Правоведение

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории госу­дарства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические предста­вители иностранных государств признаются не находя­щимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещает­ся в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями со­ответствующих государств. Какие бы то ни было пося­гательства на здание посольства приравниваются к по­сягательствам на территорию государства и рассматри­ваются как факт нарушения международного права.


8.Правовой статус личности


Полное и реальное представление о правах и свобо­дах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

Во-первых, эта категория носит собирательный, уни­версальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного пере­селенца.

Во-вторых, данная категория отражает индивидуаль­ные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

В-третьих, права и свободы, составляя основу право­вого статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих пра­вам юридических обязанностей, без юридической ответ­ственности в необходимых случаях, без правовых гаран­тий, без правоспособности и дееспособности как опре­деляющих черт волевого и осознанного поведения чело­века.

В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целост­ном, системном виде, дает возможность проводить срав­нение статусов, открывает пути дальнейшего их совер­шенствования.

Правовой статус личности — это правовое положе­ние человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в пер­вую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (спе­циальный) и индивидуальный правовые статусы лич­ности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные между­народным сообществом и закрепленные в международ­но-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмот­рена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объ­единяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, сво­бодное развитие личности. Как любая основа, на кото­рой образуются новые качества, конституционный ста­тус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные обществен­ные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фак­тическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и вне­сения в них изменений закреплен в законе. Конститу­ция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабиль­ности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении госу­дарственными делами и т. п.


9.Понятие правового государства.


Возникновение

1. Идея  правового  государства  терминологически обозначает  связь  права  и  государства.   Но раскрыть подлинный  смысл  этой  связи  можно  только  сквозь призму человека, создающего правовые и государствен­ные учреждения в процессе развития своей интеллекту­альной и духовной сущности, совершенствования инди­видуальных и социальных черт, формирующего свобод­ное гражданское общество.

2.  Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем разви­тии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.

3. Развитие рассматриваемой, как и любой другой общегуманистической идеи,— процесс сложный и проти­воречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ. В историческом плане он непреры­вен, бесконечен и в определенной степени необратим.

4.  Возникновение и эволюция идеи правового госу­дарства — процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отража­ют  соответствующий  уровень  культуры  и  реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.

5.  Человечество выстрадало идею правовой государ­ственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В разбитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение дейст­вительно   разумной   правовой суверенной  публичной власти.   Для   России   правовое   государство — антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, аль­тернатива любой диктатуре.

Принципы — это основополагающие идеи (требова­ния), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других эле­ментов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потен­циалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и пра­вовым существующего государственного устройства; на­личием или отсутствием стабильного механизма реали­зации правовых начал в деятельности государствен­ных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необхо­димых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной й го­сударственной практики и с позиций современного на­учного знания можно выделить такие принципы право­вого государства.

1. Принцип приоритета права. В литературе при ха­рактеристике правового государства очень часто употреб­ляется термин «господство права», происхождение кото­рого, очевидно, связано с английским «rull of low»— «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вклады­ваемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и на­силия, а с другой — фетишизации права как самодовле­ющего и самоуправляющегося явления.

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право нераз­рывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормально­го образа жизни. Во-вторых, государство не единствен­ный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референду­мы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общест­венной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Великие мыслители-4одиночки» догадывались о про­исхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необ­ходимость ограничения государственной власти, связан­ности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете приоритет права означает: а) рас­смотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечело­веческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходи­мость идеологически-правового обоснования любых ре­шений государственных и общественных органов; г) на­личие в государстве необходимых для выражения и дей­ствия права форм и процедур (конституции и зако­нов, системы материальных и процессуальных гаран­тий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и граж­данина. Сразу следует подчеркнуть, что данный прин­цип носит первичный, комплексный, непреходящий и аб­солютный характер.

Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего су­ществования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать