За три анализируемых периода наблюдается тенденция роста прибыли предприятия от основного вида деятельности. При этом доля издержек в составе выручки от реализации на протяжении всех трех лет остается на прежнем уровне.
В то же время прибыль от реализации растет более быстрыми темпами по сравнению с коммерческими расходами, что является положительной тенденцией в результатах функционирования предприятия.
Как мы видим, основную часть (77%) от выручки составляют издержки. Прибыль занимает 8 и 5/100 часть выручки, что является очень низким показателем.
Далее рассчитаем показатели рентабельности ООО «Уралсервис». Методика расчета показателей рентабельности представлена следующими формулами.
Рентабельность совокупных активов
(44)
где - Прибыль до налогообложения (ранее называлась балансовая прибыль от реализации продукции, работ и услуг- см. старую отчетность);
- валюта баланса на начало периода (на начало года);
- валюта баланса на конец периода (на конец года).
Рентабельность мобильных средств (оборотных активов)
(45)
где - оборотные активы на начало периода;
- оборотные активы на конец периода.
Рентабельность производственных средств
(46)
где - материальные запасы на начало периода;
- материальные запасы на конец периода;
- остаточная стоимость основных средств на начало периода;
- остаточная стоимость основных средств на конец периода.
Рентабельность собственного капитала
(47)
где - собственный капитал на начало периода;
- собственный капитал на конец периода.
Рентабельность продаж
(48)
где - прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
- денежная выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг.
Оформим показатели рентабельности в таблицу 21.
Таблица 21 - Показатели рентабельности ООО «Уралсервис»
Показатель |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Рентабельности совокупных активов |
0,91 |
1,96 |
1,20 |
Рентабельности оборотных активов |
1,63 |
3,46 |
2,46 |
Рентабельности собственного капитала |
1,24 |
2,47 |
2,31 |
Рентабельности продаж |
17,48 |
14,61 |
12,46 |
Низкий уровень рентабельности в рассматриваемый период 2004-2006 гг. является критическим для предприятия, так как чистой прибыли недостаточно для ведения основной деятельности и руководство ООО «Уралсервис» было вынуждено взять кредит, что снижает независимость предприятия от внешних источников финансирования и характеризует предприятие как финансово-неустойчивое, не смотря на высокие коэффициенты ликвидности.
Главный вывод, который можно сделать из анализа финансовой устойчивости – у ООО «Уралсервис» присутствуют признаки позволяющие говорить о вероятности банкротства. Предприятие не имеет возможности полностью рассчитаться с кредиторами без ущерба для своей хозяйственной деятельности. Инструментом вывода предприятия из состояния кризиса служит финансовое оздоровление. Возможные пути укрепления финансового состояния ООО «Уралсервис» представлен в следующей главе.
3. ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1.Теоретические аспекты финансового состояния предприятия
Анализ (без привязки его к хозяйственной деятельности и выделения в самостоятельную науку) существует с незапамятных времен, являясь весьма емким понятием, лежащим в основе всей практической и научной деятельности человека.
По мнению Абрютиной М.С., анализ в широком смысле – это научное изучение предметов и явлений в их многообразных связях и взаимосвязях. Под анализом понимают расчленение сложного явления или предмета на составные части, а также сопоставление и изучение общих и частных показателей [6. с.23]. Таким образом, это метод исследования, при помощи которого изучаются причинные связи и зависимости между явлениями и частями целого.
С точки зрения Ковалева В.В., финансовое состояние – комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. Это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами [22,с.112].
Финансовое состояние хозяйственного субъекта отражает все стороны его деятельности, поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств.
Анализ финансового состояния, как специальная область научных знаний постоянно развивается в соответствии с изменениями, происходящими в экономике и практике учета. Так, разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий обусловило соответствующее разделение и анализа финансового состояния.
С точки зрения Грищенко О.В. ,Анализ состояния предприятия – это самостоятельная область экономических знаний, тесно связанная с планированием, организацией и управлением производством, финансами, статистикой и бухгалтерским учетом [19,с.52].
Методы анализа используют в качестве важного средства научного обоснования планов, контроля за ходом их выполнения, оперативного регулирования и выявления резервов повышения эффективности финансовой системы предприятия.
Деятельность предприятий характеризуется определенной системой финансовых показателей, которые содержатся в периодической и годовой статистической и бухгалтерской отчетности, а также и в учете. При оценке хозяйственной деятельности предприятий применяются показатели:
а) количественные, отражающие объем производства в стоимостных и натуральных измерителях (численность персонала, мощность средств производства, наличие и движение товарно-материальных ценностей и т.д.);
б) качественные, характеризующие эффективность производства, конечные результаты работы предприятий (показатели использования основных и оборотных средств, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность и др.).
Каждый показатель определяет какую-либо одну сторону деятельности предприятия. В то же время все показатели в едином хозяйственном организме тесно связаны между собой. Это означает, что предмет экономического анализа включает различные объекты.
Объектами анализа являются отдельные хозяйственные процессы, явления и результаты, получающие определенное отражение в системе экономических показателей. Такими объектами, в частности, являются показатели плана реализации продукции, ее ассортимента и качества, эффективности использования производственных мощностей, основных средств, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, себестоимости продукции, прибыли, рентабельности и т.д. При этом все показатели, характеризующие ту или иную сторону хозяйственной деятельности, изучаются не сами по себе, а в тесной взаимосвязи, с обязательным выявлением различных факторов, оказывающих влияние на их величину.
Современное развитие экономики требует более углубленного изучения новых качественных изменений в производстве, повышения действенности финансового анализа путем совершенствования его методов и организации. Поэтому в настоящее время все большее значение приобретает комплексный анализ, позволяющий давать объективную оценку состояния финансовых ресурсов предприятий, выявлять их резервы, повышать уровень эффективности их использования.
Как подчеркиваем Волчков С.А., методика комплексного анализа состояния и оценки эффективности хозяйственной деятельности занимает важное место в управленческом и финансовом анализе. Ее применение обеспечивает:
• объективную оценку прошлой деятельности, поиск резервов повышения эффективности хозяйствования;
• технико-экономическое обоснование перехода на новые формы собственности и хозяйствования;
• сравнительную оценку товаропроизводителей в конкурентной борьбе и выбор партнеров [16, с.11].
Основным признаком разделения анализа на внешний и внутренний является характер используемой информации.
Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных, т.е. на весьма ограниченной части информации, которая является достоянием всего общества. Основными источниками анализа являются бухгалтерский баланс и приложения к нему.
Внутренний анализ использует всю информацию о состоянии дел на предприятии, в том числе и доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия [13, c.19].
Таблица 22 дает сжатую и наглядную картину того, какой интерес у наиболее важных групп пользователей вызывает тот или иной источник информации о деятельности предприятия, а также отражает значение финансовой отчетности.
Таблица 22 - Пользователи финансовой отчетности
Пользователи |
Интересы |
Источники информации |
1 |
2 |
3 |
Менеджеры предприятия |
Оценка эффективности производственной и финансовой деятельности; Принятие управленческих и финансовых решений |
-внутренние отчеты предприятия; -финансовая отчетность предприятия |
Органы налогообложения |
Налогообложение |
-финансовая отчетность; -налоговая отчетность; |
Акционеры |
Оценка адекватности дохода степени рискованности сделанных инвестиций; Оценка перспектив выплаты дивидендов |
-финансовая отчетность |
Кредиторы |
Определение наличия ресурсов для погашения кредитов и выплаты процентов |
-финансовая отчетность; -специальные справки |
Поставщики |
Определение наличия ресурсов для оплаты поставок |
-финансовая отчетность |
Покупатели |
Оценка того, насколько долго предприятие сможет продолжать свою деятельность |
-финансовая отчетность |
Служащие |
Оценка стабильности и рентабельности дея-тельности предприятия в целях определения перспективы своей занятости, получения финансовых и других льгот и выплат от предприятия |
-финансовая отчетность |
Статистичес- кие органы |
Статистические обобщения |
-статистическая отчетность; -финансовая отчетность |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15