Таблица 2.5
Плотность автомобильных дорог общего пользования твердым покрытием в Псковской области, км дорог на 100 км 2 территории.
|
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Плотность автодорог |
151 |
178 |
179 |
180 |
181 |
184 |
186 |
191 |
В крупных городах области (Псков, Великие Луки) достаточно хорошо развит городской пассажирский транспорт. В них достаточно маршрутов и подвижного состава, чтобы обеспечить доставку пассажиров практически в любую часть города без больших потерь во времени.
Хуже обстоят дела с междугородним автомобильным транспортом. За последние годы практически в два раза сократилось количество маршрутов и автобусов. Так если в 1990 году было 206 маршрутов и 256 автобусов ходивших по ним, то в 1997 их стало 105 и 163 соответственно (табл.2.6) [44].
Таблица 2.6
Показатели работы междугороднего автобусного парка
|
1990 |
1992 |
1995 |
1996 |
1997 |
Число маршрутов, ед. |
206 |
156 |
120 |
120 |
105 |
Среднесписочное число подвижного состава, ед. |
256 |
215 |
202 |
168 |
163 |
Распределение численность туристов по видам транспорта, на которых они прибывают в Псковскую область, приведено в таблице 2.7 [42]. Основная часть российских туристов (53%) прибывает железнодорожным транспортом, чуть меньше - общественным автомобильным (37%) и личным автомобильным (10%). Большая часть иностранных туристов приезжает на общественном автомобильном транспорте (90%). Оставшиеся 10%, пользуются услугами железной дороги. В связи с тем, что Псковский аэропорт не выполняет регулярных рейсов, а катера речного транспорта выполняют только внутренние рейсы (на острова Псковского озера), воздушным и речным транспортом в область туристы не прибывают.
Таблица 2.7
Распределение численности туристов по видам транспорта, которым они прибывают в Псковскую область
Вид транспорта |
Российские туристы |
Иностранные туристы |
Автомобильный транспорт (общественный) |
37% |
90% |
Железнодорожный транспорт |
53% |
10% |
Автомобильный транспорт (личный) |
10% |
- |
Авиационный транспорт |
- |
- |
Речной транспорт |
- |
- |
В целом, транспортная инфраструктура в Псковской области находится в удовлетворительном состоянии. Исключение составляет сегмент автобусов туркласса. Это обстоятельство является неблагоприятным фактором и отрицательно влияет на туристскую привлекательность региона. Негативным обстоятельством является то, что при наличии хорошего аэропорта с международным статусом, в Псковской области не осуществляются регулярные пассажирские авиа перевозки и не используется водный транспорт.
2.5. Сравнительный анализ программ развития туризма
Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, нами были проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: г. Москвы (2000-2010гг.), г. Санкт-Петербурга (1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода (2002-2004гг.), г. Тольятти (1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г. Пскова (1996-1997гг., 2000-2002гг, 2002-2006гг.). Анализ был проведен по следующим критериям:
1. Цели программы;
2. Мероприятия программы;
3. Соответствие мероприятий целям;
4. Критерии оценки реализации программы (конечный результат);
5. Соответствие нормативно-правовой базе;
6. Инструменты реализации программы;
7. Логика программы;
С точки зрения целей программ (см. приложение 2), нужно отметить факт наличия целей в каждой программе. Как правило, ставится одна цель, а затем прописываются конкретные задачи для реализации поставленной цели. Можно также отметить, что все программы фактически преследуют одну цель: ''создание в области современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса''.
Мероприятия, отмеченные в программах (см. приложение 4), как правило, четко следуют установленным задачам. Нужно отметить, в некоторых программах (напр., Программа развития туризма в Санкт-Петербурге) содержатся конкретные мероприятия, направленные на развитие отрасли туризма в области, тогда как в других программах (напр., программа г. Тольятти) содержатся лишь общие мероприятия, не дающие представления о конкретных действиях исполнителей данной программы.
Говоря о соответствии отмеченных в программе мероприятий целям, можно сказать, что, в общем, это соответствие прослеживается.
Что касается критериев оценки реализации программ (см. приложение 3), то, как правило, авторы программ представляют конечный результат деятельности в сфере туризма. Общими ожидаемыми результатами можно назвать: создание условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к культурным ценностям; формирование современной высокоэффективной туристской индустрии; увеличение доходности федерального и местного бюджетов; привлечение иностранных инвестиций в экономику области; сохранение и возрождение объектов природного и культурного наследия; удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе; стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи).
Авторы названных выше программ в своей работе руководствовались нормативно-правовыми документами, которые также были отмечены в текстах самих программ развития туризма. Это такие документы как: Решение Городской Думы г. Тольятти №485 от 17.03.1999 ''О разработке программы развития туризма г. Тольятти на 1999-2000гг''; постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года", постановлениями Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы" и от 15.07.97 N 529 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы"; концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренная Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года № 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации", федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №177, международные правовые акты в области туризм, федеральный закон “Об основах туристской деятельности в РФ” от 24.11.96 № 132-ФЗ. Нужно отметить, что сносок на использованные нормативно-правовые акты не имеют программы г. Пскова (на все периоды) и г. Санкт-Петербурга.
Основными инструментами реализации программ являются средства федерального и местного бюджетов. Некоторые программы этим и ограничиваются (напр. Программа г. Тольятти и г. Пскова (1996-1997/2000-2002). Но большинство программ привлекают дополнительные средства к реализации мероприятий по развитию туризма, такие как: инвестиции, средства получаемых грандов от международных организаций; средства Ассоциаций туристских предприятий; средства от гостиничного сбора, средства от лицензирования международной туристской деятельности, арендной платы всех юридических и физических лиц; доходов от государственной собственности в сфере туризма; налогов от деятельности предприятий, обслуживающих туристов; специального туристского сбора с каждой ночевки независимо от целей посещения с дифференциацией по сезонам; доходов от выдачи лицензий на открытие предприятий и получение права на профессиональную деятельность на территории города; штрафов за нарушение экологической обстановки; добровольных пожертвований. Приятно отметить, что программа г. Пскова на 2002-2006 гг. предусматривает финансирование мероприятий не только из федерального и местного бюджетов, но и с использованием привлеченных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21