Проводники-продавцы обязаны обеспечить сохранность в пути следования принятых ими товаров и денежных ценностей, они несут за них материальную ответственность. В случае порчи или повреждения товаров составляется акт в трех экземплярах за подписью начальника поезда и проводника-продавца с указанием причин порчи или боя товаров, их количества и стоимости. Первый экземпляр акта направляют в отделение дороги, второй прикладывают к товарному отчету, а третий оставляют у продавца.
После окончания рейса проводник обязан сдать в кассу торгового предприятия выручку за проданные товары и не позднее 24 часов после возвращения из рейса доставить непроданные товары кладовщику, оформив возврат на втором и четвертом экземплярах расходно-приходной ведомости, и сдать товарный отчет в бухгалтерию торгового предприятия. Второй экземпляр накладной, являющийся отчетным документом, сдается в бухгалтерию, четвертый — передается кладовщику для оприходования непроданных товаров.
B пути следования пассажиров информируют через поездной радиоузел об имеющихся у проводника товарах и их ценах.
В пассажирских поездах производится продажа газет, журналов и книг. Существует Соглашение о порядке организации продажи периодических изданий на железнодорожном транспорте, заключенное между ОАО «РЖД» и Министерством связи РФ. Газеты, журналы и другие печатные издания проводники продают в пассажирских поездах по договору с предприятиями Роспечати. Им выдаются удостоверения на право продажи периодических и непериодических .изданий и для получения газет в пути следования. Руководит этой работой непосредственно начальник пассажирского поезда. Об имеющихся для продажи у работников поездных бригад печатных материалах он должен периодически объявлять по поездной радиосети.
Проводники вагонов получают газеты и журналы в экспедициях «Роспечати», расположенных в пунктах формирования пассажирских поездов. Газеты и журналы, подготовленные для продажи в поездах, должны быть упакованы в пачки, при выдаче составляется накладная формы СП-22. Первый экземпляр накладной забирает проводник, а копия ее с подписью проводника остается в экспедиции предприятия связи. По возвращении из рейса проводники сдают в предприятия «Роспечати» денежную выручку по приходным ордерам, а непроданные издания — по приходным накладным, составляемым в двух экземплярах. Квитанции приходных ордеров и первые экземпляры накладных выдаются проводникам пассажирских вагонов. На предприятиях Роспечати на каждого проводника открывают лицевые счета формы СП-9, в которых учитываются стоимость отпускаемых изданий, сдаваемая денежная выручка и стоимость возвращаемых изданий.
Свежие газеты проводники приобретают во время рейса у экспедиторов предприятий Роспечати на железнодорожных станциях за счет денег, вырученных ими от продажи печатных материалов или полученных в экспедиции пункта формирования поезда. Работники экспедиций Роспечати, расположенных на вокзалах, доставляют пачки с газетами непосредственно к поездам и передают их проводникам за наличные деньги. В накладной формы СП-22 на выдаваемые газеты указывается сумма, подлежащая уплате за газеты, и сумма комиссионных вознаграждений.
За реализацию печатных изданий в пассажирских поездах проводники вагонов один раз в месяц получают комиссионное вознаграждение в размере 10% от номинальной стоимости изданий. О случаях, когда получение периодических изданий срывается по вине предприятий Роспечати, руководство резерва проводников сообщает для принятия мер этим предприятиям или в союзное или республиканское министерство связи, а в пути следования начальник поезда должен дать об этом телеграмму. Если проводники отказываются от получения газет, доставленных к вагону, предприятия Роспечати ставят об этом в известность руководство вагонного депо, вагонного участка или резерва проводников.
Согласно Правилам перевозок пассажиров во всех вагонах дальних пассажирских поездов должны быть настольные игры (домино, шашки и шахматы), которые выдаются пассажирам бесплатно.
Пассажир, занимающий место на второй полке, имеет право получить ремни безопасности. Если верхние полки вагона не оборудованы для применения таких ремней, проводник должен в вежливой форме объяснить пассажиру невозможность удовлетворения его просьбы.
Пассажирам бесплатно предоставляются медикаменты, имеющиеся в поездной аптечке.
В ряде фирменных поездов организованы на общественных началах бесплатные бытовые уголки, детские комнаты, справочно-информационные купе, поездные библиотеки.
В зависимости от организации работы и местных условий поездная бригада может оказывать пассажирам и целый ряд услуг: организацию компостирования билета для дальнейшей поездки или прием заказов на прямую плацкарту, вызов носильщиков, прием телеграмм, заказов на такси. В фирменных поездах существуют такие услуги пассажирам, как ремонт одежды, парикмахерская и др. В международных и ряде других поездов для общего пользования имеются рекламные издания советских железных дорог, политическая литература на русском языке и языках зарубежных стран. К услугам пассажиров, находящихся в длительной поездке, во многих поездах организованы платные видеосалоны.
Примечание
В п. 2.5 указаны цены 1987 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Памятка для проводников пассажирских вагонов дальнего следования:
“О санитарных требованиях к внутренней уборки вагонов в пути следования”
Для поддержки чистоты и соблюдения санитарных норм и правил в пути следования, проводнику пассажирского вагона необходимо проводить регулярную уборку салона вагона, пассажирских купе, туалетов. А также необходимо регулярно промывать посуду используемую пассажирами и проводниками вагонов. При этом надо помнить, что посуда предназначенная для пассажира хранится в специально отведённом месте и отдельно от посуды проводников.
1.Для уборки салонов и купе используется : 1% раствор спец-актива (100 мл (пол стакана) средства на 10 литров воды).
2.Для уборки туалетов используется : 3% раствор септопола (300 мл средства (1,5 стакана) на 10 литров воды
3.Для мытья посуды используется : 0,5 %-2 % раствор кальцинированной соды (5 грамм на 1 литр воды)
6.Противоэпидемиологические мероприятия.
При выявлении среди пассажиров или членов поездной бригады лиц с подозрением на инфекционное заболевание необходимо:
6.1.Сообщить через начальника поезда в медпункт, СКП или другие медицинские учреждения, ближайшие по ходу следования поезда, о наличии
в составе инфекционного больного;
6.2.Изолировать больного в отдельном купе, а контактировавших с ним пассажиров перевести в соседнее купе предварительно освободив его от пассажиров.
6.3.В плацкартном вагоне занавесить купе простынями смоченными в 1% растворе хлорной извести;
6.4.Все работы связанные с текущей дезинфекцией, а также обработка предметов ухода за больным производится в спецодежде и в резиновых перчатках.
6.5.Для больного выделяют две ёмкости необходимые для сбора выделений, ( находятся на штабном вагоне ).
6.6.Проводится текущая дезинфекция всей посуды имеющейся на вагоне, в 1,0 % растворе хлорной извести;
6.7. Проводится дезинфекция в туалетах, в салоне, в купе, протираются все стены, полы, потолки, полки ветошью смоченной в 1,0 % растворе хлорной извести .
6.8.Загрязнённое выделениями больного нательное и постельное бельё собирают в клеёнчатый пакет или в наволочку предварительно смоченную в 1,0% растворехлорной извести и хранят в купе больного в одном из рундуков нижней полки, до Ж/Д станции где будет снят больной и проведена заключительная дезинфекция.
6.9.Пол, стены, потолки, двери, окна, полки и рундуки в купе больного, а также места загрязнённые выделениями больного сначала обрабатываются дезсредствами а затем убирают и моют с применением дезсредств. Также проводится уборка туалетов, умывальных чаш, унитазов, салона вагона, полов, стен и потолков с применением дезсредств.
7.Мытъё чайной посуды.
Стаканы, подстаканники, ложки, вилки и ножи вымыть горячей водой с добавлением кальцинированной соды, прополоскать, сложить в полоскатель для мытья посуды или в мойку в служебном отделении проводника, залить кипятком и оставить на несколько минут (сливное отверстие мойки надо закрыть пробкой).
Проводник при приёмке вагона должен убедится в наличии пробки для закрытия сливного отверстия. Чистую вымытую посуду сушить на подносе или поставить на чистое полотенце.
8.Уборка вагона в рейсе
При уборке вагона в рейсе проводнику необходимо провести следующие виды работ:
8.1.Провести уборку салона вагона, по коридору, по купе при помощи пылесоса в ночное время-промести коридор и все тамбура веником, а также свободные купе не мешая отдыху пассажиров.
8.2.Влажной ветошью предусмотренной для уборки туалетов убрать пол в туалете и пол за унитазом, другой ветошью протереть умывальные чаши в туалетах, при необходимости обновить дезраствор в бачках с ершиком. Протереть полочку для туалетных принадлежностей, зеркало, мыльницу, кран умывальника, окна, стены и потолок в туалете. Добавить мыло и туалетную бумагу, а в “фирменных” вагонах проверить наличие бумажного полотенца.
8.3.В тамбурах промыть полы, стены и окна ( в зимнее время-промести тамбурах и сколоть лед ). В нерабочем тамбуре прочистить и промыть пепельницы .
8.4.Протереть вентиляционные решётки в тамбурах, по коридору, в нижней части дверей купе и рециркуляционную решётку в вагонах с климатической установкой.
8.5.Протереть по коридору: кожуха батарей системы отопления, подоконники, корнизы солнцезащитных штор, поручни, рекламные полки, верхнюю часть салонных дверей, стёкла и сами двери от следов пота пассажиров. Протереть двери купе и стены по коридору и оконные стёкла от пятен пота пассажиров.
8.6.Вымыть поддон кипятильника, он должен быть чистым без остатков грязи, золы, сажи и жировых пятен по всему периметру. Прочистить и промыть фильтр отстойник кипятильника. Протереть все металлические части и крышку кипятильника от грязи и пыли. Промыть и прочистить сливное отверстие в поддоне, а также промыть дверцы закрывающие кипятильник. Если кипятильник отапливается твёрдым топливом то прочистить отделение для сбора золы.
8.7.Промыть и протереть раковину под краном питьевой воды и подкачать питьевую воду в водозаборный бак.
8.8.Протереть влажной ветошью предназначенной для уборки полов по коридору, полы под батареями системы отопления, полы в малом тамбуре (напротив туалета с нерабочей стороны) и полы в косом тамбуре с рабочей стороны.
8.9.В служебном помещении проводника должно быть чисто, на шкафу и в шкафу предназначенного для хранения «чайной» посуды и кондитерских изделий для «чайной» торговли ничего не должно быть кроме кондитерских изделий полученных в рейс. Кроме того внутри шкафа должна хранится посуда для разноски чая и посуда предназначенная для пассажира. Проводнику разрешается хранить свою посуду и неиспорченные продукты питания на другой полке шкафа.
На всю продукцию, которая подлежит реализации, должны быть сертификаты качества и кондитерские изделия не должны быть просрочены. Категорический запрещается хранение в шкафу- «чайном домике» -предметов не относящихся к предметам торговли кондитерскими изделиями ,к «чайной» посуде и продуктам питания (деньги, вагонные ключи и др.,) Стаканы должны быть чистые, без подтёков, без следов пищи и без жировых пятен. Вымытые и высушенные стаканы должны быть накрыты чистым полотенцем. Заварные чайники и чайники для питьевой воды, также должны быть чистые и не содержать остатков заварки и следов пищи. В отделении для хранения ложек, вилок, ножей ничего кроме вышеперечисленного не должно хранится.
8.10.В мойке находящейся в служебном отделении проводника, кроме средств для мытья посуды ничего не должно быть. Мойка должна содержатся в чистоте не иметь жирового слоя, не должна быть засорена.
8.11.На ближайшей станции где предусмотрены ящики для сбора мусора,
проводник обязан освободить мусоросборник в вагоне. Категорический
запрещается выброс мусора на железнодорожные пути.
9.Правила хранения постельного белья
9.1. Постельное бельё должно хранится: отдельно грязное, отдельно чистое.
В виде исключения допускается (если ящик под грязное бельё уже занят грязным бельём или его вообще нет) хранение в купе отдыха проводников под нижней полкой, затаренное в мешок, грязное постельное бельё.
9.2. Чистое постельное бельё должно быть затарено в мешок и хранится на вторых полках или чердачной нише. В пункте оборота грязное постельное бельё должно быть опломбировано начальником поезда.
9.3.Правила хранения некомплектного белья (посудных полотенец, салфеток, занавесок и др.,) аналогичны с правилами хранения постельного белья.
9.4.Категорический Запрещается хранение грязного и чистого белья ( как комплектного так и не комплектного белья) в рундуке в служебном отделении проводника, а также около шкафа-«чайного домика'».
10.Общие санитарные требования для проводника в пути следования.
10.1. В вагоне должно быть четыре маркированных ведра: ведро для уборки туалета-должно хранится в туалете или в котловом отделении на котле, ведро для уборки полов-должно хранится под титаном, ведро для уборки столов-должно хранится в закрывающейся нише над кипятильником и ведро для мусора должно хранится на полу в котельном отделении. В вёдрах категорический запрещается стирать или что либо хранить. Хранение ведра в ведре не разрешается.
10.2. Веники должны хранится в малом стояке нерабочего тамбура.
10.3.Ветошь для уборки полов коридора, купе, тамбуров-хранится на полу под кожухом батарей системы отопления по коридору около кипятильника. Ветошь для уборки туалетов должна хранится на ведре для уборки туалетов в туалете с рабочей стороны.
10.4.У каждого проводника пассажирского вагона должно быть по два халата: один халат для уборки туалетов (хранится в большём стояке не рабочего тамбура) ,второй халат для уборки салона (хранится в служебном помещении проводника в целофановом пакете в рундуке).
10.5.Шланг от пылесоса должен хранится в туалете с рабочей стороны за унитазом ,а сам пылесос в служебном отделении проводника.
10.6.После окончания уборки вагона проводник должен поменять (при необходимости, по мере загрязнения) покрышку на ковровой дорожке.
10.7.Все работы по уборке туалетов и вагона проводятся проводником в резиновых перчатках, которые после окончания уборки надо промыть под проточной водой не снимая с рук. Руки промыть с мылом под проточной водой и смазать кремом.
10.8.Уборка в салоне производится не реже трёх раз в сутки, а уборка туалетов проводится по мере необходимости, но не менее четырёх раз в сутки.
10.9.Моющие и дезсредства должны хранится в закрытой таре и должны быть подписан. Хранить их рекомендуется под умывальной чашей в туалете с рабочей стороны.
10.10.По окончании уборки уборочный инвентарь, вёдра, ветошь надо промыть и продезинфицировать.
ПРОВОДНИК ПОМНИ !!!
СОБЛЮДЕНИЕ ДАННЫХ ПРАВИЛ СОХРАНИТ ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕ ТВОИХ ПАССАЖИРОВ И НЕ ПРИВЕДЁТ К НАРУШЕНИЮ САНИТАРНЫХ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ САНИТАРНО КОНТРОЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ .
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Вагоны пассажирские магистральных железных дорог. Инструкция по техническому обслуживанию оборудования.— М.: Транспорт, 1986.— 80 с.
2. Гигиеническая подготовка проводника. — М.: Транспорт, 1977. — 26 с.
3. Егоров В. П. Эксплуатация электрооборудования пассажирских вагонов. — М.: Транспорт, 1980. — 296 с.
4. Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов. — М.: Транспорт, 1986. — 47 с.
5. Инструкция проводнику пассажирских вагонов.— М.: Транспорт, 1982. — 15 с.
6. Инструкция осмотрщику вагонов. — М.: Транспорт, 1983.— 93 с.
7. Инструкция начальнику (механику-бригадиру) пассажирского поезда. — М.: Транспорт, 1982. — 14 с.
8. Инструкция о работе контролеров-ревизоров и ревизоров-инструкторов по контролю пассажирских поездов.—М., 1984.— 23 с.
9. Инструкция по техническому обслуживанию отопительной установки пассажирского вагона.—М.: Транспорт, 1981.— 14 с.
10. Матвеев В. И., Калымулин Ю. М., Дремин Л. Г. Пособие проводнику пассажирских вагонов—М.; Транспорт, 1983.—255с.
11. Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог/Под ред. М. Н. Хацкевича. — М.: Транспорт, 1983. — 394 с.
12. Основы типового технологического процесса централизованного руководства продажи билетов на железных дорогах и отделениях. — М.: Транспорт, 1973. — 168 с.
13. Правила выдачи бесплатных билетов для проезда по железным дорогам СССР. — М.: Транспорт, 1979. — 47 с.
14. Правила перевозки пассажиров международного сообщения и туристов, следующих в пассажирских и туристско-экскурсионных поездах по железным дорогам СССР. Сборник; основных руководящих материалов по железнодорожному транспорту. — М.: Транспорт, 1968.— 302 с.
15. Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам СССР (тарифное руководство №5). — М.: Транспорт, 1978. — 168 с.
16. Правила пользования вагонами в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщениях (ППВ). Тарифное руководство № 10/11-Г. — М.: Транспорт, 1985. -— 136 с.
17. Правила технической эксплуатации железных дорог СССР.—М.: Транспорт, 1986.— 141 с.
18. Санитарные правила для пунктов экипировки пассажирских вагонов на железнодорожных станциях. — М.: 1986. — 17 с.
19. Сборник инструктивно-методических материалов по санитарному надзору за пассажирскими перевозками. — М.: Транспорт, 1974.— 117 с.
20. Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) и служебная инструкция к СМПС (тарифное руководство № 10-А и № 10-В). — М.: Транспорт, 1978.— 141 с.
21. Соловейчик М. 3., Сотников Т. А. Организация пассажирских перевозок.—М.: Транспорт, 1983. — 223 с.
22. Справочник международных пассажирских сообщений.—М.: Транспорт, 1986. — 112 с.
23. Справочник пассажира. —М.: Транспорт, 1981. — 251 с.
24. Типовой технологический процесс работы вокзалов. — М.: Транспорт, 1978.— 53 с.
25. Типовой технологический процесс осмотра, безотцепочного ремонта и экипировки пассажирских вагонов, — М.: Транспорт, 1975.-96 с.