстати, этого хана называли строителем, при нём – в 1519 году заложен дворец, стороительство которого продолжалось примерно до 1551 года»[18]. Однако, при изучении других источников, мы обнаружили и другие даты начала построения дворца. Так, к примеру, Е.В. Крикун говорит, что начало первого периода строительства приходится на 1503 г. Эту же дату приводит И.И. Чурилов, говоря, что она она написана на «Железных дверях», которые ведут в Посольский зал. Портал над ними сделан итальянским мастером Алевизом Новым»[19]. Г.М. Буров в статье «Топография и архитектура Бахчисарая и его ближайших окрестностей в 1665-1666 гг. по данным Эвлии Челеби» приводит данные, в которых упоминается о том, что «… В Эскисаланджике неплохо сохранилось медресе Менгли-Гирея 1 1550 г. и дюрбе Хаджи Гирея, построенное в 1501 г. его сыном…»[20]. По приведённым сведениям можно говорить о том, что точной даты возникновения Хан-Сарая нет, версии противоречивы и сомнительны.
Нынешний Ханский дворец занимает территорию более 4 гектаров, но после постройки он занимал скорее всего ещё большую территорию., т.к. к ограде и западным воротам примыкали как неотъемлемая часть дворца сады, от которых пошло название города (с крымскотатарского – «дворец-сад» или «дворец в саду»). «За садами находился большой дворцовый луг, на котором паслись ханские кони, а за ним у подножия глинистого холма было большое городское кладбище. Город же в основном громоздился на крутом берегу реки; на левом – отлогом – он почтительно отступал к югу и северу от излучины Чурук-Су с её просторными пойменными террасами, занятыми комплексом дворцовых строений[21].
В этой подглаве мы рассмотрим следующий перечень памятников Бахчисарайских памятников: Ханский дворец, ханские бани, мавзолей Аджи-Гирея и Эски-Дюрбе, ханское кладбище, частные дома, мавзолей Дилляра-Бикеч и Эшниль-Джами (См. Приложение 14).
Дворец в садах, Бахча-Сарай, давший название городу, создавался с восточной пышностью в течение трёх веков, начиная с XVI в. Дважды горел во время русско-турецких войн (1738-1771гг) много раз его обновляли и перестраивали, каждый раз искажая. Но и сохранившиеся части дворца говорят о его бывшем величии. Кроме того он подлежал реставрации практически на протяжении всего XIX и нач. ХХ в.в ( См. Приложение 15).
Основные постройки расположенных по сторонам обширного дворца, вытянутого в направлении север-юг и обращенного главным въездом к реке и к дороге на правом её берегу. Застройку двора со стороны набережной составили кухонный блок, расчленённый арочными воротами с башнями над ними, и Большая ханская мечеть Хан-Джами с двумя минаретами. Именно эта часть дворца производит эффект внезапного появления среди зелени.