Исследования на парадигматическом уровне в структурном анализе укладываются в метод бинарных оппозиций. На их основе разработана «глубинная структура» текста, которая может иметь место в символе; «природа - культура; тело - разум; старость - молодость; хороший - плохой;
82
бедный - богатый; слова - дела; порядок - хаос; доминирующий -
субординационный; эфемерный - вечный; форма - содержание; видимость -
-
реальность; медиум - послание; знающий -
узнаваемое; механический -
творческий; говорящий - слушающий; активный - пассивный; естественный -искусственный; закрытый - открытый; статичный - динамичный; негативный - позитивный; объективный - субъективный; потеря - выигрыш; внешнее -
шгутрсписс;
сходство - различие; включение - исключение» (88, с.1!5). 13
структурном анализе бинарные оппозиции используются не
только с целью
сопоставления элементов интерпретируемого, но
рассматриваются в
глубинном социальном, контекстуальном ракурсе. Сложность
семиотических
кодов определяет такая структурная функция как сочленение
(articulation),
которая формально может быть разделена на два вида:
первичное сочленение
и вторичное. Первый вид составляют мельчайшие значимые
единицы,
состоящие из означаемого и означающего (в языковой системе такими
знаками являются морфемы и слова). В том случае, если код
имеет
постоянные значимые единицы, он является кодом первичного
сочленения. К
этому типу относятся олимпийские спортивные пиктограммы,
дорожная
символика и т.п., причем в данном случае код обладает
единственным
уровнем сочленения, так как вторичны^ уровень составляют
наименьшие
функциональные единицы, не являющиеся значимыми (в языке их
составляют фонемы или графемы). Семантический анализ
символа определяет, что он является единицей первичного
сочленения. В процессе
исследования частных культурных семиотических систем
выделяются
специфические мельчайшие функционирующие единицы, например,
мифемы
в мифе. И.В. Поляков в работе «Знаковые системы в
социальном
взаимодействии и познании» говорит, что такое выделение
единиц семантики
позволяет описать структуру. На примере любого ритуала или
текста устного
характера проявляются только некоторые из опозиций
обозначенных единиц,
по вместе с тем возможно проявление латентного признака
«отсутствующей
83
онозиции». При этом выявление (принимаемой или непринимаемой в расчет) дихотомии «послание-интерпретация» является обстоятельственным и неабсолютным, поэтому символический код, очевидно, будет иметь вид группы матриц. В следующей ниже схеме все эти условия соблюдаются, и пример, заимствованый у Дена Спербера, основывается на противопоставлений оппозиционных элементов, которые могут входить во «внутренние» оппозиции, иметь различные значения. Таким образом, в самом элементе могут быть субкомпоненты, которые будут противопоставляться между собой (А - В; А - А1). Пример взят из жизни и обычаев племени ндембу; элементом, объектом оппозиции, является «масло». Группу «А» конструируют значимые единицы языковой системы, или семемы-слова. Их значения составляют первичную семиологическую систему и относятся к уровню денотации. В группу В входят элементы вторичной семиологической системы, или коннотаты.
84 |
Итак, мы видим: в парадигматическом плане структура символа сводится к тому, что какой-либо элемент группы принимает символическую форму в случае его противопоставления хотя бы еще одному элементу. Сложность символической модели обусловливается тремя собственными признаками оппозиции: 1) областью, 2) значением, 3) уровнем редукции. В данном случае область оппозиции проявляется в том, что противопоставляются не только первичная « вторичная семиологическая системы, но и единицы одной системы. Значение оппозиции зависит от представленное™ ядерных и периферийных значений. Внутри группы А элементы на уровне значения противопоставляются друг другу, но центральный элемент (А) все же выступает как основной в оппозиции элементам группы В. Уровень редукции заключается в степени проявленности каждого из противопоставленных элементов. Парадигматические ансамбли - это специфические семантические аспекты, обозначенные Леви-Строссом термином «код». При исследовании мифологии Леви-Стосс называет ряд принципов их анализа, один из которых заключается в том, что миф следует рассматривать как обладающий несколькими семантическими уровнями или кодами. Коды фиксируют определенные реалии, т.е. являются аспектами единой глобальной семантической области, которая структурирована астрономическим, анатомическим, социологическим, этическим и другими уровнями. Говоря о культурно-идеологическом аспекте знака-символа, многие семиологи, в частности, Р.Барт, У.Эко, Дж.Фиске, М.Данези и др., разрабатывают принципы определения и классификации социально-семиотических кодов, т.е. значимых систем, которые устанавливают социальную направленность коммуникативных средств, обусловленных культурным базисом. По словам Марселя Данези, культура может рассматриваться как «макро-код», который
85
составляют многочисленные коды; при посредстве последних индивидуумы интерпретируют реальность. Типология кодов у различных авторов очень отличается, поэтому отнести символ к какому-то конкретному типу было бы сложно. Вопрос этот остается открытым для будущих дискуссий. Однако можно попытаться обобщить позиции нескольких исследователей этой проблемы.
Коды условны и не являются эксплицитно выраженными. Но, по словам Стюарта Холла, они помогают преодолеть субъективно направленное (предпочитаемое) прочтение и то, что У.Эко называет «аберрентное декодирование». Положение усложняется неопределенностью границ самого информационного пространства, в котором коды варьируются от точности логических до произвольности идеологических. Далее коды подразделяются по способу репрезентации знаков, из которых выделяются два способа: цифровой и аналоговый. Аналоговые коды (такие как визуальные образы), подразумевают существование соответствующих отношений в континууме. Цифровые коды, к которым относится письменная речь, используют дискретные единицы. Любая область культуры или идеологического творчества формирует свои специфические знаки и символы, в других областях неприменимые. Здесь знак создается специфической идеологической функцией и неотделим от нее. На наш взгляд, символическая форма может определять любые виды отношений.
Даниэль Чандлер представляет деление кодов на социальные (вербальные, мнемические, поведенческие, утилитарные), текстуальные (научные, эстетические, стилистические, коды средств массовой информации), и интерпретативиые (перцептуальные, производственно-интерпретаторские и идеологические). (Отметим, что, с точки зрения логики, эти деления понятий не соблюдают требование единства основания). В этой классификации астре чаются отдельные, частные символические коды, такие
86
как ритуал, мода, поэзия, скульптура. Если же брать каждый подвид отдельно, то виден сам акт кодификации (исторически, культурно и социально установленные конвенции), т.е. динамика отношении внешней и внутренней стороны явления. Например, в голливудских фильмах белая шляпа кодифицируется как означающее «хорошего парня-ковбоя». Таким образом, основанием каждого семиотического анализа является признание за любой семитологической системой и, в частности, кодом существования материального медиума, который подчиняется своим структурным принципам. Знаки символического (культурного, коннотативного) сообщения дискретны; даже если означающее совпадает с изображением в целом, оно продолжает оставаться знаком, отличным от других знаков. Отличие изображения и отображения состоит в том, что первое является репрезентацией, а второе идеальной презентацией.
Символический код как организованная система контроля фундируется собственной системой соотношения единиц. У.Эко выделяет четыре типа отношений:
1) Синтаксическая система единиц. На этом уровне контролируется их модальная совместимость. Символический код имеет свой закон комбинаторики: направленность на соотнесение данной формы и данного образа. Соотносятся два различных объекта, понятие одного из которых шире но объему понятии другого. Как видно, символический код на данном уровне отличен от других кодовых систем, например, естественного языка. Образность китайского языка и аналитичность европейских языков основываются на этой особенности отношений. В связи с этим у представителей тех народов, которые пользуются изобразительной письменностью, активнее работает правое полушарие, ответственное за аналитику образа. Соответственно за неизобразительные системы знаков «отвечает» левое полушарие.
87
2) Семантическая система, соотносящая понятие и объект. Этот уровень ответственен за кульминационную точку символизации: замену смысла формы концептом, т.е. за образование значения. На этом уровне происходит «лифт» значения, изменение степени абстрактности. Концепт есть высшая точка рационализации образа. Следовательно, значение любого
знака может «перейти» в символическое значение, если возникает концепт.
.
3) Система ответов со стороны адресата. Этот уровень интересен
тем, что обеспечивает специфическую интерпретацию символов у различных субъектов (в различных культурах). Гетерогенность символических систем обусловлена определенным набором сигналов, указывающих на то, что послание принято. Тот факт, что европеец не может интерпретировать «мусснгу», указывает на отсутствие этих сигналов, но не на то, что он не знает об изобилии. Следовательно, эти сигналы - следствие реакции сначала на форму, только потом на содержание. Единство различно выраженных значений обеспечивается определенным количеством «глубинных точек», которые рождают общность на первый взгляд различных форм и смыслов. Различно явленный смысл есть вместе с тем единосущностный, поскольку эта глубина в символе и есть сущность.
4) Система, объединяющая а) и б) или а) и в) уровень и дающая право называть символическую систему кодовой. Код, таким образом, есть функциональный комплекс, контролирующий системы сигналов на синтаксическом, семантическом и коммуникативном уровнях.
На уровне синтагмы символы, в какой бы форме они ни проявлялись, обычно не бывают изолированными друг от друга; они появляются группами, порождая символические композиции, которые могут развертываться во времени (как в случае повествования), пространстве (произведения искусства, эмблемы графические композиции), или одновременно и в пространстве, и во времени (сновидения, драматические
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22