Пригородные пассажирские перевозки. С целью повышения эффективности деятельности пригородных перевозок предоставляется возможность покупки лицензий на право осуществления пригородных перевозок в течение определенного периода (франшиз).
Увеличивается число компаний по пригородным перевозкам, принадлежащих частично или полностью субъектам Российской Федерации и (или) муниципальным властям.
22. Система государственного регулирования железнодорожного транспорта
В соответствии с федеральным законом "О естественных монополиях" государственное регулирование естественных монополий направлено на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализованного ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Основными целями государственного регулирования в монопольных секторах экономики являются: обеспечение макроэкономической эффективности; справедливости по отношению к потребителю; справедливости по отношению к производителю товаров (работ, услуг), монопольного сектора.
Цели государственного регулирования в конкурентных секторах определены федеральным законом.
Общими задачами государственного регулирования железнодорожного транспорта являются: обеспечение гармоничного развития единой транспортной системы страны и ее экономики, национальной безопасности и обороноспособности государства, мобилизационной готовности железнодорожного транспорта; безопасности перевозок; равноправного доступа к продукции (работам, услугам) естественно монопольного и временно монопольного (потенциально конкурентного) секторов; эффективной тарифной политики, а также формирование стабильно развивающейся системы хозяйственных отношений (бизнесов) в железнодорожной отрасли и благоприятного инвестиционного климата; прогнозируемость изменений в правилах регулирования.
Требования к системе государственного регулирования железнодорожного транспорта. Эффективная система государственного регулирования железнодорожного транспорта должна удовлетворять ряду требований. В их число входят: равноудаленность от хозяйствующих субъектов; формирование системы "сдерживания и противовесов" в регулировании; ориентация на обеспечение единства и гармоничности транспортной системы; единство и последовательность регулирования; обеспечение обороноспособности и национальной безопасности; стабильность правил регулирования, предсказуемость изменений; обеспечение справедливости тарифов и обоснованности доходов монопольного сектора.
Минэкономразвития России |
Федеральный орган регулирования на транспорте |
Федеральный орган регулирования на железно- дорожном транспорте |
Федеральный орган по регулированию естественных монополий |
МАП России |
Органы специального технического надзора |
• Координация развития ЕТС и экономики страны • Государст- венная политика в области мобилизаци - он ной подготовки
|
• Координация деятельности и развития ЕТС и транспортных отраслей • Руководство мобилизацией- ной подготовкой и гражданской обороной на транспорте (кроме ж/д транспорта) • Стандартиза- ция, сертификация и надзор на транспорте (кроме ж/д транспорта)
|
• Координация деятельности и развития ж/д транспорта (в т.ч. ППЖТ) • Руководство мобилизацион- ной подготовкой и гражданской обороной на ж/д транспорте (в т.ч. ППЖТ) • Стандартиза- ция, сертификация и надзор на ж/д транспорте (в т.ч. ППЖТ) • Лицензирова- ние деятельности субъектов конкурентного сектора |
• Установление требований к системе тарифного регулирования естественных монополий • Утверждение тарифного прейскуранта на услуги ЕМС** и ВМС* • Разработка правил обеспечения равноправного доступа к ЕМС** и ВМС*** • Мониторинг соблюдения установленных правил регулирования доступа и тарифной политики • Формирование совместно с Минфином России методики раздельного учета доходов, затрат, финансовых результатов по видам деятельности |
• Надзор и контроль обеспечения равноправного доступа Согласование и контроль крупных сделок и слияний • Надзор и контроль применения установленной тарифной политики |
• Обеспечение специальных вопросов безопасности и соответствия техническим стандартам |
* Разработка тарифного прейскуранта на услуги ЕМС и ВМС осуществляются ОАО «РЖД» ** ЕМС – естественно монопольный сектор *** ВМС – временно монопольный сектор |
Предлагаемое распределение функций государственного регулирования – первый этап реформ.
Минэкономразвития России |
Федеральный орган регулирования на транспорте |
Федеральный орган по регулированию естественных монополий |
МАП России |
Органы специального технического надзора |
• Координация развития ЕТС* и экономики страны • Государственная политика в области мобилизационной подготовки |
• Координация деятельности и развития ЕТС и транспортных отраслей • Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на транспорте • Стандартизация сертификация и надзор на транспорте • Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте • Лицензирование деятельности субъектов конкурентного сектора |
• Установление требований к системе тарифного регулирования естественных монополий • Утверждение тарифного прейскуранта на услуги ЕМС** и ВМС*** • Разработка правил обеспечения равноправного доступа к ЕМС** и ВМС**** • Мониторинг соблюдения установленных правил регулирования доступа и тарифной политики • Формирование методики раздельного учета доходов, затрат, финансовых результатов по видам деятельности |
• Надзор и контроль обеспечения равноправного доступа • Согласование и контроль крупных сделок и слияний • Надзор и контроль установленной тарифной политики |
• Обеспечение специальных вопросов безопасности и соответствия техническим стандартам |
* Единая транспортная система ** ЕМС – естественно монопольный сектор *** Разработка тарифного прейскуранта на услуги ЕМС и ВМС осуществляются ОАО «РЖД» **** ВМС – временно монопольный сектор |
Предлагаемое распределение функций государственного регулирования – второй этап реформ.
23. Реформирование тарифной системы
Основной целью совершенствования тарифной системы является достижение баланса экономических интересов государства, пользователей услуг и предприятий железнодорожного транспорта.
К тарифной системе предъявляются требования стабильности, обеспечивающей достижение поставленных целей при изменениях внешних условий, гибкости, позволяющей адекватно реагировать на изменения внешних условий и потребностей рынка, и прогнозируемое™.
Задачи тарифного регулирования в период структурной реформы. Система тарифного регулирования должна в максимальной степени способствовать эффективной реализации изменений, предусмотренных предлагаемой регуляторной моделью. В соответствии с этим закрепленные цели тарифного регулирования дополняются следующими задачами.
На первом этапе (2001—2002 гг.) решаются задачи по передаче функций тарифного регулирования независимому государственному органу; упорядочению существующей тарифной системы. В этот период создаются условия для финансового разделения различных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, в том числе: обеспечивается уровень рентабельности естественно монопольного сектора, достаточного для его устойчивого функционирования и модернизации; последовательно отменяется перекрестное субсидирование различных видов перевозок и осуществляется переход к прямому субсидированию; создаются условия для возникновения и развития конкуренции в отдельных видах железнодорожных перевозок.
На втором и третьем этапах (2003—2010 гг.) решаются задачи обеспечения эффективного функционирования железнодорожного транспорта и создания условий для развития конкуренции и организационного выделения конкурентных секторов.
Таким образом, тарифная политика в области железнодорожного транспорта должна строиться с учетом необходимости:
создания условий для развития конкуренции (внутриотраслевой, межтранспортной, межотраслевой, международной) и недопущения искусственной монополизации в отрасли;
отказа от регулирования в конкурентных сферах деятельности;
воздействия тарифными инструментами на улучшение качества услуг железнодорожного транспорта;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11