Реформирование бухгалтерской финансовой отчетности в РФ
Реформирование бухгалтерской отчетности в России.
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности Правительство РФ разработало и утвердило (Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998г. №283) Программу реформирования бухгалтерского учета.
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности – повышение качества формируемой в них информации.
Современный бухгалтерский учет предоставляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица и консолидированную финансовую отчетность.
Реализация программы должна осуществляться по специальным правилам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности в период 2004-2010 гг.
Профессиональные бухгалтерские организации в России и международной практике, их влияние на национальную систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
В рамках Программы реформирования бухгалтерского учета предполагается создавать ряд авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов; присоединиться к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработать и широко пропагандировать общественное признание норм профессиональной этики; организовать общественный контроль за профессиональной деятельностью и др.
В ходе реализации Программы предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций.
Основными направлениями совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области являются:
- переориентация учебных программ учебных заведений;
- мониторинг качества учебных программ учебных заведений;
- разработка учебных программ обучения руководителей и другого управленческого персонала;
- разработка российских стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
- обновление и разработка нового учебно-методического обеспечения образовательного процесса для различных категорий обучающихся бухгалтерскому учету и отчетности.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
Нормативное регулирование осуществляется на нескольких уровнях:
1. Первый уровень – Закон «о бухгалтерском учете» и «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утверждены приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н;
2. Второй уровень – Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 №43н;
3. Третий уровень – приказом Минфина России от 22 июля 2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации», Приказ Минфина РФ от 28.11.1996г. №101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами», Приказ Минфина РФ от 30 декабря 1996г. № 112 «О методических рекомендациях по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности»;
4. Четвертый уровень – нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности в рамках учетной политики организации, например, внешней и внутренней сегментарной отчетности (ее состав и содержание, адреса и сроки предоставления, порядок составления налоговых расчетов и т.д.).
Понятие бухгалтерской отчетности, ее виды и назначение.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская отчетность классифицируется по следующим направлениям:
1. по периодичности составления:
- периодическую отчетность (квартал, полугодие)
- годовая
2. по видам:
- бухгалтерская отчетность
- оперативная отчетность
- статистическая отчетность
3. по степени обобщения информации:
- первичная отчетность (составленная самой организацией)
- сводная отчетность (составленная министерствами и ведомствами)
4. по объему информации:
- частная (раскрывает отдельный участок деятельности предприятия)
- общая
5. по назначению:
- государственная
- внутренняя (по предприятию)
- специальная
Состав бухгалтерской отчетности. Порядок предоставления бухгалтерской отчетности.
Нормативные документы, регулирующие состав и порядок составления бухгалтерской отчетности:
1. ПБУ 4/99 « Бухгалтерская отчетность организации»;
2. Приказ Минфина РФ «Формы бухгалтерской отчетности и порядок составления бухгалтерской отчетности».
Промежуточная (квартальная) отчетность состоит из двух форм:
- бухгалтерский баланс (форма №1)
- отчет о прибылях и убытках (форма №2)
Годовая бухгалтерская отчетность состоит из следующих форм:
- бухгалтерский баланс (форма №1)
- отчет о прибылях и убытках (форма №2)
- отчет об изменениях капитала (форма №3)
- отчет о движении денежных средств (форма №4)
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5)
- пояснительная записка
- аудиторское заключение, если организация подлежит обязательному аудиту
Некоммерческие организации дополнительною составляют форму №6 «отчет о целевом использовании полученных средств».
Субъекты малого предпринимательства, которые не используют упрощенную систему налогообложения учета и отчетности годовую отчетность представляют в объеме двух форм:
- бухгалтерский баланс (форма №1)
- отчет о прибылях и убытках (форма №2)
Формы бухгалтерской отчетности, предлагаемые Минфином РФ, имеют рекомендательный характер. На основе их организация может разрабатывать самостоятельно формы отчетности.
Отчетным годом для организации считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Для вновь созданной организации первым отчетным годом считается период со дня государственной регистрации предприятия по 31 декабря включительно. А для организации, которая создана после 1 октября отчетным годом является период с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Предприятия обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течении 90 дней по окончании года, т.е. до 31 марта включительно.
Промежуточная (квартальная) отчетность должна быть сдана в течении 30 дней по окончании квартала (не позднее 30 числа следующего за кварталом месяца).
День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или по дате фактической передачи в налоговый орган.
Если дата представления бухгалтерской отчетности (последняя дата) приходится на выходной день, то сроком представления отчетности считается первый следующий рабочий день.
Требования к информации, формируемой в финансовой отчетности.
Требования к составлению отчетности определены федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности и ПБУ 4/99.
Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.