Правоведение

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источни­ком права тогда, когда он закрепляет уже давно сложив­шиеся отношения, одобряемые населением. В рабовла­дельческих и феодальных обществах обычаи санкциони­ровались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в при­дании нормативного характера решению суда по кон­кретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосак­сонской правовой системе, «ratio de,cidendi». Из преце­дента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке пре­цедент как источник права оценивался только отрицатель­но, однако в последнее время тон критических высказы­ваний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную док­трину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспо­римых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относи­тельно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осу­ществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание   правовых   норм,   что   помогает   проводить единую политику, не допускать произвольного толкова­ния и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений норма­тивных актов нарушители преследуются и наказывают­ся на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграниче­ния юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие прави­ла поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государ­ства имеет разветвленную структуру органов с опреде­ленными правотворческими полномочиями и значитель­ным   объемом   иных   функций,   которые   реализуются с помощью издания юридических актов;

б)  иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разно­великой  юридической  силы  актов,  в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы  по  предмету  регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и пре­цеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определен­ный, правовой режим.

Итак, нормативный акт — это официальный доку­мент, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).


6.Конституция РФ как основной закон


В Российском государстве, в сущности, единствен­ным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Прави­тельства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные догово­ры России; б) нормативные акты органов государствен­ной власти субъектов Федерации.

Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верхо­венство ее в системе нормативных актов Российского го­сударства определяется следующим: 1) Конституция при­нята на референдуме в результате свободного волеизъяв­ления всего народа; 2) Конституция устанавливает основ­ные начала, принципы, нормы общественного и государ­ственного строя; 3) Конституция содержит перечень ос­новных прав человека и фиксирует структуру и компетен­цию высших органов государственной власти и управле­ния; 4) Конституция принимается, изменяется в результа­те соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содер­жит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основ­ного закона, определяющие компетенцию высших орга­нов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных зако­нов (ст. 104—108), и некоторые другие.

Федеральные законы принимаются в Российской Фе­дерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосова­ло более половины от общего числа членов этой палаты

Содержание закона образуют первичные нормы, ко­торые в отдельных случаях получают дальнейшую кон­кретизацию и развитие в подзаконных актах.


7.Действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц.


Все нормативные акты имеют определенные вре­менные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По обще­му правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную си^у, момент пре­кращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обрат­ная сила закона»).

В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

в результате указания на иные обстоятельства, с ко­торыми связывается вступление в законную силу доку­мента («с момента подписания», «с момента опублико­вания» и т. д.);

в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-право­вые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одно­временно по истечении десяти дней со дня их офици­ального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Пра­вительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.

Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Феде­рации.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опублико­вания и подлежат государственной регистрации в Ми­нистерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происхо­дит в результате:

истечения срока, на который был принят юридичес­кий документ;

объявления об утрате юридической силы норматив­ного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

принятия управомоченным органом нового юриди­ческого нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общест­венных отношений;

устаревания юридического документа в связи с ис­чезновением обстоятельств, которые подлежали регули­рованию (например, утратили свою актуальность и по­тому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обрат­ной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный доку­мент действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в дей­ствие. Это правило — необходимый фактор правовой ста­бильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.

Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут приме­няться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулирова­нию длящихся правоотношений.

Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нор­мативный акт применяется на той территории, на кото­рую распространяется суверенитет государства или ком­петенция соответствующих органов. Поэтому акты феде­ральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации — на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов — на территории соответствую­щих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воз­душное пространство.

К государственной территории приравниваются мор­ские, речные и воздушные суда, находящиеся под фла­гом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего госу­дарства, открытом море и воздушном пространстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать