Российско-китайские экономические отношения
Министерство высшего образования Российской Федерации
Академия налоговой полиции ФСНП РФ
Уфимский филиал
Курсовая работа
по дисциплине:
«Международные экономические отношения »
на тему:
«Российско-китайские экономические отношения»
Выполнила:
Уфа - 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. РОССИЯ И КИТАЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИК 4
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО – КИТАЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 18
§ 1. Политика стратегического партнерства – основа экономических взаимоотношений 18
§2. Региональное сотрудничество 28
§ 3. Демографические диспропорции 30
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ 32
§ 1. Россия-Китай : крупные совместные проекты экономического сотрудничества 32
§ 2. Объективные ограничители развития двусторонних отношений 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ВВЕДЕНИЕ
Куда сегодня бросить взгляд серьезному инвестору? Если верить Эдгару Мосту, управляющему директору Deutsche Bank AG, выбор не слишком обширный: «Смотрите, что происходит в мировой экономике, - сказал он, обращаясь к избранным представителям немецкой индустрии и бизнеса, участникам прошедшей в Берлине конференции «Новое право в России - шансы и риски для немецких предпринимателей». Традиционные азиатские рынки пали, американская экономика буксует, европейская спотыкается. Существуют лишь две страны в мире, развитие которых характеризуется стабильностью – это Китай и Россия».
Целью данной курсовой работы является анализ торгово-экономических отношений между Китаем и Россией. Для ее достижения необходимо, на мой взгляд, решить следующие задачи: провести сравнительный анализ современ-ного состояния экономик двух стран, разобраться в особенностях российско-китайских отношений, определиться с перспективами их экономических отношений.
Актуальность темы курсовой работы, видимо, состоит в том, что сейчас в России идут сложные процессы становления рыночных отношений. Сколько было сделано просчетов и ошибок в стратегических решениях по приватизации, либерализации цен, для исправления которых нужны были колоссальные усилия. Сейчас, после выборов нового Президента РФ, определяются приори-теты в развитии экономики страны, вырабатывается общая стратегия, подбира-ются кадры. И не проанализировать опыт своего ближайшего соседа, причем опыт положительный, просто нельзя!
ГЛАВА 1. РОССИЯ И КИТАЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИК
С конца 70-х годов китайское руководство радикально изменило соци-ально-экономический курс и приступило к глубоким и всесторонним реформам централизованно-плановой экономики, а также начало проводить "открытую политику". Преобразования в народном хозяйстве нацелены на формирование китайского варианта социальной рыночной экономики. "Открытая политика" предполагает интеграцию Китая в мировой рынок, причем не только за счет развития внешней торговли, но и путем широкого привлечения в страну зару-бежных инвестиций.
В отличие от нас у Китая есть четкая внешнеэкономическая стратегия. В ее разработке приняли участие многие академические и ведомственные иссле-довательские центры, целая армия специалистов.
На XV съезде КПК (1997 года) был сделан вывод о необходимости пере-хода к экспортной ориентации экономики страны. При этом исходили из того, что за 1979-1997 годы рост экспорта позволил обеспечить 21% прироста ВВП. В условиях глубокой дефляции, определяющей внутреннюю экономическую ситуацию последних лет, значение экспортной ориентации для народного хо-зяйства КНР еще более возросло. Выработан целый комплекс стратегических установок: "идти во вне", использовать "два вида сырья, два рынка" (сырье страны и других государств, внутренний и мировой рынки), "два импорта, один экспорт" (импорт сырья и капиталов, экспорт капитала). Решено "превратить слабость в силу", то есть полностью использовать в интересах внешнеэко-номической экспансии гигантские ресурсы дешевой рабочей силы страны.
В XXI веке, как объявлено в Пекине, Китай приступает к реализации стратегии "транснационального хозяйствования". Внешнеэкономическая экс-пансия намечается по нескольким направлениям: внешняя торговля, зару-бежные капиталовложения, создание транснациональных компаний.
Реализация этой
стратегии предусматривает четыре этапа.
Первый - "выращивание групп предприятий". Запланировано отобрать
100 луч-ших групп предприятий, которые получат поддержку государства, права на
зарубежные инвестиции и экспортное предпринимательство.
Второй этап - развитие экспорториентированных групп предприятий. Одновременно он станет начальным этапом "интернационализации", включа-ющей: активное развертывание прямых экспортно-импортных операций и соз-дание за рубежом инфраструктуры сбыта; постепенное расширение прямой инвестиционной деятельности за рубежом (с использованием разных форм объединений, приобретений, контроля); сбыт продукции зарубежной пере-работки и сборки в третьих странах.
Третий этап - транснациональное предпринимательство экспорториентиро-ванных групп предприятий. На этом этапе их зарубежная деятельность станет основной. Они будут создавать в других странах свои "дочки" и филиалы, тесно связанные с материнскими компаниями.
Четвертый этап - формирование ТНК. Это этап, когда международная дея-тельность групп предприятий достигнет определенной степени зрелости, а материнская компания холдинга развернет свою деятельность во всех уголках планеты, ее деятельность в НИОКР, производстве, сбыте, снабжении сырьем охватит "все наиболее выгодные районы мира", и внутри групп предприятий сложится всестороннее международное разделение труда.
2000-2010 годы названы "ключевым периодом" реализации задач первых двух этапов. В эти годы Китай намерен "всеми силами" выращивать группу экспорториентированных групп предприятий, использующих потенциал транс-национального бизнеса и "постепенно теснящих" 500 сильнейших ТНК мира. Реализация задач третьего и четвертого этапов начнется после 2010 года.
К этому же времени намечено добиться вхождения в состав 500 круп-нейших ТНК мира "трех крупных армий".
"Армия Центра". Ее формируют группа центральных банков (Промы-шленно-торговый, Строительный и др.) и отраслевых монополий (например, Китайская продовольственная экспортно-импортная компания, Китайская хи-мическая экспортно-импортная компания). Многие из них, как убеждены ки-тайские эксперты, уже достигли показателей 500 крупнейших ТНК мира, однако не включаются в их число потому, что западные рейтинговые агентства не признают их "рыночными образованиями".
"Армия основных предприятий, поддерживаемых государством". Выделено шесть крупнейших промышленных групп, в которые вкладываются многомиллионные средства с тем, чтобы к 2010 году они вошли в "список 500". Некоторые китайские экономисты убеждены, что этим холдингам для выпол-нения поставленной цели не потребуется много времени. К примеру, у "Элек-тронной компании Сычуань" сумма продаж на внутреннем и внешнем рынках еще в 1998 году составила 1,7 млрд долларов, а у компании "Бэйда" (про-граммное обеспечение) - 890 млн долларов. Если учесть высокие темпы роста, поставленная задача выглядит вполне осуществимой.
"Армия предприятий-семян". Их круг четко не очерчен. Имеются в виду предприятия, получившие статус " достигших международной конкурентной марки ". Он уже присвоен 68 известным предприятиям страны, среди них, например, корпорация "Ляньсян" (компьютеры, телекоммуникации) с объемом продаж 2,7 млрд долларов.
За неполные 20 лет объем внешней торговли Китая возрос примерно в 15 раз и достиг в 1996 г. почти $300 млрд. Ожидается, что в 2002 г. внешнетор-говый оборот КНР возрастет до $450 млрд., а к 2007 г. - до $650 млрд.1
Валютные запасы страны превысили $100 млрд. Правда, внешний долг составил $115 млрд., но 90% его суммы приходится на долго- и среднесрочную задолженность, и особых проблем с его обслуживанием не возникает. Платеже-способность КНР не вызывает сомнений у зарубежных кредиторов, и они охот-но продолжают ссужать деньги Китаю.
В 2000-2010 годах среднегодовой темп роста внешнеторгового оборота Китая прогнозируется в пределах 8,5-9%, объем экспорта и импорта будет в основном сбалансированным. К середине XXI века внешнеторговый оборот должен достигнуть 20 трлн долларов, то есть возрасти почти в 50 раз
На конец 1996 г. в КНР зарегистрировано около 280 тысяч предприятий с иностранными инвестициями, из которых более 130 тысяч вступили в строй. Общий объем вложенных из-за рубежа капиталов составил свыше $160 млрд. Предприятия с иностранными инвестициями обеспечивают почти 20 млн. рабо-чих мест (около 10% всех занятых в городах) и дают 15% валового промыш-ленного производства и примерно 40% экспорта страны.