Система электроснабжения современных пассажирских вагонов обеспечивает работу, люминесцентного освещения, устройств вентиляции и кондиционирования воздуха, высоковольтного отопления вагона, а также комбинированного кипятильника и охладителя питьевой воды, преобразователей для электробритв. Проводник принимает непосредственное участие в управлении работой системы электроснабжения вагонов и контролирует действие сигнализации нагрева рельсовых букс вагона и пожарной сигнализации.
Основные аппараты управления, сигнализации и защиты установлены на электрораспределительном щите, расположенном в служебном купе проводника. С пульта электрораспределительного щита с помощью переключателей и кнопок производится управление всей системой электроснабжения вагона, а также отопления и вентиляции. На пульте управления вагонов имеется также сигнализация (лампы) замыкания и утечки тока на массу плюсовых и минусовых цепей, включения преобразователя люминесцентного освещения, включения групп осветительных приборов, электрокипятильника, охладителя питьевой воды, циркуляционного насоса отопительной системы, преобразователя для электробритв, хвостовых сигнальных фонарей. На пульте управления расположены сигнальные лампы подачи в магистраль высоковольтного напряжения и включения отопления вагона. Кроме того, имеется сигнализация нагрева букс.
При аварийном выходе из строя генератора и аккумуляторной батареи предусмотрена подача тока через низковольтную подвагонную магистраль из соседнего вагона и наоборот.
Проводник должен знать, как управлять системой электроснабжения вагонов, уметь определить возникающие неисправности. Для этого в служебном купе вывешивается общая схема системы электроснабжения. Имеется спецификация составляющих схему элементов, и приведены их основные данные. Составными частями схемы являются система электроснабжения, система освещения, высоковольтное электроотопление, управление вентиляционной установкой, радиотрансляционная сеть, радиоустановка (в вагонах с радиокупе).
Главный переключатель для системы электроснабжения имеет три режима: дневной, вечерний и ночной. В позиции «дневной режим» включаются лампы освещения котельного отделения, штепсельные розетки в коридоре, туалетах и под вагоном, вызывная звонковая сигнализация. В позиции главного переключателя «вечерний режим» включаются все лампы освещения, а в позиции «ночной режим» — только лампы накаливания и штепсельные розетки.
В установленные часы работы поездного радиоузла пассажиры получают возможность прослушать последние известия, передачи очеркового, музыкально-развлекательного характера. Особое значение имеет служебная информация, которая в каждом поезде должна передаваться не реже двух раз в сутки. Пассажирам сообщаются основные положения Правил перевозок пассажиров, в том числе правила поведения пассажира на железнодорожном транспорте. Пассажиров предупреждают о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности и общественного порядка. Проводник должен не только следить за исправностью радиотрансляции в вагоне, но и предупреждать пассажиров о необходимости 'прослушивания служебной информации. В то же время следует обращать внимание на то, чтобы работа поездной радиотрансляционной сети не .раздражала пассажиров и не мешала их отдыху. Для этого периодически проверяют громкость включения репродукторов, особенно в коридоре купейного и мягкого вагонов, и в случае необходимости звук уменьшают.
Проводник обязан следить за соблюдением общественного порядка в вагоне, не допускать распития спиртных напитков, курения в купе, коридорах, туалетах и тамбуре с рабочей стороны вагона, а также нахождения в вагоне посторонних лиц. Не допускаются также азартные игры и спекуляция. Проезд в тамбурах, на переходной площадке и крыше вагона запрещен.
В обязанность проводника входит обеспечение сохранности внутреннего инвентаря и самого пассажирского вагона. Свободные купе должны быть закрыты на ключ, с выключенным радио, светом и закрытыми окнами.
О прибытии на станцию назначения проводник заранее предупреждает пассажиров, а за 30 мин до этого убирает постельные принадлежности, производит расчет с пассажирами за чай и кондитерские изделия и возвращает им билеты. После полной остановки поезда на станции назначения проводник открывает наружную тамбурную дверь, протирает поручни и начинает высадку, а затем и посадку пассажиров.
По прибытии поезда в пункт оборота, после высадки пассажиров проводники собирают использованное постельное белье в мешки и складывают их в рундуки, убирают на верхние полки и в потолочные нищи матрацы, подушки и одеяла. Очищают пылесосом и свертывают ковровые дорожки и купейные коврики, подметают полы, вытирают пыль с диванов, полок, столиков, стен, с электроарматуры, выносят мусор из вагонов в специальные мусоросборники. За время перестоя поезда в пункте оборота должны быть вымыты все полы и туалеты. Это делает бригада мойщиков или сами проводники в зависимости от установленного порядка. В пункте формирования и приписки пассажирского поезда после прибытия пересчитывают и складывают как использованное, так и чистое белье, готовя его к сдаче. Подметают пол, протирают от пыли все внутренние поверхности пассажирских помещений, коридоров, убирают туалетные помещения, котельную, тамбуры. Удаляют из вагонов мусор. Если бригада меняется, то она сдает внутренний инвентарь вагона другой бригаде или в кладовые.
2.5. Услуги, оказываемые пассажирам в поездах
В поезде пассажирам предоставляется целый комплекс бесплатных и платных услуг. В вагонах со спальными местами выдаются постельные принадлежности и комплект постельного белья в упакованном виде (две простыни, наволочка и полотенце). Плата за пользование им 1 руб., но если в набор включены дополнительные предметы: второе полотенце, туалетное мыло и др., — стоимость услуги повышается. Пассажир имеет право потребовать замены некачественного постельного белья без оплаты. В пути следования пассажир может взять за плату новый комплект постельного белья взамен использованного. Квитанции за пользование постельным бельем не выдаются. Для командированных отчетом за пользование постелью в поезде служит билет на спальное место в вагоне.
Проводники застилают все постели в вагонах СВ, а в купейных и плацкартных — только инвалидам и престарелым. Постельные принадлежности забирают у пассажиров не раньше чем за 30 мин до прибытия на станцию назначения. Пассажиры сами убирают свою постель, а проводник забирает ее из купе от спального места. В вагонах СВ белье убирает проводник.
Фирменные поезда подаются под посадку с застеленными постелями на верхних полках купейных вагонов. В международных поездах стоимость пользования постельными принадлежностями входит в стоимость плацкарты. Если международный поезд .отправляется ночью с 21 часа до 7 часов по местному времени, спальные места должны быть застелены проводником вагона в соответствии с данными картограммы о проданных местах, имеющейся у него до подачи поезда к платформе, где будет производиться посадка. Если международный поезд отправляется днем, щ подготовку спальных мест с застилкой постелей проводник производит по желанию пассажиров.
В туалетах во всех поездах в обязательном порядке должны быть- туалетная бумага и мыло.
Все пассажирские вагоны снабжаются чаем, сахаром в индивидуальной упаковке, кондитерскими изделиями в мелкой расфасовке (печенье, вафли и т. д.). В вагонах пассажирских поездов всех категорий пассажирам не менее трех раз в день с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 часов по местному времени проводники должны предлагать чай, а в фирменных и международных поездах — дополнительно по просьбе пассажиров в любое время суток. Заваривается чай в специальном заварном чайнике кипятком из кипятильника, имеющегося в вагоне. Совместным указанием ОАО «РЖД» и Министерства торговли РФ установлена норма закладки чая на стакан напитка — 1,25 г. Для приготовления заварки используется чай высшего и первого сортов в соотношении 1:1. На литр заварки должно расходоваться 25 г чая, на стакан чая (200 мл) — 50 мл заварки.
Плата за предлагаемые пассажирам чай, кофе и кондитерские изделия взимается в следующих размерах:.
за чай (без сахара), приготовленный из весового чая, — 2 коп. за стакан;
за чай (без сахара), для приготовления которого используется чай в мелкой расфасовке (пакетики мас-I сой 2 и 3 г), — 4 коп. за стакан;
за кофе натуральный, растворимый, без сахара (пакетик 2,5 г) — 22 коп. за стакан; за сахар по 2 кусочка массой 15 г в индивидуальной упаковке или за пакетик сахара из ламинированной бумаги массой 10 г — по 2 коп. за упаковку.
Чай подается пассажиру с тем количеством сахара, которое он желает, или без сахара тоже по его желанию Кондитерские изделия реализуются пассажирам по розничным ценам 2-го пояса с наценкой 20 %, а сухари — по розничным ценам 2-го пояса.
Расчет за чай и кондитерские изделия производится с согласия пассажира сразу, за день или полностью по окончании поездки. Брать деньги авансом за эти услуги запрещается.
В пассажирских поездах предусматривается торговля сувенирами, бытовыми и -промышленными товарами, которую должны вести проводники вагонов. Эти дополнительные обязанности определены совместным приказом ОАО «РЖД» и Министерства торговли РФ от 1987 г. Торговые организации, а ими могут быть городские или местные предприятия торговли, управления и отделы рабочего снабжения железных дорог, организуют обучение проводников торговле на основе утвержденных Министерством торговли РФ программ и учебных планов. Затем с проводниками вагонов заключается трудовой договор или их зачисляют на должность продавцов по совместительству в штаты торговых предприятий и выдают удостоверения о допуске к торговле в пассажирских поездах.
Проводники, производящие продажу товаров в поездах, обеспечиваются специальным инвентарем (пломбирами, замками, лотками, тележками), рекламными проспектами, бланками, упаковочными материалами с эмблемой ОАО «РЖД». Приказом ОАО «РЖД» и Минторга РФ утвержден Примерный перечень товаров, подлежащих продаже в пассажирских поездах. За эту дополнительную работу торговое предприятие выплачивает проводнику вознаграждение в размере 5 % от вырученной суммы.
Снабжать проводников товарами должны киоски или магазины, созданные в пунктах нахождения резервов проводников, в вагонных депо, участках или ДОП. На основании заявок проводников работники торгового предприятия отбирают товары в количестве, достаточном для торговли в вагонах в прямом и обратном рейсах. Товары отпускают проводнику по предъявлении удостоверения о допуске к торговле и оформляют расходно-приходной накладной в четырех экземплярах. В расходно-приходной накладной должны быть указаны дата, номер поезда, маршрут, время отправления, фамилия, имя, отчество продавца (проводника), номер его удостоверения, перечень и количество товаров, их розничные цены, стоимость товаров и сумма по накладной, наименование и количество выданного инвентаря. Накладную подписывают кладовщик, выдавший товар, и продавец (проводник), принявший его. Первый и третий экземпляры накладной остаются у кладовщика, второй закладывается в тару с товаром, четвертый передается проводнику. Проводник продает выданные ему товары по государственным розничным ценам с начислением торговой накидки 5%. Продажа товаров, не указанных в расходно-приходной ведомости, запрещена.