Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта (далее Концепция) была разработана в соответствии с положениями, определенными Указами Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации" и от 28 апреля 1997 г. № 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий".
Концепция была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1998 года № 448 и в основных своих целях и положениях опиралась на проводимую в течение предыдущих лет работу по поддержанию устойчивого функционирования отрасли, адаптации к изменившемуся уровню спроса на перевозки.
В соответствии с Концепцией целью реформы железнодорожного транспорта являются: снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозку; демонополизация отдельных сфер деятельности и развитие конкуренции; устранение перекрестного субсидирования различных видов перевозок; усиление государственного контроля за тарифами. При этом, как значилось в документе, в полной мере должны обеспечиваться управляемость и бесперебойность работы железнодорожного транспорта, целостность экономического пространства страны, выполнение перевозок для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства, самоокупаемость предприятий отрасли за счет тарифов и дотаций. Концепцией предусматривалось поэтапное проведение реформы.
Особое место в реализации Концепции структурной реформы приобретала проблема инфраструктурной составляющей себестоимости железнодорожных перевозок.
За годы реформ:
- выработана и поэтапно реализована система категорирования направлений, объектов и линейных предприятий с учетом их реальной загрузки, сделано все возможное для снижения убыточности незагруженных линий;
- структура постоянных устройств и подвижного состава (станции, локомотивные и вагонные депо, парки подвижного состава) приведена в соответствие с выполняемыми объемами работы, осуществлена консервация, а в ряде случаев – перепрофилирование неиспользуемых фондов;
- проведена работа по совершенствованию структур управления, укрупнению хозяйств в связи с изменившимся уровнем загрузки;
- осуществлены меры по внедрению современных информационных технологий.
Концепцией также предусматривалось оптимизировать систему управления пассажирскими перевозками и создать в результате реформирования федерального железнодорожного транспорта в его структуре компании по перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщении.
В ходе реформ на железнодорожном транспорте Российской Федерации в соответствии с Концепцией 1998 г. осуществляются акционирование и приватизация:
- предприятий по ремонту подвижного состава, производству запасных частей и других изделий для железнодорожного транспорта, за исключением тех, которые являются монополистами в своей сфере. В целях использования механизмов конкуренции заказы на производство продукции для железных дорог могут размещаться на предприятиях других отраслей народного хозяйства;
- общестроительных подрядных организаций. Специализированные подрядные организации (мостотоннельные, по строительств} линий сигнализации и связи, энергомонтажные и т.п.), как правило, сохраняются в составе Министерства путей сообщения Российской Федерации;
- предприятий и подразделений сельского хозяйства;
- иных предприятий и объектов непрофильной сферы.
На первом этапе реформирования организационно-технологическое единство и оперативное управление перевозочным процессом обеспечивается МПС России. При этом за ним сохраняются функции государственного и хозяйственного управления отраслью. Такой подход не противоречит роли МПС России как координатора единой транспортной системы Российской Федерации по перевозкам грузов (в первую очередь -массовых и внешнеторговых, а также транзитных в международном сообщении).
МПС России организует эффективное управление финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами железнодорожного транспорта. Поэтапно сокращается перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых с переходом к адресному дотированию отдельных категорий пассажиров, в том числе за счет федерального и региональных (местных) бюджетов. При этом будет рассмотрена возможность создания механизма их дотаций через специальную надбавку к грузовому тарифу, ежегодно сокращаемую по утвержденному графику.
Взаимоотношения с федеральным и региональными (местными) бюджетами строятся на основе следующих принципов:
- перевозки для государственных нужд (в том числе перевозки, по которым предоставляются льготы в соответствии с решением органов государственной власти) осуществляются на основе контрактов между соответствующими органами государственной власти и железнодорожным транспортом;
- бюджетные дотации предоставляются на поддержание мобилизационного потенциала отрасли, на субсидирование пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщении и на компенсацию убытков от эксплуатации малодеятельных и неперспективных линий (участков), имеющих социальное или оборонное значение;
- при поддержке федерального бюджета финансируется строительство объектов общегосударственного значения;
- при поддержке региональных бюджетов финансируется строительство объектов регионального значения и приобретение подвижного состава для пригородных перевозок.
8. Предпосылки и основное содержание концепции развития структурной реформы
Необходимость ускорения реформирования структуры управления железнодорожным транспортом (реструктуризации) вызвана совокупностью причин, среди которых в качестве основных следует назвать инвестиционные, мотивационные и законодательные противоречия в работе отрасли, наблюдающиеся с середины 90-х годов. Существенным фактором необходимости структурных реформ на железнодорожном транспорте явилась общегосударственная стратегия в области управления естественными монополиями.
Начиная с IV квартала 1998 г. в стране восстанавливается платёжеспособный спрос на перевозки, проявляется их устойчивая тенденция к росту. В то же время нарастает износ основных фондов.
Анализ действующего в Российской Федерации законодательства, в том числе и налогового, также свидетельствует о необходимости изменения действующей структуры железнодорожного транспорта.
В качестве целей структурной реформы железнодорожного транспорта Правительством определены:
- повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;
- формирование единой гармоничной транспортной системы
страны;
- снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- удовлетворение растущего спроса на грузовые и пассажирские перевозки.
Основная цель "Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта" (1998 г.) — "снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки железнодорожным транспортом" – была обусловлена первостепенной необходимостью создания условий для роста промышленного производства в стране.
При этом устойчивость работы железнодорожного транспорта в стратегическом периоде понимается как способность материально-технической базы, кадрового потенциала, системы управления железнодорожной инфраструктурой и совокупности операторских компаний обеспечить возрастающий платежеспособный (экономически обоснованный) спрос на перевозки.
Концепцией развития структурной реформы железнодорожного транспорта определено, что реформирование российских железных дорог проводится в несколько этапов, в период 2000—2007 гг. Организационные изменения в системе федерального железнодорожного транспорта происходят по мере вызревания соответствующих условий и на основе подготовленной законодательно-нормативной базы.
Основным содержанием первого этапа развития структурной реформы железнодорожного транспорта является обеспечение следующих принципов:
- разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;
- сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;
- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими перевозками, внутрироссийскими и экспортно-импортными перевозками;
- совершенствование тарифной политики с передачей правительственной комиссии функций по тарифному регулированию на железнодорожном транспорте.
В ходе реформирования осуществляется выведение из системы железнодорожного транспорта: предприятий по ремонту подвижного состава, производству запасных частей и других изделий для железнодорожного транспорта; общестроительных подрядных организаций (за исключением специализированных); иных предприятий и объектов непрофильной сферы.
Развитие структурной реформы железнодорожного транспорта происходит как развитие рыночных конкурентных механизмов в сфере перевозок, а также в сфере услуг по содержанию инфраструктуры и технических средств.
Так, если первоначально большая часть универсального подвижного состава сохраняется в компании "РЖД", то в дальнейшем его доля последовательно сокращается по мере появления и развития на рынке транспортных услуг компаний-операторов и приобретения ими собственного подвижного состава. Региональные пассажирские компании, создаваемые в виде филиалов ОАО "РЖД", по мере решения проблемы компенсации убыточности дальних пассажирских перевозок выводятся в виде дочерних предприятий. Организуются независимые компании по перевозке пассажиров в собственном или арендованном подвижном составе на принципах самоокупаемости. Создаются пригородные железнодорожные компании с участием региональных органов власти и заинтересованных предприятий. Осуществляются возможные меры по реструктуризации и демонополизации предприятий по ремонту подвижного состава, с последовательным выведением конкурентного сегмента из состава компании.
В период реформирования железнодорожного транспорта его организационно-технологическое единство обеспечивается МПС России. При этом за ним сохраняются функции государственного управления отраслью. Такой подход не противоречит роли МПС России как координатора единой транспортной системы Российской Федерации при принятии соответствующих решений.
9. Оценка вариантов реформирования железнодорожного транспорта
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11