Успех рыночных реформ в Китае и их неудача в России очевидны, хотя возможности у Китая были гораздо скромнее. В чем причина? Ответ на вопрос дает сравнительный анализ перехода этих стран к рыночной экономике, который можно представить в виде семи основных пунктов.
1. В конце 80-х годов разумно было ожидать, что Россия успешно осуществит переход к рыночной экономике, а Китай не добьется успеха, имея в виду, что рыночные реформы начались в Китае в 1978 г., а в России (являвшейся тогда частью СССР) - в 1985 г.
У России были следующие предпосылки благоприятного проведения преобразований:
• успешное использование метода централизованного планирования для формирования второй по масштабам экономики в мире (более крупной, чем в Японии и Германии), наивысшие в мире объемы добычи нефти, газа, угля, производства пшеницы, обуви и ряда других товаров;
• огромный внутренний рынок;
• целостная инфраструктура, включая транспорт, коммуникации, университеты, научно-исследовательские институты и т.д.;
• урбанизированное, грамотное и обученное население;
• подготовленная рабочая сила и менеджеры с опытом управления производством (за исключением финансовой сферы);
• колоссальный человеческий капитал, в том числе крупнейший в мире отряд ученых и инженеров;
• мощные “тылы” в Восточной Европе с ее ресурсами и рынками;
• огромные природные ресурсы.
В отличие от этого возможности Китая были гораздо меньше:
• узкий в отношении платежеспособности внутренний рынок;
• низкий уровень индустриализации и развития инфраструктуры;
• сельское, в основном неграмотное население (80% сельского населения против 80% городского в России);
• в основном необученная рабочая сила, ограниченный человеческий капитал, незначительное число ученых, инженеров и техников;
• малоуспешное функционирование плановой экономики;
• ограниченные природные ресурсы;
• потенциальные преимущества, обусловленные гораздо более коротким, чем в России, периодом развития по социалистическому пути и благодаря этому наличием эвентуальных предпринимателей, которые могли проявить соответствующую инициативу;
• потенциальные преимущества, обеспечиваемые гораздо более узким государственным сектором экономики, высокой долей накоплений, поддержкой зарубежных китайцев, огромным потенциалом низкооплачиваемой рабочей силы и, самое главное, использованием иного подхода к экономическим реформам.
2. Вопреки ожиданиям рыночные реформы в Китае оказались успешными, а в России не удались.
Начиная с 1985 г. темпы экономического роста в Китае составляют в среднем 10,3% в год - ошеломляющий, высочайший показатель для любой крупной страны мира. При этом возрастают реальная заработная плата и уро-вень жизни, формируется средний класс. Текущие темпы роста стабильно удерживаются на уровне примерно 10%. Китай быстро превращается в веду-щую индустриальную страну с относительно низкими темпами инфляции. Отмечается значительное положительное сальдо торгового баланса, имеются запасы иностранной валюты, составляющие более 100 млрд долл. В результате проведения жесткой денежной политики при высоких темпах роста и низкой инфляции Китаю в ходе проведения преобразований удалась “мягкая посадка”.
В России ежегодный спад составляет 10-20% - один из самых значи-тельных показателей уменьшения национального продукта для любой крупной страны. В результате Россия переместилась со 2-го места в мире по масштабам экономики на 11 - 12-е, сравнявшись с Бразилией или Мексикой. Между тем длительная инфляция “съела” сбережения населения и разрушила средний класс - основу любого общества, вызвала политическую нестабильность, соз-дала потенциал социально-политической нестабильности и, вероятно, даже воз-можность возврата к какому-либо типу авторитарного режима. Доходы в иностранной валюте тратятся на импорт предметов роскоши и продовольствия. Имеет место утечка капитала за рубеж, капиталовложения в производство и иностранные инвестиции незначительны.
3. Россия создала модель того, как не следует выполнять переход к рыночной экономике, а Китай - модель того, как надо осуществлять этот переход.
Китай начал с рыночных, а не с политических реформ, он отложил их на более позднее время или блокировал, сохранил авторитарную политическую систему, чтобы избежать политического риска.
Советский Союз (в 1985-1991 гг.) и Россия (начиная с 1992 г.) пытались параллельно проводить политические и экономические реформы, т.е. одно-временно вводить гласность и осуществлять перестройку.
Китай начал с реформы в сельском хозяйстве, раздробил крупные кол-лективные хозяйства на более мелкие, но более эффективные единицы и ввел систему ответственности домохозяйств. Достигнутый благодаря этому рост производительности имел колоссальные последствия, если учесть, что огром-ная часть населения страны (80%) проживает в сельской местности. Крестьяне разбогатели, стали преобразовывать сельскохозяйственную систему, обеспечи-вавшую доселе только прожиточный минимум, торговать с городом и создали огромный, ранее отсутствовавший внутренний рынок потребительских товаров. Это также привело к массовому перемещению населения из села в город - крупнейшему переселению в истории человечества - и формированию огром-ного потенциала рабочей силы в городах.
Россия игнорировала сельское хозяйство и такие вопросы, как собствен-ность на землю, сельское образование, роль местных органов власти. Между тем ее прежний широкий внутренний рынок оказался разрушенным вследствие длительной инфляции, а также невыплат заработной платы и пенсий.
Китай организовал прибрежные свободные экономические зоны на юге страны, в провинции Гуандун, создав тем самым условия для достижения своих целей в Гонконге, создал “второй Гонконг” в Шенчжене, а на востоке страны, в провинции Фуцзянь, обеспечил доступ к Тайваню. Эти зоны привлекли к себе промышленное производство, ориентированное на экспорт, что дало возмож-ность зарабатывать необходимую иностранную валюту. В страну отовсюду по-текли капиталы, подтвердив тем самым, что в современном мире существует один глобальный интегрированный рынок капитала. Китаю удалось пробиться на потребительские рынки Запада, воспользовавшись режимом наибольшего благоприятствования, сформировать огромный экспортный сектор экономики, ориентированный на низкозатратную, но трудоемкую продукцию.
Россия не располагает экономикой, ориентированной на внешний рынок, если не считать экспорт природного газа, нефти и ряда других минеральных ре-сурсов, а также вооружений. Страна также экспортирует капитал, оседающий в частных оффшорных банках на Кипре, в Объединенных Арабских Эмиратах и других странах. Россия пыталась создать свободные экономические зоны, но безуспешно.
Китай ослабил централизованный контроль и сосредоточил внимание на "новой экономике", а не на разбазаривании скудных ресурсов в ходе привати-зации "старой", стимулировал развитие новых предприятий национального, провинциального, поселкового и деревенского уровней. Местная инициатива оказалась успешной. Особенно это относится к новым частным, поселковым и деревенским предприятиям, которые могут использовать беспредельный потен-циал рабочей силы из сельской местности, заимствованные за рубежом новей-шие технологии и проектные разработки или их имитации, лучшие управ-ленческие кадры, иностранный капитал, поступающий со всего мира. Новые хозяйственные субъекты смогли вступить в конкуренцию с существующими предприятиями, отвоевать у них трудовые ресурсы и капиталы.
Китай продемонстрировал гораздо большую прагматичность и гибкость, чем другие трансформирующиеся страны. Он не делал ставку на изменение формы собственности или частные предприятия. Вместо этого требовалось, чтобы новые производства были современными и ориентировались на экспорт, использовали новые технологии, квалифицированных управленцев и рабочих и т.д. К тому же государственные предприятия были реформированы, а не прива-тизированы.
Россия, напротив, сконцентрировалась на "старой экономике" и следовала инициативам, исходящим из центра. Через приватизацию и государственные субсидии поддерживались старые неэффективные государственные пред-приятия. Центральное правительство пыталось спасти их и тратило на это большие ресурсы, притом, что старые государственные предприятия возглав-лялись некомпетентными управленцами, основные фонды обветшали, исполь-зовались устаревшие технологии, выпускалась не находящая спроса продукция, отсутствовали управленческие навыки, недоставало капиталов, а государство проводило политику обложения прибыли многочисленными налогами.
Таким образом, управленческие и экономические возможности России в большой мере растрачивались в попытках скорее поддерживать старые пред-приятия, чем создавать новые, как это делалось в Китае. Относительно мало инициатив исходило от местного уровня - городов и регионов, которые все еще следуют директивам из Москвы.
4. Причины неудач России связаны с тем, что при переходе к рыночной экономике она взяла за основу так называемый подход СЛП (стабилизация, либерализация, приватизация), а успехи Китая - с отказом от такого подхода.
Первая составляющая в рамках подхода СЛП - стабилизация макроэкономики, включая ограничение дефицита государственного бюджета. Однако следствием "шоковой терапии" стали и "великая депрессия", и "великая инфляция".
Второй компонент - либерализация цен, определяемых впредь рынком, а не бюрократией. Однако в настоящее время они, по существу, устанавливаются мафией, монополистами, коррумпированными чиновниками.
Третий компонент - приватизация, перевод предприятий из государ-ственной в частную собственность, обычно в форме корпораций. В отсутствии соответствующих регулирующих и юридических институтов приватизация привела к криминализации экономики - все большую власть над ресурсами и их распределением захватывают криминальные элементы. Номенклатурная прива-тизация, проведенная управленцами, породила российских "предпринима-телей", состоящих в основном из монополистов, расхитителей имущества (продающих фонды, в том числе предприятия и оборудование, и помещающих доходы на свои частные счета в оффшорных банках), представителей мафии, вымогателей и чиновников-коррупционеров. Эти предприниматели ориентиру-ются в большей степени на извлечение ренты, чем на участие в производ-ственной деятельности.
5. При переходе к рыночной экономике Китай также сталкивается с рядом проблем:
• коррупцией и взяточничеством;
• цикличностью сельскохозяйственного производства, когда из-за низких урожаев усиливается инфляция;
• неэффективностью государственных предприятий - убыточных и не имеющих возможности погашать банковские кредиты;